10:24, 21 сентября 2012

Земля батыров - Легенды Казахстана (день третий)

Третий день начался с посещения озера Алаколь. Берега у пестрого озера достаточно крутые и нам пришлось искать место для того чтобы спуститься вниз. Затем мы прошли вдоль косы и подошли к берегу заветного озера. Несмотря на глубокий сентябрь и цифру шесть тридцать на экране телефона вода в озере достаточно теплая и хорошо подходит для купаний. На вкус она немного соленовата. Лучи солнца на рассвете обагряют озерную гладь. Мянкий и теплый свет лениво отражается от поверхности озера. На рассвете сразу становиться понятным почему оно было названо пестрым – вода расцвечена всеми возможными красками от зеленого до небесно-голубого. Волны медленно и монотонно разбиваются о берег. Войдя в воду чувствуешь как спадает вся усталость накопленная в пути. Ветер чуть колышет кустарник. Утром на озере особенно тихо и умиротворенно. Плеск волн и гудение ветра отгоняют прочь все дурные мысли.

Попрощавшись с гостеприимной базой отдыха «Пеликан» мы отправились дальше. Проехав поселок Акши мы снова свернули на дорогу, а практически бездорожье по которому мы и приехали сюда. Грунтовка и серпантин не давали скучать не выспавшимся путешественникам подбрасывая нас вверх на очередной яме. Пару пришлось преодолеть небольшие речушки. Машины хорошо справились с дорогой и мы понеслись вперед в сторону озера Сасыкколь. Вскоре показались камыши, которыми зарос берег этого озера. Проехав еще чуть-чуть мы оказались в переделах другой области нашей страны. Дорога сразу стала асфальтированная и на удивление гладкая. Пейзажи вокруг будто подчиняясь территориальному делению на картах стали постепенно меняться. Природа ВКО в этом месте (в дальнейшем обозначение для Восточно-Казахстанской области) резко отличается от Алматинской области. Горные цепи и массивы сменяются мелкосопочником. Неровная местность и беспорядочно разбросанные холмы стали характерной приметой вида из окна машины. Лишь вдалеке виднеются предгорья Тарбагатая.

Удобные для проживания домики бунгало. Внутри все обустроено и имеется все нужное остановившемуся здесь путешественнику. Питание в этом доме отдыха осуществляеться по принципу столовой-шведского стола с большим выбором блюд.

Желтой тенью проходит восходящий солнечный свет по поверхности озера.

Одинокая лодка стоит на пристани и качается на волнах, то подпрыгивая вверх, то снова опускаясь вниз.

Водная гладь как зеркало отражает небо. Две синевы сливаются у дальнего конца озера.

В чудесной Алакольской воде просто нельзя было не искупаться. Члены экспедиции сделали достаточно длительную остановку здесь.

Возврашаясь назад по той же дороге, по которой мы сюда приехали мы пронеслись по бездорожью и песекам. Машины трясло но проехать там я думаю мы смогли бы даже не на Турегах.

Большинство вещей участников экспедиции были погружены в багажники, но все припасы, палатки и прочее мы загрузили на Амароки.

Сасыкколь из окна машины выгладил как заводь поросшая камышом. Само же озеро достаточно большое, примерно в два раза меньше Алаколя. Проехав здесь мы оффицально пересекли границу областей. ВКО встретила нас чистым небом и легким ветерком.

Наш караван проезжал вдоль Тарбаготайского хребта по одноименной долине. Пыль дорог оседала на стеклах машин а мы не отрываясь следили за черными горами вдали. Пейзаж уводил нас к воспоминаниям о родных, цветущих
и заросших зеленью вершинах. Ветер насвиствовал нам мелодию этих гор. Она была тихой и спокойной словно местный акын играл для нас свой кюй.

Живописные места проезжали мы по пути. Тарбагатай лежал у наших ног во всей своей молчаливой величественности и красоте.

Солончаки и одиноко стоявшие провода встречали нас на подъезде к Ушаралу. Как нам сказали в этих местах родился легендарный Кабанбай батыр. Как мне кажется именно жизнь в такой суровой местности может воспитать столь сильный характер. Кабанбай означает упрямый, решительный именно этими качествами по сказаниям обладал легендарный батыр. Он всю свою жизнь посветил борьбе с джунгарскими захватчиками.

Над мирно спящими сопками проносятся реактивный лайнер. Так, современность встречается с природными объектами которым уже более миллиона лет. Холмистая местность здесь образовалась после извержений древней цепи вулканов, которая тянулась с юга на север по восточной части нашей страны. Лава текушая из недр земли и образовала столь удивительный пейзаж.

На заправке мы можем оценить насколько грязной иногда бывает дорога. Мы притормозили у Аягуза. Город образовался в 30-е годы 19-го века, как почтовая стация на пути из Верного в Семипалатинск. И сейчас этот небольшой поселок играет важную роль в транспортной системе нашей страны. Здесь останавливаются заправиться и пообедать дальнабойщики и все прочие перевозчики крупногабаритных грузов.

Кафешка в этом месте из крупных на дороге одна и тут совсем не плохо кормят. На выбор предоставляется мясо по-казахски, пельмени, манты и прочее. Правда подают все это далеко не сразу и своего заказа нам пришлось ждать больше сорока минут.

Пейзажи из окна продолжают удивлять нас своей красотой. У небольшой речушки собралась достаточно большая стая журавлей. Здесь недалеко от Аягуза в древние времена случались ожесточенные сражения с джунгарами. Они были столь кровопролитны, что вода в реке приобретала красный цвет. Сейчас трудно представить как в таком красивом месте люди могли убивать друг друга сотнями.

У хребта Жабагы в долине нам на пути встретились могильники. Точноопределить их возраст трудно, но судя по всему это примерно 1730-е годв. Именно в этот период наиболее обострилась борьба с джунгарами.Здесь проходила граница казахских территорий и местные жители жили в состоянии постоянной войны храбро обороняя рубежи нашей замели. Очень много могильников встречается в этом районе.Эти захоронения были сделаны в спешке, видимо местность переходили от одинх другим. На могильниках не были нанесены символы рода к которому принадлежали захроненые здесь люди.

Суровая красота этих мест привлекает сюда не только путешественников, но и гонщиков. Здесь отличное если можно так сказать бездорожье, ровная грунтовка. Именно здесь проводяться различные ралли -рейды. Дорога на мой взгляд подходит не только для соревнований местного, но и международного значения.

Погода стремительно ухудшается и мы прибавляем скорости, чтобы быстрее проехать этот участок.

Мы проехали мимо другого места боевой славы. В 1756 году эту долину от армии джунгар оборонял небольшой отряд под командованием местного бия Боранбая из рода Кабанбай. Он остановил здесь превосходящую армию джунгар.

Тут же рядом на месте где стояла его юрата и где он проводил военный совет сейчас построен мемориал в виде юрты. В честь тех славных событий эту местность назвали Боранбай шарты.

Затем мы пронеслись мимо Аксузака, где сучилось легендарное сражение Кабанбая с джунгарским батыром. Кабанбай был тогда уже в весьма преклонном возрасте но смог доказать всем что еще не потерял свои силы. И победил молодого джунгара.

Тучи рассеялись и мы снова застали красивый закат в пути. Солнце на последнем издыхании дарило нам свое тепло, тихий ветерок дул нам в лицо. Мы стояли на этой желтой равнине и думали о том, что ждет нас дальше.

Мы не заехали на могилу местного святого Ыргызбая из-за нехватки времени и через пару километров прокололо шину л
сначала на пятой, а затем и на третей машине. Мы остановились еще не много полюбовались закатом, попросили прощения у святого и благополучно двинулись дальше.

В десять часов проехав восемьсот с лишним километров мы добрались до города Зайсан. Городок оказался достаточнго большим и сразвитой инфраструктурой. Мы поселились в гостинице «Рахат», где заселились в номера. Так как мы прибыли поздно часть номеров из забронированных была уже занята и части экспедиционеров пришлось заселиться в другую гостиницу. Наш экипаж состоящий из четырех человек поселился в трехместном номере. Работники гостиницы не очень приветливо отнеслись к путешественникам. Нам пришлось дожиаиться ужина час. При этом плата за номера не маленькая – 4000 тенге с человека. Мы как убитые улеглись спать еще не зная что нам готовит следующий день.

Сразу приношу извинения за то, что долго не писал.Не было нормального доступа к сети и усталость. Постараюсь выложить отчеты об экспедиции в за все это время в ближайшие дни.  Новый фотоаппарат Samsung NX20, который я сейчас тестирую работает пока хорошо и не подводил меня.

P.S извиняюсь за ошибки писал уставший и в полевых условиях из движущейся машины. Также извиняюсь если есть неточности в географических названиях объектов.