Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
06:44, 01 февраля 2010

Малый IT бизнес. Введение (с) Хабр

"Заказчик, даже очень хороший, часто ведет себя как женщина. Т.е. думает об одном, говорит другое и делает третье. Хорошо продуманное техническое задание, грамотно составленный договор, а также еще несколько формальных правил поведения помогут и вам, и заказчику сэкономить много нервов и установить долгосрочные отношения"

http://habrahabr.ru/blogs/my_business/82708/

С 2003 года(7 лет) я руковожу небольшой IT компанией(5-20 человек). В 2009 году в компании произошло много изменений, пожалуй, больше, чем за предыдущие несколько лет. Изменения заставили меня задуматься и переосмыслить многие моменты ведения IT бизнеса. В связи с этим я решил опубликовать серию статей, связанных с моим личным опытом создания IT компании “с нуля” и последующего развития организации.

Публикации имеют несколько целей. Во-первых, я просто хочу поделиться опытом. Мои текущие знания и опыт очень сильно помогли бы мне 5-7 лет назад! Может быть, написанное ниже поможет кому-то избежать ошибок или более правильно спланировать работу организации. Во-вторых, мне очень интересна критика. Каждый из нас часто видит соринку в чужом глазу, но не замечает бревно в своем.

Серия публикаций будет состоять из статей, рассматривающих конкретный аспект деятельности небольшой IT компании. Полный перечень можно найти ниже.

Кому полезны эти материалы?

Опубликованные материалы могут быть полезны следующим категориям IT специалистов:

  • В первую очередь – таким же ребятам как я =). Владельцам и руководителям небольших IT компаний. Возможность посмотреть со стороны на родственные процессы позволит избежать наступания на общие грабли.
  • Менеджерам проектов, опять же небольших организаций. Понимание процессов в компании, особенно тех, которые остаются за кадром их деятельности, несомненно, пойдет только на пользу для работы.
  • Разработчикам. Программисты редко задумывается о том, что происходит в подводной части айсберга, т.е. за пределами их зоны ответственности. С их точки зрения босс часто слишком требователен, недоволен результатами работы, пристает по мелочам и сует нос не в свои дела. Понимание того, что же все таки происходит по ту сторону двери офиса руководителя будет весьма и весьма полезно!

О чем я НЕ собираюсь писать

Я не планирую рассказывать о таких вещах, как юридическое и бухгалтерское обслуживание, налоги, законные акты, офис, оборудование и т.п. На мой взгляд, эти вопросы абсолютно банальны и не интересны. Мне непонятно, почему им большинство IT руководителей уделяет столько внимания.

В наш век юристов и экономистов за совсем скромные по сравнению со стоимостью разработки даже самого скромного продукта деньги можно нанять опытного специалиста в соответствующей области. Вы можете потратить уйму времени на изучение стандартного бухгалтерского вопроса, который опытный в этой области человек решит за 5 минут и без критичных для бизнеса ошибок.

Мой вам искренний совет – сосредоточьтесь именно на IT составляющей вашего бизнеса.

Особенности ведения бизнеса в небольшой IT компании

Ведение IT бизнеса в небольшой организации, или даже более правильно – в небольшой команде(5-20 человек)имеет свои особенности, которые исключены в более крупных IT компаниях. Важно понимать, что все написанное касается именно этого типа IT компании, и многие вещи могут вообще противоречить стратегии и правил ведения бизнеса в более крупных организациях.

  • Руководитель отвечает за все

    Руководитель, который часто по совместительству также и владелец компании, отвечает и контролирует все и вся вокруг. Начиная от поиска клиентов, переговоров с заказчиками, часто ходом исполнения работ и заканчивая закупкой кофе для разработчиков в соседнем с офисом магазине. Такой разброс в деятельности имеет свои плюсы и свои минусы. Основной минус, очевидно, заключается в том, что приходится в голове держать слишком много задач. Это часто сказывается на эффективности основной деятельности – разработке программного обеспечения. Основной плюс – подконтрольность всего производства, а также принудительно очень большая база знаний по многим аспектам развития IT компании.

  • Сбой в работе любого из сотрудников существенен для организацииКоличество сотрудников не очень велико, а значит сразу же гораздо существенней, чем в более крупной организации на производственном процессе сказываются любые сбои, связанные с болезнями, увольнениями, отпусками и т.п. Вы не можете просто взять другого разработчика и заменить им проблемного, т.к. все полностью загружены своими задачами.
  • Гибкость компанииТ.к. компания состоит из небольшого количества сотрудников и все проекты рассчитаны на участие 3-5 разработчков, то компания может быть очень динамична: при спаде можно уволить несколько сотрудников, при новом проекте набрать людей в команду.
  • Инфраструктура не требует существенных затратДля организации рабочего пространства достаточно несколько комнат, несколько серверов и десяток рабочих мест. Совокупная стоимость содержания всей организации, включая аренду помещений может быть сравнима с зарплатой одного специалиста. Это, несомненно, большой плюс, т.к. компания может быть очень гибкой в выборе географического места работы. Переезд можно осуществить вообще за выходные, при этом не понеся существенных затрат.
  • Демократичная атмосфера работыДля многих сотрудников это один из существенным моментов. Нет необходимости работать по свистку с 9 до 18. Нет необходимости планировать отпуск за пол года вперед. Все условия работы очень гибки, компромиссы находятся за несколько минут. Многие очень профессиональные разработчики любят работать как раз в таких организациях, т.к. в них нет жестких корпоративных правил. Каждый сотрудник чувствует себя важным членом команды, а не винтиком в мегамашине.

Чем мы занимаемся

Несколько слов о том, чем же все-таки занимается моя компания. Просто для понимания того, что все написанное так или иначе связано именно с этой сферой деятельности.

Мы занимается разработкой проектов в области электронной коммерции и онлайн платежей. Как правило, это достаточно крупные проекты с оборотами до 10 млн. $ в год, с длительным периодом развития и работы. В год делается всего несколько проектов, однако большинство из них достаточно крупные и уникальные.

Т.к. много работы производится с финансовыми потоками, это накладывает соответствующий повышенный уровень требований ко всем участникам команды.

Список запланированных публикаций

Я планирую следующие публикации. Возможно, список и последовательность в будущем откорректируются по результатам комментариев:

  1. Начало и развитие небольшого IT бизнеса

    Начать свой бизнес несложно. Гораздо сложнее удержать его на плаву в течение достаточно долгого периода. Все редко идет по плану. Необходимо либо научиться работать в очень изменчивой среде, либо закрывать компанию и становиться наемным сотрудником в другой.

  2. Найм сотрудников, собеседование, тестыВ IT все производится силами мозгов сотрудников организации. Для компании разработчик – это в первую очередь товар, которым она торгует и от качества которого зависит доход и процветание организации. Про найм на работу можно найти очень много материалов, однако у каждой компании как правило свой очень индивидуальный опыт и методики. Этим я и хочу поделиться.
  3. Поиск заказчиков, переговоры с заказчикамиСуществуют тысячи стратегий привлечения клиентов. Грабли же часто общие. Почему у одной организации все в порядке с заказами и работа расписана на пол года вперед, а другая еле-еле сводит концы с концами, довольствуясь мелкими подачками рынка? В этой статье я хочу рассказать про свой подход работы с клиентами, который (тьфу-тьфу-тьфу), обеспечивает меня объемом работы во много раз превышающим физическую возможность выполнения.
  4. Составление технических заданий и договоров с заказчикамиЗаказчик, даже очень хороший, часто ведет себя как женщина. Т.е. думает об одном, говорит другое и делает третье. Хорошо продуманное техническое задание, грамотно составленный договор, а также еще несколько формальных правил поведения помогут и вам, и заказчику сэкономить много нервов и установить долгосрочные отношения.
  5. Управление персоналом, мотивация персоналаПостроение отношений с разработчиками это, пожалуй, одна из интереснейших тем. Разработчик за пару кликов мышки всегда может сменить работу, часто на более лучших условиях. Деньги часто не являются мотивацией, разработчик и так неплохо зарабатывает. Наказывать разработчика бесполезно – он просто уволится. Работа управляющего персонала в таких условиях часто сравнима с трюками Копперфилда.
  6. Управление IT разработкойЕсть много теорий и методологий по управлению IT проектами. В теории все звучит просто и безоблачно, на практике же всегда что-то идет не так, как задумано. Небольшая команда может вполне успешно использовать разработанные специально под себя методики, какие именно – об этом статья.
  7. Работа с удаленными сотрудникамиО работе с удаленными разработчиками, фрилансерами, написаны сотни статей, как правило не очень позитивных. Работать с удаленными сотрудниками можно и нужно, вопрос заключается только в том, как это делать успешно и с минимальными рисками. Достаточно много работы, не целесообразной и не интересной для производства непосредственно в компании можно вынести на фриланс. Личный опыт и несколько практических советов в этой статье.
  8. Диверсификация бизнесаКак только штат компании разрастется до 5-15 человек, которых нужно кормить каждый месяц, одной из важнейших задач организации становится стабильность финансовых потоков. Если ваша организация не займется снижением зависимости от одного отдельно взятого направления\продукта\заказчика, есть риск финансовых проблем. В статье будут описаны несколько решений по этой проблеме.
  9. Стандартизация разработкиРано или поздно вы придете к этому вопросу. Лучше рано =). Введение четких и обязательных для всех в компании стандартов разработки снимут с руководства массу головной боли в долгосрочной перспективе. Часто мера не очень популярная, т.к. какой бы стандарт вы не выбрали бы, всегда будут те, кто “за”, и те, кто “против”. В любом случае наличие хоть каких-то стандартов гораздо лучше, чем их полное отсутствие.
  10. ТОП ошибки – разбор полетаЯ хочу отдельно вынести список тех ошибок, которые были совершены по различным причинам, и которых лучше бы не было. Возможно, где-то существуют идеальные компании и идеальные руководители. Я таких не встречал. Сейчас есть время перевести дух, посмотреть на проделанную работу и сделать соответствующие выводы. Надеюсь, кому-то поможет!

В среднем планируется одна публикация в 1-2 недели.

Если вам интересна определенная тематика – пишите комментарий. Я все внимательно прочитаю и внесу коррективы в план действий.

0