В период 2009-2012 гг. степень выполнения рекомендаций Национального плана по разделу «Право на свободу передвижения и выбора места жительства» составила 9%. В данном разделе Национального содержится 11 мер.
Этот раздел относится к числу тех разделов Национального плана, рекомендации к которым не содержат конкретных сроков их исполнения. Лишь для 4 из 11 пунктов установлен год, в котором или к которому они должны быть реализованы на практике. По этой причине для цели настоящего обзора было проанализировано выполнение восьми рекомендаций, не ограниченных конкретным сроком их исполнения.
№ 1. Устранить противоречия между законодательными актами и ведомственными инструкциями, регулирующими свободу передвижения внутри страныЭтот пункт сложно реализовывать на практике, поскольку он представляет собой рекомендацию крайне общего характера, не конкретизируя законодательные акты и ведомственные инструкции, противоречащие друг другу. Здесь уместно вспомнить поговорку «много слов - мало дела».
В период 2009-2012 гг. противоречия нормативных правовых актов, указанных рабочей группой по созданию Национального плана, не были устранены. Проблемы незаконного ограничения свободы передвижения несовершеннолетних и иностранцев, безусловно, немаловажные, но, к сожалению, не единственные. Поэтому следует обратить внимание, в том числе, и на пересмотр нормативных правовых актов, регулирующих регистрацию граждан по месту жительства, неграждан по месту пребывания.
№2. Разработать механизм и процедуры контроля и пресечения выезда из страны граждан Республики Казахстан с целью постоянного жительства за рубежом, которым выезд запрещен
Для эффективной реализации данного пункта на практике важно четкое понимание, почему нужен новый механизм, новая процедура, поскольку с 2001 года в Казахстане уже действует процедура контроля над выездом граждан Республики с целью постоянного проживания в третьей стране.
Причина, по которой действующую процедуру необходимо заменять иным механизмом, иной процедурой, кроется в ее несоответствии международно-правовым стандартам в области свободы передвижения. Однако за период 2009-2012 гг. данная рекомендация так и осталась невыполненной.
№3. Ускорить принятие закона РК «О беженцах»
Данная рекомендация выполнена: закон вступил в силу 1 января 2010 года.
Однако ряд ведущих международных правозащитных организаций, таких как FIDH, Human Rights Watch, «Мемориал» недвусмысленно прокомментировали принятый закон как противоречащий нормам международного права беженцев. FIDH совместно с партнерскими организациями подготовили и передали Правительству Казахстана ряд рекомендаций, направленных на приведение закона в соответствие с нормами международного права беженцев. В результате ни одна из этих рекомендаций не нашла отражения в принятом законе «О беженцах».
№6. Разработать процедуру обращения с лицами, ищущими убежище, и мигрантами, не допускающую их выдворение или экстрадицию без судебного решения
Следующая рекомендация не реализована на практике в период 2009-2012 гг.
В соответствие с законами РК постановления о выдворении иностранцев принимаются судами. В то же время в действующем казахстанском законодательстве Казахстана существует ряд нормативных правовых актов, регламентирующих право иных должностных лиц (не судей) принимать решения о выдворении иностранцев за пределы РК. Например, такими полномочиями наделены должностные лица органов внутренних дел и органов национальной безопасности. При этом иностранец не имеет права обжаловать решение о выдворении, принятое органами внутренних дел и национальной безопасности, в судебном порядке.
№7. Создать и внедрить современную национальную систему пограничного и миграционного контроля и сеть пунктов временного содержания иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, ищущих убежища или не имеющих определенного правового статуса при контрольно-пропускных пунктах пограничной службы Республики Казахстан
Рекомендация находится в процессе реализации.
Создаваемая система должна включать в себя компьютеризацию пунктов пропуска, использование современного оборудования в процессе контроля над границами, а также соблюдение прав человека, в том числе права на убежище. Для полной и эффективной реализации рекомендации на практике требуется разработка четких подзаконных нормативных правовых актов, а также штат профессионалов Пограничной службы РК, владеющих теоретическим знаниями и практическими навыками в области прав человека.
№8. Создать открытую и доступную систему эффективного информирования иностранных граждан, лиц без гражданства о правилах въезда и пребывания на территории Республики Казахстан, о миграционном законодательстве страны
Проанализировать исполнение данной рекомендации не представляется возможным, поскольку ни одно из государственных органов (МинЮст, Генеральная прокуратура, КНБ) не предоставило какой-либо информации по данному вопросу. Складывается ощущение, что к реализации рекомендации еще не приступили.
№9. Заключить международные договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц со странами, куда незаконно вывозятся граждане Республики Казахстан с целью сексуальной, трудовой или иной эксплуатации
Настоящая рекомендация находится в процессе реализации.
В рамках выполнения данной рекомендации подписаны соглашения с ОАЭ, Испанией, Россией, Словакией. В период 2009-2010 гг. велась работа над подготовкой подписания международных договоров с Советом Европы, Афганистаном, Бразилией, Великобританией, Ираном, Индией, Пакистаном, Турцией, Кипром, Таиландом, Грецией, Болгарией, Кореей, Латвией, Катаром, Венгрией и Израилем.
№10. В 2010 году разработать и принять Закон «О документах, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан
Рекомендация не исполнена в срок, но находится в процессе реализации.
1 февраля 2012 года Мажилис РК одобрил законопроект «Об удостоверяющих личность документах». Однако с правозащитной точки зрения в законопроекте отсутствует ряд концептуальных положений, требующих их обязательного включения в законопроект. Так, например, в законопроекте не закреплен принцип обязательности выдачи документов, удостоверяющих личность.
Остальные рекомендации находятся в процессе их исполнения, интенсивность которого зависит от каждой конкретной рекомендации.
НЕОБХОДИМО:
- Ускорить исполнение рекомендаций на практике;
- Устранить противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими регистрацию граждан по месту жительства, неграждан по месту пребывания, и статьей 21 Конституции РК;
- Разработать механизмы и процедуры контроля и пресечения выезда из страны граждан Казахстана, которым такой выезд может быть запрещен, не связанные с процедурой получения разрешения на выезд из страны (выезд на ПМЖ) каждому желающему выехать;
- Привести нормы Закона о беженцах в соответствие с рекомендациями, подготовленными международными правозащитными группами;
- Создать и внедрить современную национальную систему пограничного контроля, основным элементом которой является соблюдение международно-признанных прав человека в процессе контроля над границами, и прежде всего, гарантирование и защита права неграждан на убежище;
- Разработать нормативные правовые акты, содержащие четкие инструкции для Пограничной службы РК по рассмотрению дел, входящих в сферу соответствующих международных документов;
- На постоянной основе готовить штат профессионалов Пограничной службы РК, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками в области прав человека;
- Использовать Закон о государственной границе, находящийся в стадии разработки, в качестве правовой основы для создания сети пунктов временного содержания неграждан;
- Внедрить систему регистрации неграждан на границе.
Виктория Тюленева, руководитель Правозащитного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.