10:40, 06 октября 2012

Все, что Вы не знали о Стокгольме

Вот вы о чем думаете, когда вам говорят "Стокгольм"? Наверное, об оленях на свитерах, близости к Прибалтике, ну, а может, о ежегодной Нобелевской премии, которую вручают в этом городе. Но самое главное, что стоит сказать о Стокгольме, так это то, что там холодно. Очень холодно…

Если тебе посчастливилось оказаться здесь в ноябре, то знай, без колготок тут делать нечего, (и неважно, мальчик ты или девочка). Холодный ветер завывает, свистит  и залетает за шиворот и в штанины джинс без приглашения. Благо, что на каждом углу находятся магазины знаменитой шведской марки H&M. Там есть специальные отделы с колготками, подштанниками и шерстяными носками, особенно актуальные в Швеции с сентября про май.

Перед своим приездом в Стокгольм я знала о нем немного. В частности, что, во-первых, это родина знаменитой детской писательницы Астрид Линдгрен, во-вторых, здесь находится головной офис Стокгольмской Школы Экономики, в филиале которой я училась, ну, а в-третьих, была наслышана о шведской королевской семье, чьи отпрыски своим поведением, не перестают шокировать своих родителей, да и страну в целом.

Стоит заметить, что в Швеции люди очень привержены здоровому образу жизни. Именно здесь, даже при такой холодной погоде, рано утром вы увидите толпы людей разных возрастов, на утренней, а также, дневной, послеобеденной и вечерней пробежке :). Любят они свое тело, что сказать, молодцы! Вот и королевская семья очень пристрастилась к спорту. Например, принцесса, вышла замуж за своего инструктора по фитнесу, а принц долгое время встречается с инструкторшей по йоге :).

Приятно узнать, что есть-таки на планете королевские семьи, которые нарушают стереотип о том, что «жениться по любви», (как поется в одной старой песне), они не могут. Могут, и еще как.

Я же приехала в Стокгольм вечером. Шел снег с дождем. От аэропорта каждые тридцать-сорок минут отъезжал автобус до города. На одном из них я добралась до Стокгольма.

На центральной станции я поменяла евро на шведские кроны (курс составлял 1 крона – около 20 тенге) и направилась в гущу событий своего путешествия :).

Выйдя с теплой станции на холодную улицу с пронизывающим ветром, я направилась к остановке. Там стоял очень полный дедушка, лет, наверное, семидесяти, с длинной белой бородой. Я подошла к нему и спросила, где находится улица Хантверскаргатан.

(До сих пор помню адрес забронированного хостела: Хантверскаргатан, 32 (Hantverkargatan, 32). И не спрашивайте, сколько времени мне понадобилось, чтобы выучить название этой улицы :) ).

Оказалось, что дедуля прекрасно говорил по-английски. Но его реакция удивила меня еще больше. Он сказал, что через полторы минуты подъедет автобус, который идет прямо до моего хостела, и предложил проводить меня. Мы проехали несколько остановок вместе. Мой спутник подсказал мне, где нужно сойти, указав жестом на дом № 32, рядом с остановкой автобуса. Что сказать, мне везет на хороших людей! С тех самых пор шведы у меня ассоциируются с доброжелательностью и готовностью помочь. Ну, и еще с полной свободой мыслей и взглядов, но об этом дальше :)

На ресепшн в хостеле работала улыбчивая, беременная, темнокожая девушка, по имени Сильвия. Она невероятным образом самостоятельно управляла всем хозяйством хостела.

Сильвия сразу предупредила о том, что в номере у меня будет соседка.

Стефи (так звали соседку) спала, когда я зашла в комнату. Оставив вещи, я тихонько вышла, чтобы не будить девушку. Я решила, не теряя времени, отправиться на прогулку к Стокгольмской школе экономики: кто знает, когда будет следующий шанс побывать здесь. Вооружившись картой, шапкой и прекрасным настроением, я решила пойти пешком.

Пройдя половину дороги, я почувствовала, что что-то не так… это была не усталость после перелета, нет, но я вспомнила, что последний раз ела накануне в обед, когда еще была в Париже. И теперь голод напоминал о себе легким головокружением и тошнотой. Все бы ничего, но последние две недели своих путешествий я питалась исключительно фаст-фудом, что никак не придавало рациону полезности. Думая об этом, я как раз подошла к Стокгольмской экономической школе. Дверь оказалась заперта. Я не сильно расстроилась, если честно :) - просто сделала пару фоток школы и отправилась на поиски кафе, чтобы поужинать.

Прямо через дорогу от школы располагался небольшой кафетерий, где за широкими стеклянными витринами, были расставлены салаты, супы, корзины с хлебом и разноцветные блюда. От такого изобилия разбегались глаза. Я, впервые за долгое время, заказала суп с курицей и свежий, хрустящий багет с сыром. О, это был просто праздник желудка! Думаю, куриный суп стал для меня главной достопримечательностью Стокгольма в тот раз :)

А вот и то кафе:

На пути обратно, я решила обойтись без карты и сократить путь к хостелу. Не стоило этого делать… :) Я поняла, что потерялась, когда меня окружила железная дорога, а вокруг не было ни души. Пришлось возвращаться к школе и начинать путь снова. Я не жалею о своем решении, кстати. Ведь если бы я не потерялась, и не попала на мост рядом с железной дорогой, то не сделала бы свою самую лучшую фотографию за время путешествий. Это моя гордость :). Делюсь ею здесь с Вами:

В Стокгольме очень чистый воздух потому, что весь общественный транспорт работает на электричестве. Автобусный парк, неподалеку от морского порта, представляет собой огромную заправочную станцию. Здесь, словно от огромных розеток, заряжаются большие разноцветные автобусы.

Вечером по Стокгольму гулять уютно и безопасно. На улицах у каждого входа – напольные свечи. В Швеции очень красивые люди. Кажется, что они улыбаются круглые сутки. По городу светятся витрины магазинчиков Seven-eleven.

Я улыбнулась от того, что разглядела знакомую автобусную остановку, и уже точно знала, где нахожусь на своем пути. Как вдруг, я просто не поверила своим глазам (!): на той самой остановке стояли четверо женщин. Но каких-то очень странных женщин: все под два метра, одна с щетиной на лице… И тут до меня дошло, что это были вовсе не дамочки, а четверо мужиков на шпильках, в париках и платьях. Черт подери, я не знала, смеяться мне или плакать от такого зрелища. Я бы с удовольствием сделала пару фотографий на память, но не знала, как будет расцениваться подобный жест в Швеции. Может, они не терпят такого «зрительского» отношения к сексуальным меньшинствам, и могут просто за это арестовать. А может, и нет, но я решила не рисковать :). Но, знаете, что было самое необычное в этой картине? Это то, что все четверо амбалов в колготках и с волосатыми ногами, имели лица, не выражавшие абсолютно никаких эмоций! Они чувствовали и вели себя так естественно, как будто одеваются подобным образом каждый день (что, возможно, и есть правда :)).

Моя зона комфорта была расширена. Я была рада узнать, что есть на свете люди, которые думают не так шаблонно, как основная масса. И я устремилась в хостел, чтобы выпить чай с соседкой и переварить все увиденное за день.

Добравшись, наконец, до хостела, я познакомилась с соседкой по комнате, Стефи. Оказалось, что Стефи приехала в Стокгольм много лет назад вместе с родителями, из Ирана. Она с двенадцати лет работала в кафе и ресторанах шведской столицы: готовила кофе. И вот теперь, к 25 годам, она накопила достаточно денег и знаний, чтобы открыть свою собственную кофейню. Напоминаю, она все это делала одна!

Перед сном Стефи предложила мне прогуляться до ее кофейни, которая находилась прямо за углом, и вместе выпить колы. Кофейня Стефи называлась «Papillon», что с французского значит «бабочка». Все стены и стойка в кофейне были разрисованы цветными бабочками. Стефи рассказала о том, как справляется с ведением бизнеса, и что это занимает практически все ее время. В свободное же время она успевает только спать :). Я поинтересовалась, почему она живет в хостеле. Стефи рассказала, что заключила договор с Сильвией, о том, что сотрудникам и посетителям хостела предоставляются скидки на меню в кофейне Стефи. А сама девушка бесплатно живет в хостеле, который находится прямо рядом с ее работой. Что ж, очень удобно!

Я думаю, что в жизни просто так ничего не происходит, и моя встреча со Стефи была неслучайной. Если иранская иммигрантка в 25 лет в одиночку смогла открыть свое дело в одной из самых дорогих столиц мира (а Стокгольм признан как раз таковым), то у девушек в нашей стане тоже обязательно получится!

Совет: несмотря на холод, в Стокгольм ехать нужно. Чтобы, хоть и не надолго, но стать частью истории этого потрясающего маленького мира  со своими героями и персонажами.

Вечером, уже лежа в постели, я думала, что когда-нибудь напишу обо всем увиденном. А кто-то это прочтет. Вот это  и случилось, и Вам спасибо, что прочли. :)