место в рейтинге
  • 1541160
  • 3618
  • 170
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Коротким путем к звездам. Байконур, Коркыт-ата - Легенды Казахстана (день 17)

Первые лучи солнца разгорались над мирным городом. Маленькие домики потихоньку озарялись золотом. На памятник Ленина на центральной площади упала тень ярко выделив его контуры в окружающем пространстве. Солнце заглянуло и в окна гостиницы "Центральная", что на Арбате разбудив участников автоэкспедиции "Легенды Казахстана".

Да, мы добрались за день до этого из дикой степи недалеко от Бозоя, до уголка СССР сохранившегося почти в первозданном виде - города Байконура. Этот город навсегда связан с освоением космоса и первым в истории человечества космодромом. Находясь здесь ощущаешь сопричастность с историей. Сколько же значительных исторических событий мирового масштаба происходили на этом небольшом участке дикой казахстанской степи неподалеку от Аральского моря. Где то неподалеку жил Королев и готовился к своему старту Гагарин.

С тех самых пор когда в 1955 году Королев вместе с рядом конструкторов приехав на отдаленную станцию Тюратам увидев  эти места решил, что именно здесь нужно построить новый полигон для испытания мощнейших ракет.

Да, в этом городе хорошо  чувствуешь, что он застрял в прошлом. Он выглядит, как некий "парк Советского периода" милый уголок социализма и ностальгии по ушедшим временам. В то же время есть ощущение, что его существование в большой степени связано с космосом и дерзкими мечтами человека о его покорении. Несмотря на это жители Байконура вполне современные люди, вечно спешащие куда-то в суете будней. Байконур больше не "идеальный город" ученых и инженеров. Сегодня только 20% населения так или иначе связаны с работой космодрома. Все остальные работают в сфере услуг и занимаются другими делами. Неожиданностью для меня стало то, что среди типовых советских домов тут есть даже изящно отделанный итальянский ресторан.

Первое впечатление которое складывается после прогулки по городу - невероятная для Казахстана чистота улиц. На мостовой трудно найти хоть одну оставленную бумажку или брошенный бычок. Видимо это связанно не только с соблюдением правил культуры, но и контролем за чистотой этих улиц и регулярной уборкой.

Кстати правовой статус у этого города интересный. Официально по договору об аренде у Казахстана он считается российской территорией. Статус его - город федерального значения РФ. Тут действую законы России, российская полиция, военый суд РФ. Налоговая служба, органы здравоохранения и образования тоже российские. Многими предприятиями города владеет Роскосмос. При это Россия неоднаратно высказывала предложения вывести город из договора аренды и вернуть его в ведение Кызылординской области переселив небольшую часть населения являющуюся сотрудниками космодрома на территорию станции. Подобное уже случалось в 93-94 годах. Тогда это привело к  кризису и резкому ухудшению бытовых условий, отключениям света, воды, теплоснабжения и прочего. Бюджет Кызылординской области просто не справлялся с расходами по обеспечению "нового" города. Сейчас все расходы  на коммунальное содержание взял на себя Роскосомос.

Кстати изначально не предполагалось, что я поеду на третьем этапе экспедиции, так что разрешения на въезд на территорию города на меня не было получено. Фактически  я находился там в статусе нелегала, и любой полицейский патруль мог задержать меня.

Город тянется вдоль берега реки Сырдарья. Красивые, дикие пейзажи на другом берегу резко контрастируют с аккуратненькими улочками города. Но не стоит обманываться спокойствием этой местности. На том берегу находиться несколько стартовых площадок и периодически с  берега реки открывается вид на неукротимую энергию огня вырывающуюся в окружающее пространство.

Практически все памятники в городе посвящены развитию космонавтики. Один из них - мемориал на Поклонной горе рассказывает историю Байконура. Сначала появился поселок строителей станции - Заря. Затем он вырос, тут поселились инженеры и рабочие и он получил название Ленинск. С 1966 Ленинск уже становиться городом и в 1995 году он был переименован в Байконур, по названию космодрома.

Вообще с названиями тут есть интересная история. Изначально стартовая площадка и космодром назывались Тюратам, как и железнодорожная станция. Естественно, что космодром был засекречен и в официальных документах фигурировал под другим названием. К тому же в целях конспирации одновременно с космодромом в Каоагандинской области, недалеко от поселка Байконур был построен ложный космодром с пустыми сооружениями и ангарами. После полета Гагарина в открытой печати, как место старта корабля "Восток" стало фигурировать название Байконур. С тех пор оно закрепилось и за настоящим космодромом.

Насколько я знаю Гагарин провел совсем немного времени на территории космодрома, но в этом городе кажется, что его дух поселился здесь навсегда. Множество памятников, улица, плакаты, бюсты в различных учреждениях. Юрий Алексеевич стал настоящим неофициальным символом города. И действительно в этой атмосфере проходя по улицам города можно подумать, что сейчас он выйдет из-за угла и улыбнется тебе своей знаменитой белоснежной улыбкой.

Удивительно, но один из самых известных памятников Гагарину сделан не известными скульпторами, а обычным солдатом-срочником служившим здесь, на Байконуре.

В центре города установлен макет (точная копия в натуральную величину, собранная из тех же материалов) ракеты-носителя "Союз". Поистине огромная ракета возвышается над всеми окружающими домами. В сравнении с ней любые механизмы и машины кажутся миниатюрными. Думаю каждый участник экспедиции стоя перед ней ощутил всю грандиозность этой конструкции. Когда видишь такое, по настоящему поражаешься триумфу человеческой мысли и инженерии. Грандиозных усилий наверное стоило впервые запустить эту многотонную ракету в космос.

Двигатели "Союза" столь же впечатляющие. Из огромных сопел первой ступени вырывается энергия, которая наверное может  сравниться только с ядерным взрывом.

Скромный памятник великому конструктору стоит на центральной улице города названной в его честь. Королев внес поистине неоценимый вклад в покорение человеком космоса. Именно ракеты его конструкции стали прообразом для всех последующих типов ракет-носителей. Он воплотил свою мечту о полете человека в космос. Долгое время его имя было засекречено, но сейчас любой может отдать дань уважения этому человеку.

Также в городе стоят макеты и менее "мирных" ракет испытания которых проводились на космодроме. К примеру макет пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты SS - 17. Ракеты подобные этой вроде известной "Сатаны" послужили основой для создания современных баллистических ракет. Это ракета конструкции другого гениального инженера -  Михаила Кузьмича Ягеля. Ракеты подобные этой - это грозное оружие способное стирать с лица земли целые города. В то же самое время их наличие является гарантией мира при равновесии  сил сторон.

Космодром Байконур изначально создавался именно для испытания баллистических ракет, в частности новой ракеты Королева Р-7. Она была столь огромна, что для ее испытаний понадобился новый полигон. Позже конструкция Р-7 послужила основой для ракет-носителей для космических кораблей от Востока до современной модификации Союза.

На одной из улиц города стоит первый паравоз обслуживавший в 55-ом году космодром Байконур. Именно такие паравозы перевозили собранные ракеты из МИК к стартовой площадке. Во многом выбор места строительства космодрома предопределило наличие рядом с ним станции Тюратам. Железная дорога здесь появилась после строительства Транссиба в 1904 году. От станции Тюратам рельсы уходят на километр и обрываются прямо в степи. Эта ветка магистрали была не закончена. Говорят, что когда сюда приехал Королев и увидел рельсы уходящие в чистое поле он сразу принял решение строить стартовую площадку в месте где они обрываются. Так появилась первая стартовая площадка - Гагаринский старт. По этим рельсам,  отлитым в 1910 году, до сих пор доставляют огромные ракеты "Союз" на старт.

Пожалуй по количеству зелени с улицами Байконура может тягаться только Алматы. Вдоль дороги все так плотно засажено деревьями, что не видно окружающих домов. Дома тут в основном малоэтажные, в основном  это панельные пятиэтажные строения.

Есть в городе и памятники трагедиями сопутствовавшим освоению космоса. Так 24 октября 1960 года, во время испытаний балестической ракеты Р-16, в результате неполадок системы и несанкционированного пуска двигателей произошел взрыв на площадке во время ремонта ракеты. Катастрофа произошла из-за нарушения техники безопасности (перед ремонтом из ракеты не было слито топливо) в результате желания осуществить запуск раньше. От взрыва и пожара погибло 74 человека, включая конструкторов работавших над ракетой, офицеров и работников космодрома и Главного маршала артиллерии и главкома ракетных войск Неделина.

Это была самая страшная катастрофа в истории космодрома. По воспоминаниям очевидцев во время пожара плавился асфальт и в районе взрыва была огромная температура.

Ровно через три года при испытаниях ракеты Р-9 случилась другая катастрофа с жертвами. С тех пор в этот день является днем памяти погибших при испытаниях и запусках ракет и естественно запусков 24 октября больше не производиться.

Невозможно прибывать на Байконуре и не посетить музей космонавтики. Это небольшое помещение на одном из этажей дома культуры, но здесь буквально сконцентрированы предметы так или иначе связанные с космосом. У входа нас встретил приветливый экскурсовод и мы отправились изучать экспонаты. Первым же попавшимся на глаза стала небольшая экспозиция символизирующая преемственность поколений ракетной техники. На полу перед нами стояли настоящие части различных моделей ракет от Р-16 до легендарной "Энергии".

12 января 1955 года на станции Тюра-Там высадился первый взвод военных строителей для подготовки к строительству полигона ракетной техники. Так началась история космодрома Байконур. Поселок строителей - Заря позже стал основой для города Байконур, а дома строителей, стали первыми и самыми старыми домами в городе. Военные части прибывшие на строительство полигона имели боевой путь в Великой Отечественной войне. Многие строители будущего космодрома были ветеранами ВОВ и поэтому значительная часть музейной экспозиции посвящена их боевому пути.

Строители космодрома совершили настоящий подвиг - живя в палатках в дикой и голой степи они всего за два года были построены основные сооружения необходимые для испытаний и старта ракеты Р-7. Быстрое строительство космодрома предопределило и ранее начало космической эры.

Первые испытательные отряды прибыли на космодром сразу после его строительства. Они работали над доработкой станции и началом подготовки к испытаниям ракет.

В музее очень наглядно показаны этапы выведения корабля на орбиту. При одном взгляде на эту схему всем сразу стало понятно как и в каком порядке отделяются ступени ракеты.

В музее мы увидели очень хороший макет города и стартовых площадок (они на макете только обозначены) на котором мы с легкостью нашли улицу, где сейчас жили. Оказывается город находиться в центре, а множество площадок и технических сооружений находиться вокруг него.

Основной зал музея разделен на сектора по разработкам определенных конструкторов. В секторе Королева установлены макеты легендарной Р-7 и созданного позже на ее основе современного космического корабля "Союз-ТМ". На стендах и за стеклом также можно увидеть оригинальные детали этих ракет. По этим экспонатам видно, какому сильному воздействию подвергается ракета при старте и выведении корабля на орбиту.

В музее в виде макетов представлены новые разработки Центра имени Хруничева, такие как ракето-носитель "Ангара" созданный ка замена Протону, для выведения спутников на орбиту и доставки тяжелых грузов на МКС. Уже сейчас на Байконуре готовяться площадки для старта созданного на основе Ангары ракетного комплекса "Байтерек".

Очень много и не без доли грусти работники музея рассказывали нам о проекте и запуске "советского шаттла" ракетной системы "Энергия-Буран". Это была последняя столь крупная программа в истории Байконура, которая способствовала притоку большого количества специалистов и развитию инфраструктуры города. Грандиозный проект был закрыт после единственного полета Бурана.

В музее вреди экспонатов есть и фрагмент иллюминатора единственного летавшего в космос "Бурана" разрушенного после обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса.

Смотря на фрагменты обшивки космических кораблей легко представить себе нагрузку, которой они подвергаются проходя сквозь земную атмосферу.

В экспозиции представлено достаточно много подписей и личных вещей членов экипажей разных годов. Каждый полет экипажа на МКС - это историческое событие в музее Байконура хранятся фотографии с подписями каждого из них. Кроме этого множество вещей космического быта было подарено членами экипажей МКС.

В составе одного из экипажей был и первый "космический блогер" - летчик-космонавт Максим Сураев, который в период своего нахождения на МКС вел блог в котором рассказывал обо всем, что происходит на станции.

Космическая еда с помощью замарозки, а затем подогрева становиться компактной и пористой. Рецепт приготовления такого блюда на станции простой - просто добавь воды. После добавления жидкости еда разбухает и приобретает свой первоначальный вид.

С тюбиками все еще проще. В них могут храниться даже такие экзотические для космоса продукты, как мед, творог, кофе и прочее. Говорят, что некоторые экипажи провозили в таких тюбиках на станцию даже небольшие запасы алкоголя для отмечание дня рождения и других праздничных событий.

Костюм космонавта. Подобные костюмы на станции надевают редко, только в аварийных случаях. Этот например предназначен для незапланированной посадки на воду.

В качестве интерактива в музее представлен макет "Союза" на стартовой площадке. Сзади на экране идет фильм, где поэтапно можно проследить старт этой ракеты. Экскурсовод также подробно рассказывает о каждом из этапов. Это конечно не замена наблюдению за стартом настоящей ракеты, но уже что-то. К сожалению нам не удалось за такой короткий срок получить разрешения на посещение территории самого космодрома, но думаю, что обязательно стоит сделать это в следующий раз.

После экскурсии мы выдвинулись из Баконура дальше в сторону Кызылорды.

Следующей нашей целью был мемориал легендарному композитору и создателю кобыза Кокркыту. Он был построен, как дань уважения композитору в 1980 году в Кармакчинском районе Кызылординской области.

Все здесь пропитано музыкой и связанно с изобретением легендарного композитора. Сам памятник Коркыту построен совместно архитектором Ыбыраевым и физиком-акустиком Исатаевым. Помимо интересной формы памятник уникален тем, что по сути он является музыкальным инструментом. Форма строения соблюдена так, что ветер попадая в отверстия наверху издает звуки похожие на звучание кобыза.

Очень интересный акустический эффект, дает нам шанс в прямом смысле слова услышать музыку ветра. На самом деле это очень необычные и завораживающие звуки. Природа словно воспользовавшись этим строением играет для нас свою нескончаемо красивую мелодию. Только ради того чтобы это услышать стоит приехать в это место.

Внутри словно слышишь игру давно ушедшего кобызиста. Тихие дуновения ветра доносят печальные мелодии. Это строение является предметом паломничества многих людей. Изящный узор в форме верблюжьего копыта внутри стал предметом приносящим удачу.

В музее Коркыта недалеко от памятника представлена хорошая подборка кобызов самых разных видов, форм и размеров.

От Байконура мы ехали по отличной дороге - трассе М-32 более известной как трасса Самара-Шымкент. Это один из самых протяженных участков  строящейся магистрали Западный Китай-Западная Европа. Мы уже почти успели забыть, что такое отличный асфальт и дорога показалась нам необычайно ровной. Единственным минусом были недостроенные куски, которые приходилось объезжать по грави йке. Когда трассу достроят это будет отличная транспортная магистраль.

 

Красивые виды открываются из окна на пути и после Кызылорды. Мне кажется, что природа нашей страны может бесконечно удивлять в каждой области. Желтые поля засеянные пшеницей сменяются небольшими дикими озерцами. Их синяя гладь перекликается с вечерним небом.

 

 

Пейзаж словно сошел с картины талантливого живописца.

 

 

По пути в Туркестан в нашей машине случилась авария. Бочка с топливом в кузове дала течь и соляра разлилась по всему кузову и стала переливаться из него. Возник реальный риск пожара и мы остановились чтобы слить топливо в канистры. Кстати стоит заметить, что в пути несмотря на все невзгоды и даже ночью фотоаппарат Samsung NX 20 не подводил. Удавалось сделать даже ночные кадры без штативы. На самом деле не плохая камера. Процедура переливания топлива отняла у нас время и в Туркестан мы прибыли за полночь.

Ресторан в гостинице уже закрылся и нам пришлось толпой в тридцать человек слоняться по ночному городу в поисках места, где можно было поужинать. Многие заведения в городе также оказались закрыты и в итоге по совету местного жителя в одном из закутков на одной из улиц нами была найдена небольшая кафешка. Поужинав там мантами и лагманом и поблагодарив ошалевшую от такой толпы народа в столь поздний час официантку мы отправились в гостиницу отдыхать от перехода.

Р.S оставшиеся рассказы об экспедиции ждите в ближайшее время. Постараюсь за эту неделю закончить свои дневники.

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
13 октября 2012, 23:13
5569

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Маленькая Россия в Казахстане (-: Здорово!
И спасибо за фотографии. Сам город по архитектуре представляет какой-нибудь интерес или там все в панельках?
svant
0
0
да, если смотреть по архитектуре то он скорее интересен как сохранивший свой вид советский городок. городок надо сказать довольно приличный ведь он строился как своеобразный уголок комуннизма для лучших умов - ученых и инженеров. на улицах очень много зелени, пожалуй даже больше чем в Алматы
ну насчет зелени вы переборщили конечно )
жил и работал там по распределению пол-года в 1999-м, тогда там был полный п...ц
и я был законченный панк, не нашел на Гагаринском старте туалет, а так прижало, что ничего умнее не придумал как в лифте космонавтам нагадить, но охранники меня "спугнули"))
svant
0
0
нагадить в лифт космонавтам) такое запоминается на всю жизнь
тут не все прелести Байконура )их на много больше )

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Где отлично провести летние месяцы с пользой для здоровья и кошелька?

Где отлично провести летние месяцы с пользой для здоровья и кошелька?

Я обратил внимание, что в случае с уникальными природными зонами Павлодарской области применима поговорка: «что имеем – не ценим», а ведь они легко могли бы стать международными курортами.
Muzalevskiy
23 июня 2017 / 22:57
  • 5127
  • 11
Из Барселоны в Прагу: «Знал, что там много туристов, но чтобы столько…»

Из Барселоны в Прагу: «Знал, что там много туристов, но чтобы столько…»

Очень давно хотел побывать здесь. Прага – это город трамваев, самых разных. Молодцы и уважаю! Мы только на них катались и я вспоминал как мы таких в Алматы ездили.
Ispanec
24 июня 2017 / 16:42
  • 1837
  • 2
Уличные фото из Токио. Всегда можно ощутить немного волшебства

Уличные фото из Токио. Всегда можно ощутить немного волшебства

Сегодня я откопала немного уличных фото, сделанных в Токио. Иногда мы не можем позволить себе оказаться в той или иной точке нашей Планеты, но всегда можно ощутить немного волшебства...
tatianaksii
15 июля 2017 / 20:21
  • 1014
  • 8
Однодневная прогулка по Зальцбургу: после арабского мира это как другая планета

Однодневная прогулка по Зальцбургу: после арабского мира это как другая планета

Приехали мы из Праги в Мюнхен днём и на следующий день решили съездить в Зальцбург. Это было наше лучшее решение, нам там очень понравилось.
Ispanec
25 июня 2017 / 19:19
  • 1664
  • 5
Как я начал путешествие по Австралии, а именно – прилетел в Мельбурн

Как я начал путешествие по Австралии, а именно – прилетел в Мельбурн

За что аборигены съели Кука? И съели ли они его на самом деле капитана, это большой вопрос. По крайней мере австралийские аборигены к убийству отважного мореплавателя не имеют отношения.
Almazoff
28 июня 2017 / 11:08
  • 1346
  • 0
Турция, Украина и немного автостопа. То что нужно – обычная жизнь обычных людей!

Турция, Украина и немного автостопа. То что нужно – обычная жизнь обычных людей!

Стопить в юго-восточном регионе Турции не очень удобно, дороги там являются широкополосными автобанами, где машины ездят на больших скоростях, на самой дороге стоять неудобно...
Zario
20 июля 2017 / 16:11
  • 649
  • 7
Стадион «Камп Ноу». Как болельщику «Барсы», было бы непростительно не посетить музей

Стадион «Камп Ноу». Как болельщику «Барсы», было бы непростительно не посетить музей

Это самое важное, что мне надо было посетить в Барселоне! В одном месте я завис на 30-минут, смотрел как в кинотеатре самые лучшие голы "Барсы" в истории, супер!
Ispanec
26 июня 2017 / 13:48
  • 1190
  • 4
«Прогулки по жизни». О состоявшейся экспедиции в Антарктиду

«Прогулки по жизни». О состоявшейся экспедиции в Антарктиду

Разговаривали с Магжаном Сагимбаевым о состоявшейся экспедиции КазГео в Антарктиду, во время которой было совершено восхождение на высшую точку Ледового континента пик Винсон и Южный Полюс.
Almazoff
27 июня 2017 / 10:09
  • 1198
  • 0
Этноэкспедиция Капал-Арасан. Нам было интересно найти осколки той эпохи

Этноэкспедиция Капал-Арасан. Нам было интересно найти осколки той эпохи

За 7 лет до основания форта Верного, в 1847 году в Семиречье был основан небольшой уездный город Копал (Капал). Небольшая этнографическая экспедиция в эти края.
lord_fame
17 июля 2017 / 9:33
  • 559
  • 6