Осторжно, реклама!

Данияр Сабитов 2012 M09 24
350
0
0
0

Сказать, что реклама окружает нас всюду – значит ничего не сказать. Однажды я дал своим студентам задание выбрать день и посчитать, с каким количеством рекламы они столкнутся. Только потом стало...

Сказать, что реклама окружает нас всюду – значит ничего не сказать. Однажды я дал своим студентам задание выбрать день и посчитать, с каким количеством рекламы они столкнутся. Только потом стало понятно, насколько жестокое это задание – если целенаправленно искать и считать все эти объявления, упаковки, билборды и вывески можно утонуть в информационном шуме. А ведь спасателей может рядом и не оказаться. А если учесть количество окружающей нас рекламы и предполагаемую силу внушения, то возникает один очень важный вопрос – по каким правилам играют рекламщики?

Разумеется, главные правила устанавливает действующий закон о рекламе, однако при его изучении можно прийти к выводу, что и здесь есть свои подводные камни, лазейки и проблемы толкования. Например, возьмем определение рекламы. Если упростить формулировку, то под рекламой следует понимать любую информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и призванную формировать или поддерживать интерес к товарам, компаниям и так далее. С одним только «неопределенным кругом лиц» связаны множество нюансов. Так, один из российских банков поместил в газете информацию, в которой он, обращаясь к своим вкладчикам, сообщил им о повышении процентных ставок по их вкладам с такого-то числа. Поскольку банк обратился только к своим вкладчикам, он считал, что его объявление не является рекламой - оно якобы адресовано определенному кругу лиц. Суд посчитал иначе. А еще «неопределенный круг лиц» позволяет нам называть рекламу видом публичной оферты, то есть договора. Размещая рекламу, компании предлагают читателям заключить договор. Допустим, некий бутик пытается заманить к себе покупателей и пишет, что там якобы продаются костюмы известного бренда всего за 1000 тенге. Доверчивые покупатели приходят в магазин и никаких костюмов по смешным ценам не находят. Вправе ли они подавать в суд на магазин на неисполнение договора? И как потребителю защитить в суде свою правоту, если бутик может заявить что такие костюмы были, но все проданы? И, наконец, как будет работать «неограниченный круг лиц» в условиях социальных сетей? Спам-рассылку можно настроить таким образом, что в начале письма будет подставляться имя обладателя профайла. Вот тут уж круг точно ограничен, а это значит можно предлагать покупать водку, табак и оружие. Ведь это не реклама, так как нет одного из условий, требующихся по закону.

Но если выше мы столкнулись с тонкостями толкования, то в законе есть и жесткие требования, которые почему-то все равно не исполняются. Так, реклама не должна возбуждать панику в обществе. И здесь уместно вспомнить рекламную кампанию JET3G от АО «АЛТЕЛ», которая в марте 2010 года вела тизинговую рекламу «Штормовое предупреждение». На остановочных комплексах Алматы развешивались большие баннеры, на которых была только одна фраза, предупреждавшая о грядущем шторме. Впоследствии оказалось, что это реклама интернет-провайдера, предлагавшего «ураганную» скорость подключения к Интернету. Тогда эта реклама совпала по времени со слухами о землетрясении. Понятно, какой в итоге эффект оказала такая реклама на многих горожан. И здесь не понятны две вещи. Как местные исполнительные органы дали кампании пройти от начала до конца? А также понимали ли рекламщики, на какой риск они идут? Ведь если бы реклама была запрещена, то по закону им пришлось бы вместе всех выкупленных рекламных баннеров публиковать опровержение. А если учесть, что наружная реклама является одной из самых дорогих, то возникает вопрос – а заложили ли создатели рекламы в бюджет риски затрат на опровержение?

Продолжение на моем основном блоге "Дом ЖурДэна"

Оцените пост

0