Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
22:16, 01 октября 2012

Объять необъятное или все-таки прагматизм…..

На следующий день после первого заседания нового правительства президент Н. Назарбаев лично представил коллективу внешнеполитического ведомства нового министра Е. Идрисова. Сам этот факт говорит о многом. Как известно, других новых министров представлял глава правительства.

В своем выступлении перед руководящим составом МИД глава государства сказал: «Блок работы по внешнеэкономическим вопросам МИДа должен быть усилен. Мы реализуем программу индустриально-инновационного развития, и сейчас наша задача заключается в привлечении новых технологий. Важно работать очень прагматично. В частности, усиливать посольства в тех странах, где у нас есть серьезные экономические контакты, интересы. Мы подошли к тому моменту, когда имеем возможность инвестировать за рубежом. В случае необходимости мы можем стать акционерами высокотехнологичных компаний».

Резюмируя слова главы государства, можно сказать, что МИДу поставлена установка на прагматичность и работа по привлечению новых технологий.

Примерно такие же слова говорил глава государства 12 лет назад, выступая на расширенном заседании МИД РК 2 октября 2000 года, когда Е. Идрисов уже возглавлял МИД. Он тогда подчеркнул, что «одним из узловых приоритетных направлений внешней политики Казахстана является реализация функциональных задач внешнеполитической деятельности Республики». Было отмечено, что «общим знаменателем или задачей, красной нитью, проходящей через все приоритеты, несомненно, является экономизация внешней политики. А одной из функциональных задач внешней политики РК определен поиск выгоды – прежде всего, экономической, а значит и торговой – для Казахстана».

А чуть больше двух недел до представления нового министра 12 сентября с.г. на встрече министров иностранных дел стран – участниц СВМДА президент Казахстана выступил с инициативой о создании платформы евроатлантической и евразийской безопасности на базе ШОС, ОДКБ, НАТО, ОБСЕ и СВМДА.  Однако, данная громкая инициатива прошла незамеченной в международном сообществе. Даже наш стратегический партнер Россия скептично отнесся к глобальным инициативам Астаны и через своих экспертов дал понять, что любые предложения, направленные на усовершенствование работы международных организаций приветствуются, но они нереалистичные. По мнению западных экспертов, ОДКБ и ШОС являются инструментами противодействия влиянию Запада в Центральной Азии и, поэтому говорить об их объединении, не приходится. Более того, они считают государства члены этих организаций  недемократичными и, соответственно, не может быть никакого доверия между ШОС и НАТО. Кроме того, НАТО предпочитает работать на двусторонней основе, а не через  политические блоки.

Как мы видим, две установки президента противоречат друг другу. С одной стороны, создание евроатлантической и евразийской платформы безопасности. С другой – упор на прагматичность и привлечение технологий. Получается, что Казахстан в течение двух недель резко поменял приоритеты во внешней политике. Видимо, этим объясняется пауза в назначении нового министра.

Хотелось бы также отметить, что новый министр является автором Концепции внешней политики, утвержденной 15 марта 2001 года на заседании Совета безопасности. Согласно этому документу, стратегическая линия заключается в развитие интеграционных процессов в рамках действующих в то время международных организациях, как ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОДКБ, Центральноазиатского экономического союза. Тогда же упор традиционно был сделан на двустороннее сотрудничество с Россией, Китаем, странами СНГ, США, ЕС, а также Японией, Индией, Турцией, Ираном. Даже само перечисление свидетельствует о прагматичном характере концепции и отсутствии попыток на роль глобального игрока.

Приоритет на экономическую составляющую внешней политики был продолжен в ежегодном послании народу Казахстана главы государства 1 марта 2006 года, когда была поставлена задача по дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику, как основы качественного развития страны, модернизации и диверсификации отечественной экономики.

С 2003 года вся внешняя политика Казахстана была сосредоточена на достижении председательства в ОБСЕ. Кульминацией внешнеполитической деятельности стало проведение в Астане в декабре 2010 год саммита ОБСЕ, где была принята Астанинская декларация. Текущий год проходит под знаком председательства Казахстана в Организации исламского сотрудничества. Именно под его председательством было принято решение о приостановлении членства Сирии в ОИС. Правда, потом Астана дезавуировала свою позицию, заявив, что она выступает за прекращение силового решения политических проблем в Сирии и призывает к диалогу власти и оппозиции в этой стране.

Хочется верить, что внешняя политика станет действительно прагматичной, ибо объединить НАТО и  ОБСЕ с одной стороны, и  ОДКБ и ШОС с другой, это из области фантастики.

В этом плане можно взять пример с соседнего Узбекистана, внешняя политика которого всегда подчинена прагматизму и исходит сугубо национальных интересов. Кроме того, Ташкент никогда не был замечен в глобальных инициативах.

Пока, какое место занимает в внешней политике занимает внешнеэкономическая деятельность наглядно показывает сайт МИД, где  раздел с одноименным названием воплотил только два предложения: «Министерство иностранных дел в сотрудничестве с другими государственными органами, ведет постоянную работу по привлечению в Казахстан иностранных инвестиций, новых технологий и стимулированию экспорта.    Одним из важнейших направлений данной работы является сравнительный анализ инвестиционного климата иностранных государств, изучение успешных механизмов по привлечению новых технологий и инвестиций, положительный опыт создания специальных экономических зон и многое другое».

kazbei.org

0
133
0