• 3134
  • 0
  • 1
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Казахских школ в стране – как капля в море

Главным критерием серьезности подхода Дос Кошим считает национальный вопрос
Розлана ТАУКИНА, Юлия ЛАПТЕВА / 7 сентября 2012 года, № 33 (309)
Общественный деятель Дос Кошим был активным оратором многочисленных митингов и собраний еще со времен перестройки, без него не обходились практически все самые заметные политические движения и партии. В последние годы Дос Кошим создал общественно-политическую организацию «Улт Тагдыры» и выступает за решение национальных проблем в Казахстане. Наш разговор с ним был о том, чем сейчас занимаются национал-патриоты в Казахстане и почему они решили отмежеваться от политических лидеров оппозиции.

Досым, Вы занимались политикой еще в годы советской перестройки, а потом вдруг остыли, отошли от своих соратников, не вошли в движение «Демократический выбор Казахстана». Почему?
– К тому времени я уже пять лет работал республиканским независимым наблюдателем, поставил на ноги НПО, в которое вошли европейские независимые наблюдатели как партнеры, а потом мне стало скучно. Я могу в этом признаться вам по-дружески.

В 2001 году, когда создавалось ДВК, у нас была встреча, на которой присутствовали граждане 30 национальностей. Тогда был открытый разговор между националистами и оппозиционными демократами. И мы тогда спросили: есть ли у вас программные заявления по языку, по культуре, по национальному вопросу, отличные от программы Назарбаева? Никакой принципиальной разницы представлено не было.

Мы долго разговаривали, но не убедили друг друга, и поэтому мы отошли от них. Честно скажу, больше ни один из последующих политических лидеров такого разговора не организовывал, и нас уже никуда не приглашали. А жаль…

А как Вы сейчас относитесь к оппозиции?
– Оппозиция должна быть, но, по-моему, народ не слишком хорошо понимает слово «оппозиция», особенно казахи. Они думают, что оппозиция – это те, кто борется за справедливость, за общество, за народ. Я поясняю, что оппозиция – это вторая политическая сила, которая хочет взять власть.

Для того чтобы у них была власть, нужна поддержка населения, поэтому они говорят о коррупции, справедливости, даже о межнациональных проблемах, но неизвестно, смогут ли они изменить то, о чем говорят. У меня главный критерий – национальный вопрос, который никто из политиков не собирается кардинально менять и вносить в программу.

Значит ли это, что Вы оцениваете политиков по задачам в области национальных проблем?
– Вот именно, я всегда прошу дать программу, а они все только на словах. Вот иногда Жармахан хорошо говорит, Абилов немножко коряво, но тоже говорит о казахской проблеме, Мухтар Шаханов их таскает прицепом в тележке. Но если программы нет, то это просто слова.

А какие проблемы волнуют Вас как национал-патриота?
– Это проблема государственного языка, которую заболтали наши чиновники и превратили в болото по добыче денег. Вторая проблема – тупиковая ситуация с оралманами. Вместо того чтобы создать внятное законодательство, сопоставить опыт Израиля и Германии по возвращению своих соотечественников на родину, последние 3-4 месяца у нас вообще квоту на возвращение приостановили.

За пределами Казахстана проживает 5 миллионов казахов. Пока они есть, программа должна работать и материальная, социальная поддержка должна улучшаться. Страна должна заниматься демографическими проблемами, и в частности – по возвращению своих земляков на родину. На заре независимости все понимали, что должны собрать казахов, которые разбежались по миру от голода и репрессий, а теперь власть решила, что народ ей не очень нужен.

Третья проблема – земельный вопрос, который остался открытым. Жители Казахстана так и не получили землю, а чиновники, которые смогли приватизировать основные наделы, позволяют себе торговать ею и раздавать в бессрочную аренду. Опять без воли и разрешения народа и во вред его интересам.

Проблема культуры, заполонение русскоязычным вещанием соседней страны и многое другое. Везде есть так называемая казахская проблема. Даже проблемы слишком большого потока миссионеров в религиозном направлении для казахов составляют большую угрозу, потому что нарушают традиции и менталитет. И кто-то должен этим заниматься, но государству некогда.

Вы считаете, что в стране мало национальных патриотов, которые занимаются подобными проблемами?
– Я бы сказал, их почти нет. Я решил заниматься программной работой на благо Казахстана, найти себе нишу в подъеме национальных и патриотических проблем. В пяти областях мы имеем дискуссионные клубы, чтобы люди могли поговорить. Дискуссионные клубы дают колоссальный штурм мозгов, люди начинают думать об этом. Но посещают эти мероприятия зрелые и пожилые люди. У нас почти нет сторонников среди молодежи.

А кто Вас поддерживает, государство?
– Нет. Когда мы создали республиканское общественно-политическое движение, то решили счет не открывать, гранты не получать от зарубежных доноров.

И Вы просто на альтруизме работаете? Или на пожертвованиях?
– Когда я работал в гражданском движении «Азат» в девяностых годах, то только в Кызылординской области у нас было 37 000 активистов, а всего было около 500 000 членов в областях в 1991 году. Мы связались с этими людьми и направили их энергию и энтузиазм на решение национальных общественных проблем. Поэтому мы крутимся сами и свои ресурсы создаем сами. Больше года мы работаем над проектом «Отдавайте детей в казахские школы».

Вы ведете пропагандистскую деятельность?
– Конечно. Работу мы проводим в русскоязычных регионах: северных, восточных и центральных областях Казахстана, потому что именно оттуда мы получаем очень много тревожной информации о том, что там не хватает казахских школ, что под казахские школы дают неприспособленные помещения бывших поликлиник, бассейнов.

Я видел классы, где нет окон. В тюрьме такие помещения называют «стакан» и используют их для наказания. Нахождение в помещении без окон считается пыткой, а у нас в таких помещениях бывшего бассейна сидят дети целый день. Такое отношение к организации казахских школ в русскоязычных регионах вызывает у нас протест.

Вы хотите сказать, что остро стоит проблема существования казахских школ?
– В Риддере (бывший Лениногорск) есть 16 школ. Одна из них – казахская школа «Шанырак», которая открылась в 1997 году. Сначала в ней было всего 30 учеников, а сейчас учится более 600 учеников. В казахской школе мест уже не хватает, государство поставило задачу построить еще одну казахскую школу.

А я сделал анализ 15 русскоязычных школ, посчитал количество мест и учащихся и выяснил, что 5 школ, не напрягаясь, можно отдать под казахские. Провести оптимизацию и перераспределить детей в другие школы, чтобы все русскоязычные школы имели наполнение классов в соответствии с мощностью здания. Но ученики русских школ и их родители не хотят увеличивать путь в школу на две улицы и требуют от государства строительства новых казахских школ. Вот такое местное недопонимание.

В прошлом году был суд в Темиртау. Две школы подняли бунт против переориентации в казахские школы. Хотя в русских школах более 500 свободных мест, а в казахской школе не хватало классов и дети учились в три смены по 40-45 человек в классе. Мы понимаем, что эгоизм некоторых граждан стоит выше государственных интересов и местные акиматы им потакают. Разве в таких городах не нужна разъяснительная работа?

Когда я был в Риддере, я слышал подобные возмущения от азербайджанца, от курда и пришел в недоумение. В 1944 году казахи отдавали свой последний хлеб, половину своего дома, чтобы приютить переселенцев, а теперь казахские дети ходят по 4 километра в единственную в городе казахскую школу, а эти родители протестуют, что их ребенок будет ходить в школу на 100 метров дальше. Такое человеческое недопонимание.

Я не считаю, что здесь какая-то межнациональная проблема, языковая. Появилось деление общества на русскоязычных и казахскоязычных, причем вторая группа находится в более дискриминационном положении.

Эти проблемы проявляются в сельской местности и малых городах или существуют и в больших городах?
– За последние 20 лет в районные центры переехало очень много казахов, а казахских школ на целинных землях там традиционно нет. Представляете, их там даже не планируют открывать! И казахи отдают своих детей в русские школы. Такое я тоже видел. В некоторых местах казахские школы закрываются из-за нехватки педагогов: потребность есть, а педагогов нет.

В Шемонаихе за 20 лет открылась единственная школа, которая теперь закрывается, потому что здание находится в аварийном состоянии и требуется капитальный ремонт. В одной области я взял список школ, где требуется спортивный зал, столовая, нет буфетов, нет медпунктов, а туалеты – во дворе. Оказалось, что это в основном казахские школы.

Я понимаю, есть объективные причины. И я сам своими глазами видел, что на станции Ельтай Акмолинской области под казахскую школу отдали трехэтажную больницу, в которой обучается 320 человек, а рядом находится трехэтажная русскоязычная школа, в которой учатся 130 человек. Вот такая несправедливость, которая может привести к социальному взрыву. Хотя и там, и здесь учатся казахские дети. Я сам пошел, посмотрел, сфотографировал.

Вы докладываете собранную вами информацию Министерству образования?
– Я выступал в Министерстве образования на общественном совете. Вместе с Айдосом Сарымом и другими заинтересованными людьми мы рассказывали о национальных проблемах, которые изучили в регионах. Сколько потребуется времени чиновникам переварить полученную информацию, не знаю.

Вы призываете обучать в казахских школах не только казахских детей, но детей других этносов?
– Да, у нас есть два направления. Одно – для русскоязычных. Мы призывали родителей: будущее ваших детей – в знании государственного языка. Сначала мы хотели вести пропаганду именно среди русскоязычных, чтобы через 20 лет их дети не остались за бортом, могли работать на госслужбе, в сфере обслуживания, на пассажирских перевозках и в других отраслях, где требуется знание двух языков.

Но при изучении ситуации мы столкнулись с проблемой, что казахских школ не хватает казахским детям. И мы слегка сместили свои акценты в требованиях. За годы независимости в Алматы вместо трех казахских школ появилось 53 новые казахские школы, а в Балхашском районе за 20 лет ни одной новой – как было две казахские школы, так и осталось! По статистике в Казахстане 100 000 школ, а казахских школ среди них – капля в море.

И все-таки почему Вы решили пойти в народ?
– Чем каждый год писать Назарбаеву письмо, которое потом валяется в каком-нибудь мусорном ящике, лучше работать с людьми в глубинке. Я понял, что работа намного эффективнее, когда она менее публична. И я направил свои силы на регионы. Там я нужнее.

KasymRuslan
30 сентября 2012, 23:45
433

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным учителем.
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 9968
  • 18
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 4376
  • 12
«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

Мы не такие блатные. Да, нас унижают руководители, возомнившие себя ханами, часто наши права не реализуются в должной мере. И я всегда задавался, почему на самом деле нет нормальных условий и льгот...
WriterKz
23 сент. 2017 / 0:41
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2942
  • 68
Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Наш главный город страны стал избавляться от уже вполне неуместных моветонных клише, которые громоздились над ней, как черное облако над Мордором.
tentser
22 сент. 2017 / 21:04
  • 2011
  • 72
Сеульское метро: инструкция по применению. «Остерегайтесь колясок и пожилых людей»

Сеульское метро: инструкция по применению. «Остерегайтесь колясок и пожилых людей»

Корейское метро полностью автоматизировано: здесь пользуются карточками TMoney, баланс на которых можно постоянно пополнять. Этими же картами можно расплачиваться в магазинах и столовых.
daminaishappy
18 сент. 2017 / 21:56
  • 1718
  • 4
Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Парней начали осуждать за поступок в социальных сетях. Популярные группы Кавказа назвали выходку парней дикой, и пояснили, что они позорят нацию и религию.
tala03
20 сент. 2017 / 16:42
  • 1621
  • 41
Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Заметка №16. «Burger shop». Съесть и не обляпаться практически невозможно

Если честно, для нас формат заведения был в диковинку - раньше нам доводилось есть бургеры в сетевых ресторанах фаст-фуда или же в заведениях, где кроме бургеров подают еще много разных блюд.
zhanuska_checkedboe
19 сент. 2017 / 15:12
  • 1404
  • 16
Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Как КНДР «уничтожила» американские самолеты и авианосец

Серию коллажей, показывающую как ракеты КНДР нанесли поражения американским самолетам, продемонстрировали в северокорейских СМИ.
tala03
вчера / 17:58
  • 1115
  • 6