Общение с коллегами и стабильный рабочий график или свободный и независимый фриланс? Для многих современных специалистов такая дилемма не всегда легко разрешима. Приемлемое решение этой проблемы придумал американский молодой программист Бред Ньюберг в 2005 году. Начиная своё восхождение по карьерной лестнице, парень долго не мог определиться, что ему подходит больше по духу — офисная работа или свободный график. В результате, не найдя компромисса между своими предпочтениями, он решил совместить оба варианта.
Бред арендовал большое помещение в офисном здании и предложил использовать его для работы таким же фрилансерам (англ. freelancer — свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении — вольный художник), как и он. Новый метод работы молодой человек назвал коворкингом (англ. «co-working» – совместно работающие).
Явление, при котором в совместном офисе параллельно трудится некоторое количество фрилансеров и стартап-команд, оставаясь независимыми и свободными, пришло в Россию только через 3 года после появления в США. А в Казахстане этот проект существует без малого почти год. О новом формате работы казахстанских фрилансеров нам рассказали алматинские коворкеры «Команда БАТТЛЕРА» — Нурлан Ахметгалиев, Борис Зубков и Анвар Сейфуллин, основавшие коворкинг-клуб в южной столице.
— Когда и как к вам пришла идея создать это заведение в Алматы?
— Узнав о создании подобного клуба в США и прочитав об опыте совместной работы фрилансеров, мы подумали о том, что это может стать актуальным и в нашей стране. Ведь среди алматинцев сейчас довольно много молодых предпринимателей и специалистов, работающих вне офиса, удалённо, и такая площадка социального общения, новых знакомств и связей, генерации идей и бизнес-проектов была бы для них как раз кстати. Благодаря коворкинг-клубу можно будет объединить творческих и деловых людей для стимулирования взаимодействия и развития предприятий креативной и производственной индустрии, создать между ними синергию.
— Когда клуб начал работать?
— Разрабатывать идею мы начали летом прошлого года и открылись для посетителей уже в октябре.
— Существует ли в мировой практике классификация коворкинг-центров?
— Как таковой классификации нет, скорее, направленность — не каждая отрасль может подстроить свои бизнес-процессы под коворкинг. Такой формат работы идеально подходит для представителей креативных профессий. В то же время очень трудно представить себе банкиров, работающих в таком стиле. В мире есть коворкинг-центры, где собираются, например, только IT-шники или только дизайнеры. Но нам кажется, что такие клубы должны состоять из людей с разными специальностями. Это повысит интерес к самому месту и увеличит возможности центра.
— Кто сейчас посещает клуб? Какая категория людей регулярно арендует помещения?
— Большинство наших клиентов — это фрилансеры и коллективы небольших компаний. 70% клиентов покупают абонемент на месяц, остальные работают по дням. Но людям больше нравится иметь фиксированное рабочее место, приходить в любое удобное время и знать, что оно свободно.
— Какой он, среднестатистический посетитель коворкинг-центра?
— Это предприниматели, носители новых идей, нестандартных решений, активные, смелые и уверенные в себе люди, которые хотят сделать любимое дело прибыльным бизнесом.
— В чём преимущество аренды офиса в коворкинг-клубе перед другими способами аренды коммерческой недвижимости в Алматы?
— Коворкинг — это необычная и новая форма организации работы, преимущественно фрилансеров, позволяющая решить такие проблемы, как социальная изоляция и дороговизна офисных помещений. Также нужно учитывать, что профессионалы из различных сфер при независимой работе бок о бок смогут сотрудничать и создавать совместные оригинальные проекты.
— Каковы условия работы в клубе?
— За невысокую стоимость посетитель, приобретая абонемент, получает рабочее место, доступ к скоростному интернету, телефонную связь, оргтехнику. Мы берём на себя все заботы о содержании помещения, следим за чистотой и безопасностью, можем оказать помощь в обслуживании бизнеса. А клиент может спокойно сконцентрироваться на своей работе и не отвлекаться ни на что. Большим плюсом является и то, что можно заключить договор на месяц, неделю и даже на день.
При увеличении штата сотрудников посетителям не приходится искать новый офис — они просто могут арендовать дополнительное место. Также людям не приходится переплачивать за аренду лишних площадей, так как у нас есть залы для конференций, переговоров, отдыха, встреч с клиентами и друзьями, и посетители арендуют такие залы по мере необходимости.
— Кто входит в персонал коворкинг-центра?
— Наш центр — это часть Социального клуба «БАТТЛЕР», соответственно и персонал — клуба. У коворкинг-центра есть руководитель, маркетинговая служба — менеджеры по работе с рекламой и клиентами, бухгалтер, IT-специалист и техническая группа.
— Где располагается ковор-кинг-клуб, и нет ли проблем с парковкой около здания?
— Мы находимся в самом центре Алматы — на пересечении улиц Фурманова и Сатпаева, нас легко найти и до нас легко добраться. Причем, в отличие от больших бизнес-центров, здесь не приходится блуждать по коридорам и искать нужную табличку, так как вход у нас отдельный. Парковка есть и возле входа, и рядом на площади Республики.
— Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества клуба?
— Самое ценное для людей — это общение. Имея закрытый офис или работая в квартире, люди не могут общаться с большим количеством народа и зачастую даже соседей своих не знают. А при коворкинге можно знакомиться, заводить бизнес-контакты, обмениваться идеями и опытом. Иногда у фрилансеров или небольших компаний появляются масштабные проекты, которые невозможно выполнить в одиночку. Общаясь в таких клубах, они смогут собрать целую команду для проекта!
— Существует ли конкуренция между вами?
— Пока конкуренции нет, вероятно, потому, что это не такой привлекательный вид ведения бизнеса — проще и выгоднее сдать помещение в аренду. Наша главная цель — создание продуктивного взаимодействия между нашими посетителями, объединить представителей креативных индустрий.
— Коворкинг-центры еще только зарождаются в Казахстане. Какие проблемы становления вы сейчас испытываете?
— Нельзя сказать, что есть какие-то особенные проблемы… Пока со всем справляемся. Конечно, иногда есть потребность в анонсировании мероприятий, которые проводят наши резиденты или мы сами, когда нужно быстро о чем-то заявить. Самый эффективный способ в этом случае — реклама на телевидении или радио, а этого клуб пока себе позволить не может из-за высокой стоимости эфирного времени.
— Каковы перспективы развития вашего центра и планы на будущее?
— Мы хотим создать в Алматы инновационно-культурный кластер — сообщество творческих предприятий и личностей, объединенных на одной территории. Место, где каждый желающий может с интересом для себя работать и проводить досуг. Частью кластера станет расширенный коворкинг-клуб, в котором будет до 200 постоянных рабочих мест, конференц-центр, бизнес-инкубатор, банк времени и служба поддержки стартапов. На наш взгляд, он может стать одним из крупнейших в СНГ. Мы открыты к сотрудничеству и партнерству и для любых предложений и идей!
Беседовала Юлия ВОЛКОВА, Информационная служба www.kn.kz