С формированием нового правительства, некоторые начали говорить, что изменится работа, как самого правительства, так и министерств.
Хотелось бы сразу возразить. Во-первых, основной состав кабинет министров прежний. Во-вторых, даже «новички» уже поработали министрами. Возможно, будут какие-то новые программы, но вряд ли они будут отличаться от прошлых программ, про которых мы даже не знаем, чем они закончились…...
Неэффективность государственного аппарата и некомпетентность чиновников давно стала притчей на устах. Поэтому без реформы государственной службы не приходится говорить об эффективности работы любого правительства.
Необходимость реформы обуславливается также тем, что неэффективность и непрофессионализм вкупе с непотизмом и коррупцией все больше увеличивает неверие народа к государственным органам и чиновникам. Если неверие в чиновников, в принципе, вещь обыденная и повсеместная в мире, то у нас оно чревато неверием в государственные институты. А это уже опасно для самого государства.
Одна из главных проблем отечественного государственного аппарата в том, что главный стимул для любого чиновника не совершенствование профессионализма, а карьерный рост. Чем выше занимаешь должность, тем больше прав и больше зарплата.
Другая проблема заключается в строгой иерархии, когда все решения, включая простые, принимаются на самом верху и после обязательного согласования в подчиненных структурах. Нет механизма принятия решений по простым конкретным вопросам. Из-за этого у чиновников отсутствует персональная ответственность за конкретное дело.
Нет критериев для карьерного роста. Вернее, есть только один - это близость к начальству.
В этой связи для реформы системы государственной службы представляется необходимым принять следующие меры:
- обеспечить максимальную прозрачность приема на работу и назначений на новые должности;
- повысить квалификационные требования к кандидатам;
- в дополнение к имеющимся нормативным актам разработать типовые документы, регулирующиеся перемещения и назначения чиновников на вышестоящие должности, где должны быть четко обозначены все критерия, как профильное образование, профессионализм, организаторские способности и умение руководить, срок работы на предыдущей должности, исполнительность, трудовая дисциплина и др.;
- построить работу таким образом, чтобы на первом месте критериев оценок работы чиновников стояли профессионализм и компетентность, от которых напрямую зависела бы оплата труда;
- путем распределения полномочий повысить ответственность чиновников;
- провести мониторинг должностей на предмет упразднения лишних звеньев в чиновничьей иерархии;
- провести мониторинг деятельности государственных органов с целью избавления от мало задействованных структурных подразделений и второстепенных функций.
kazbei.org