• 2745
  • 8
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Почему жрецы так боятся "богохульства"

Дисклеймер: все нижесказанное относится исключительно к вымышленному культу и вымышленным жрецам. Все совпадения случайны.

В качестве эпиграфа я приведу слова полковника Бибикова из письма Бенкендорфу — шефу жандармов и начальнику III отделения, занимавшегося цензурой и политическим сыском. Вот что Бибиков в далеком 1826 году написал о Пушкине и других сосланных за вольнодумство: "Эти молодые люди… нападают с опасным и вероломным оружием насмешки на святость религии, — этой узды, необходимой для всех народов, а особенно — для русских".

В качестве второго эпиграфа процитирую определение: "Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др".

Чтобы понять почему жрецы так боятся "богохульства", надо вспомнить, кто и для чего придумывает богов, кто и для чего конструирует культы. Культ (не в широком смысле) — это инструмент подчинения людей, поддержания их в состоянии покорности и превращения их в орудие, исполняющее волю бенефициаров.

На вершине пирамиды бенфициаров сидит правитель, которому жрецы культа предоставляют услуги по поддержанию покорности населения. Вспомните классику: "всякая власть от Бога", "рабы, подчиняйтесь земным хозяевам и служите им, как служили бы Христу", ну и так далее.

Правители веками использовали культы, причем сами зачастую оставаясь неверующими, но пастве демонстрируя внешние атрибуты религиозности. Впрочем, иногда и демонстрация не требовалась. Наполеон Бонапарт, который в христианского бога не верил, но насаждал во Франции католицизм, говорил, что религия великолепно подходит, чтобы держать простых людей в смирении, и что религия удерживает бедных от убийства богатых.

А что население? Оно подвергается древнейшей разводке. Я сейчас изложу схему в очень упрощенном виде. Понятно, что за многие века она существенно усложнилась и обросла разными механизмами пропаганды и защиты.

Жрец объявляет себя проводником воли некоего божества, которому необходимо подчиняться. Для чего в схеме понадобилось божество? Рассмотрим на примере вымышленного (мы же не хотим никого обидеть) культа Бабайки.

Без божества:
Жрец: "Делайте, как я говорю!"
Люди: "С чего это вдруг?"
Правитель: "А вот вам палицей по голове! Умные все стали".

Чтобы заставлять людей делать, как хочет правитель, приходится держать гарнизон, постоянно устраивать акции устрашения, подавлять. Это очень дорого, хлопотно, да и овец лучше стричь, чем убивать. И тут на помощь приходит культ.

С божеством:
Жрец: "Делайте, как велит Бабайка, иначе он покарает вас молнией!"
Люди: "Хорошо, повинуемся, только не надо нас молнией, о всемогущий Бабайка".

Почувствуйте разницу!

Прелесть еще и в том, что успешно насадив культ — обманом или насилием — можно более–менее расслабиться и получать дивиденды. Подверженное культу население будет добровольно приобщать к нему своих детей. Дети вырастут — обратят внуков, те — правнуков, ну и так далее. Ведь только через Бабайку можно спастись, а кто не желает спасения своим детям?

Никакие кандалы, цепи и кнуты не сравнятся с тем, чего можно добиться, инфицировав мозг нужным меметическим комплексом. Но вернемся же к Бабайке.

Бабайка все видит, все знает и все может. И ослушников, если что, покарает. Чтобы люди повиновались, необходимо, чтобы они относились к Бабайке с трепетом и страхом. Не случайно "страх божий" объявлен такой ценностью и прививается с детства.

А что есть "богохульство" по своей сути? Наглядная демонстрация того, что Бабайку можно не бояться. "Всесильное божество", оказывается, почему–то не карает. Нет молний на голову "кощуннику". Нет падающего с небес огня, пожирающего "еретиков".

И вот тут у жрецов начинаются проблемы. Что же это получается? Бабайка не карает? Не хочет? Или не может? (Тогда зачем слушаться жрецов?) Или… Бабайки не существует!

Впрочем, жрецы — ребята непростые. Многие века они оттачивали мастерство обмана и демагогии, внушая людям веру в вымышленного персонажа, имплантируя им с детства ощущение греховности, виновности и чувство страха, сооружая в мозгах пасомых весьма сложные конструкции, чтобы маскировать и отрицать противоречия, отвергая саму логику. Было бы наивно полагать, что они ничего не придумают.

И они придумали уничтожать "богохульников" и "еретиков" физически. Жрецы культа указывали на мешающих им людей, а дружина правителя этих людей хватала, "судила" и уничтожала.

Казалось бы, тут–то они и попались! Тут–то всем и должно стать ясно, что Бабайки не существует, а бабайкины жрецы просто устраняют неугодных. Но я же говорил, что жрецы — ребята непростые. Уничтожение "богохульников" и "еретиков" было объявлено исполнением воли божества. Дескать, это Бабайка и карает, а мы — карающий меч в Его длани. Бабайка наслал нас вместо молнии. Что? Говорите, написано "и покарает Бабайка молнией с небес"? Ну вы без нас не умеете трактовать бабайкины откровения. Не надо понимать буквально. Это же метафора. Мы и есть та самая молния, а Бабайка как раз на небесах и сидит. И вообще, не умничайте, а то ненароком оскорбите наши чувства, и тогда Бабайка покарает вас молнией с небес.

Вернемся к словам Бибикова, сказанным о Пушкине и его единомышленниках: "Эти молодые люди… нападают с опасным и вероломным оружием насмешки на святость религии, — этой узды, необходимой для всех народов, а особенно — для русских".

Не случайно насмешка названа "опасным оружием". Сатира, ирония, насмешка проникают в обход многослойной защиты культа и имеют очень высокий вирусный потенциал. Насмешка способна распространяться из уст в уста. Насмешка, в отличие от сложных логических построений, доступна и понятна широким слоям.

Самые рациональные аргументы оказываются бессильны, когда жрецы, например, призывают паству "не вступать в дискуссии, потому что противник одержим дьяволом, а дьявол очень красноречив". Насмешка же обходит все эти демагогические конструкции и бьет прямо в цель. При этом оказываются задеты и "чувства".

В заключение приведу ту самую эпиграмму Пушкина на архимандрита Фотия (об этом персонаже стоит почитать):

Полу–фанатик, полу–плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.

Пошли нам, господи, греховным
Поменьше пастырей таких, —
Полу–благих, полу–святых.

lloyd
28 сентября 2012, 20:24
2209

Загрузка...
Loading...

Комментарии

А вот творчество Пушкина, по всей видимости Вам не известное

"ПОДРАЖАНИЯ КОРАНУ"

ПОСВЯЩЕНО П. А. ОСИПОВОЙ.


I

Клянусь четой и нечетой
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

II

О, жены чистые пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить пророка моего.
В паренье дум благочестивых,
Не любит он велеречивых
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых^3 <#c3>.

III

Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье:^4 <#c4>
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,
Обезображенные страхом;
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом.

IV

С тобою древле, о всесильный,
Могучий состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но ты, господь, его смирил.
Ты рек: я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На всё подъята длань моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С тобою, боже, равен я.
Но смолкла похвальба порока
От слова гнева твоего:
Подъемлю солнце я с востока;
С заката подыми его!


V

Земля недвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой^5 <#c5>.
Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

VI

Не даром вы приснились мне
В бою с обритыми главами,
С окровавленными мечами,
Во рвах, на башне, на стене.

Внемлите радостному кличу,
О дети пламенных пустынь!
Ведите в плен младых рабынь,
Делите бранную добычу!

Вы победили: слава вам,
А малодушным посмеянье!
Они на бранное призванье
Не шли, не веря дивным снам.

Прельстясь добычей боевою,
Теперь в раскаянье своем
Рекут: возьмите нас с собою;
Но вы скажите: не возьмем.

Блаженны падшие в сраженье:
Теперь они вошли в эдем
И потонули в наслажденьи,
Не отравляемом ничем.

VII

Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!
До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай!

VIII

Торгуя совестью пред бледной нищетою,
Не сыпь своих даров расчетливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам.
В день грозного суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный!
Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаянье,
Сжимаешь ты свою завистливую длань, —
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня моет дождь обильный,
Исчезнут — господом отверженная дань.

IX

И путник усталый на бога роптал
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг.
И к пальме пустынной он бег устремил,
И жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы,
И лег, и заснул он близ верной ослицы —
И многие годы над ним протекли
По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;
Встает он и слышит неведомый глас:
«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
И он отвечает: уж солнце высоко
На утреннем небе сияло вчера;
С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;
Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
Уж пальма истлела, а кладез холодный
Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
Давно занесенный песками степей;
И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник...
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.
lloyd
0
0
почему же, мне знакомо это произведение, но суть в моем посте в другом, а не в ближневосточных легендах и сказках, которые были написаны две тысячи лет назад и к нам не имеют ни какого отношегния
Это Вы к тому что Пушкин восхищался исламом или как? Он, кстати, и про Апполона стихи писал... Для него и ислам, и античные языческие верования были всего лишь красивыми сказками.
А почему бранных слов нет в посте? Помоему, очень экспрессивно выразило бы суть. А то, имхо: как шашлык без перца :-)
Погодите, вот набегут всякие больные религиозными поражениями головного мозга - будут и брань, и проклятия...
Ааааа, точно. Не исключено

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
24 апр. 2017 / 16:29
  • 19108
  • 3
Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Я прекрасно понимаю тех, кто долго ищет подходящую квартиру - сама искала, потратила на поиск 1,5 года. Что, прежде всего, повлияло на мой выбор при покупке квартиры в новостройке Алматы?
Zhumanova
21 апр. 2017 / 10:04
  • 3721
  • 12
«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

Провидец из Португалии по имени Горацио Вильегас считает, что новая мировая война состоится уже в текущем году. Считается, что португалец два года назад объявил, что Трамп станет президентом.
Seattle
21 апр. 2017 / 15:33
  • 3539
  • 13
Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Всё ли так хорошо у жителей Казахстана? Почему-то наша страна сохраняет твёрдые позиции в первых строчках мировых рейтингов по числу самоубийств.
openqazaqstan
24 апр. 2017 / 16:54
  • 3180
  • 18
«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

Так как опыт хождения по свиданиям у меня немаленький, да и с интуицией давно дружу, я быстро отсеиваю тех, с кем будут проблемы. Как я это определяю? Очень просто.
Bonittta
22 апр. 2017 / 14:10
Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Наши депутаты известны не достижениями и работой, а своими высказываниями. Сегодня в СМИ вышла новость, где депутат сената Бырганым Айтимова ответила на критику народа.
tala03
20 апр. 2017 / 13:44
  • 2563
  • 20
Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Такая уж у него работа, он приходит поздно. Но почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания. Когда его долго нет, признаюсь, я начинаю нервничать. Названивать и писать смс-ки...
DominaOmnium
21 апр. 2017 / 2:25
  • 2390
  • 11
Советы бывалого: выбираем надежную систему денежных переводов и хранения денег

Советы бывалого: выбираем надежную систему денежных переводов и хранения денег

Какую систему выбрать для денежных переводов внутри СНГ и как избежать потерь при девальвации. В общем, берегите свои кровно заработанные, помните...
Pablo13
20 апр. 2017 / 16:00
  • 2281
  • 19
Атбасарская дамба: кто так красиво сэкономил 137 миллионов?

Атбасарская дамба: кто так красиво сэкономил 137 миллионов?

История с разрушенной атбасарской плотиной получила интригующее продолжение. На официальном уровне говорят о 200 млн тенге, в то время как районный аким сообщил, что дамбу строили совсем за другие деньги.
openqazaqstan
20 апр. 2017 / 15:10
  • 2165
  • 14