Yvision.kz
kk
SmartShow
SmartShow
207 постов0 подписчиков
SmartShow.kz - казахстанский портал о мобильных технологиях и гаджетах.
5
12:14, 24 сентября 2012

Мобильный телефон как орудие преступления

Поводом для написания данного материала послужило полученное автором СМС сообщение,  с текстом примерно следующего содержания:
“Поздравляем!  Ваш номер выиграл ценный приз от компании   “ХХХХХХ”, чтобы подтвердить, что именно Вы являетесь владельцем данного номера, направьте СМС  с указанием своего имени и фамилии на номер ХХХ ХХХХХХ  (далее следует какой-то длинный номер явно не нашего оператора). Следует также сказать, что к сожалению, мой номер был засвечен в качестве контактного  на корпоративном сайте компании, в которой я ранее работал.
“Что же, опять повезло” - подумал я.
И немедленно стер сообщение.

Мобильное мошенничество, а именно о нем пойдет речь в данной статье, появилось практически сразу с развитием сотовой связи и массовым распространением мобильных телефонов. Своеобразной родиной многих мошеннических схем с применением мобильников эксперты считают тюрьмы: Мексики, Колумбии и Бразилии,  вполне может быть, народу там сидит много, а свободным временем и криминальной фантазией их, как говорится, бог не обидел.

Blog post image

В настоящее время доходы от мобильного мошенничества в мире оцениваются в $25 млрд, например в соседней России компанией “Билайн” проводилось исследование, благодаря которому выяснилось, что только за один год жертвами обмана становились 10 миллионов граждан, и это только те, кто признался в этом, на самом деле - это число значительно больше.
Как видите цифры  впечатляют,  и проблема вполне заслуживает внимания. В понятие мобильного мошенничества входят  две большие категории преступлений, их можно условно разделить по характеру пострадавших: во-первых это операторы мобильной связи, во-вторых - это абоненты.
Мошенники обманывают ОпСоСов разными способами, но суть как правило сводится к одному - это разговоры (или пользование услугами) на огромные суммы с уклонением от последующей оплаты.  Сами ОпСоСы условно делят виды мошенничества на пять групп:

Серфинг (surfing) - вхождение в сеть под чужим именем (поддельные Sim карты, пароли и.т.д.);

Хостинг (ghosting) - использование технических средств для воздействия на операторское оборудование;

Акаунтинг (accounting) - вмешательство в систему счетов и тарифов с целью их уменьшения;

Утечка информации (information abuse) - получение паролей, кодов доступа и.т.д.

Blog post image

Бесспорным лидером среди стран, операторы которых страдают от мошенников, являются США, но в последнее время очень много подобных преступлений выявляются и в России. Совершают их как правило студенты, рабочие  и незаконные эмигранты из стран Африки, Китая, Вьетнама. Есть ли подобные преступления у нас в Казахстане? Точной информации к сожалению достать не удалось.
Но я думаю, операторы найдут как разобраться с этими проблемами, а нам гораздо ближе и интереснее вторая категория  мобильных  мошенников, совершающая преступления против обычных  абонентов, то есть обманывающая нас с Вами.

Вот несколько примеров того как действуют мобильные мошенники в разных странах совершая преступления против добропорядочных граждан.

Самым крупным мобильным мошенничеством в Европе, можно назвать действия албанской преступной группы  задержанной полицией в Испании. Эта группа мошенников действовала в Италии, Португалии и Испании. Преступники передвигались по разным городам на небольшом микроавтобусе начиненным аппаратурой и останавливались в местах массовых скоплений людей.  Мошенники подключались к мобильным телефонам через включенный Wi-Fi или  BlueTooth, и получали временный контроль за  аппаратами, после чего они отправляли СМС  на принадлежащие им платные номер, а затем обналичивали полученные средства.  Ущерб который они нанесли абонентам полиция оценивает в несколько миллионов Евро.

Пристрастие американцев к страхованию всего подряд использовали мошенники в США. После того как человек выходил из офиса оператора с заключенным контрактом и новеньким как правило дорогим телефоном. На его номер раздавался звонок, звонивший представлялся сотрудником компании оператора,  извинялся и говорил, что они забыли оформить страховку, и  просил предоставить ему данные кредитной карты. Очень многие американцы велись на этот нехитрый трюк и с их банковских счетов уплывали довольно крупные суммы. При помощи подобной схемы были обмануты тысячи людей.

Национальной проблемой в ЮАР стали действия мошенников, использующих сканеры Sim-карт. Под любым предлогом  завладев чужим мобильным телефоном, преступники мгновенно делали копии всех данных Sim-карты, а потом переводили все имеющиеся там средства на свои счета. ОпСоСы в Южно-Африканской Республике были вынуждены на время вообще приостановить услуги связанные с переводом средств от одного абонента к другому.

Это лишь немного конкретных примеров когда действия мобильных мошенников наносят колоссальный ущерб абонентам, и буквально парализуют действия операторов.
В качестве показательного примера различных видов мобильного мошенничества против граждан автор решил рассмотреть ситуацию в России, так как проблема эта стоит там очень остро, и несмотря на постоянную борьбу с этим явлением,  цифры пострадавших просто  впечатляют.

От Москвы, до самых до окраин.

Для начала давайте рассмотрим различные схемы мошенничества с использованием мобильного телефона. Сразу хочу сказать, что  их очень много, (фантазия преступников безгранична, наверное так же как доверчивость граждан), поэтому автор решил выделить несколько наиболее оригинальных, по принципу того, что сам вполне мог бы стать жертвой и попасться на подобный обман.
Итак.
Виртуальная открытка: обычно перед крупными праздниками, на телефон приходит сообщение типа: “Вам пришла открытка, получить которую можно,  отправив бесплатную  СМС на короткий номер”,
пострадавший в ожидании приятных поздравлений отсылает СМС (стоимость которой может быть практически любой).

СМС знакомства: на номер пострадавшего приходит послание от прекрасной незнакомки или незнакомца, завязывается приятная переписка,  которая как правило заканчивается обнулением баланса жертвы.

Сообщение от оператора:  очень популярная схема в последнее время, суть которой заключается в том, что жертва получает извещение  от “оператора”,  в котором сообщается о неожиданном изменении тарифа, блокировке номера, технических проблемах со связью и.т.д.  Для выяснения и решения ситуации как правило предлагается позвонить или отправить СМС на короткий номер.

Предложение от работодателя:  жертва обычно выслеживается в различных сервисах по поиску работы, далее ей направляется СМС, что её резюме заинтересовало компанию “Ванька и сыновья” и для получения подробностей следует позвонить на короткий номер, тут следует сказать, что жертва дозванивается, и вежливый молодой человек ведет с ней долгое “собеседование”,  которое как правило  заканчивается вместе с деньгами на балансе.

Звонки о помощи: жертва получает СМС с таким текстом “Милый, я потеряла телефон, и тут ещё кое-что случилось, пожалуйста закинь на номер ХХХ ХХХХХ,   определенную сумму.

Выигрыши: пример этого мошенничества приводился в начале статьи, скажу только, что подобные СМС могут посылаться от имени банков, радиостанций и очень известных компаний.

“Кинем оператора вместе”:  ну эта схема совсем уж для глупых и жадных абонентов. Жертва получает сообщение типа: “Сайт оператора взломан, есть возможность на халяву пополнить баланс, подтверди свой номер сообщением.

Просьбы о помощи: совсем уж циничная схема, когда в сообщении говорится об умирающем ребенке ( как вариант матери, брате и.т.д.) содержится просьба  сдать кровь или оказать какую-то помощь, а вот подробности предлагается узнать по телефону.

Это лишь небольшая часть мошеннических схем,  применяемых преступниками с целью опустошить баланс абонентов. Сюда также можно добавить использование различных интернет “сервисов”,  как вполне невинных и якобы  наполненных разным контентом: музыкой, фильмами, книгами, которые предлагается скачать, отправив СМС на указанный номер, так и порносайтов,  предлагающих  просмотр “клубнички”  за небольшую плату. Отправив СМС на короткий номер указанный на подобном сайте, абонент как правило в ответ ничего не получает.
Кроме этого существуют компьютерные вирусы, блокирующие работу ПК, и требующие отправки СМС, якобы для получения кода разблокировки. И наконец продажа несуществующих сервисов и программ, таких как “уникальный генератор кодов платежных карт мобильного оператора”,  «чтение чужих SMS», «локаторы местоположения Абонента»,  «эротические сканеры тела» и.т.д.
Как мы видим, мошенники активно используют интернет в сочетании с мобильной связью и получают уникальные инструменты для обмана простодушных граждан.
Многие из приведенных схем мошенничества основаны на использовании коротких,  так называемых  “premium” номеров (номер, звоня или отправляя СМС на который, вы платите деньги сверх обычного тарифа оператора). Подобные номера вернее их бесконтрольное использование,  на мой взгляд и является одной из главных причин такого количества мобильных обманов в России. Дело в том, что оформить там “premium”  номер не составляет никаких проблем. Операторы, получающие огромные прибыли от их предоставления, очень неохотно вводят ограничение и контроль за их использованием, стараясь при первой же возможности  свалить вину на доверчивость абонентов.

Blog post image

В приведенных примерах мы рассматривали варианты, так сказать, бесконтактного обмана, но существует ещё не мало схем, когда злоумышленники звонят вам  напрямую и под различными предлогами пытаются выманить деньги. Здесь их действия могут отличаться особым цинизмом и изощренностью: сообщения о ДТП, взрывах, пожарах, задержания полицией и других неприятных ситуациях, в которые попали Ваши родные и близкие.  Очень часто эксплуатируются такие человеческие качества, как жадность и страсть к получению легких денег. Обрадовав Вас призами и выигрышами в лотерею, мошенники  будут долго и терпеливо убеждать внести некоторую сумму для получения заветного приза.  Причем очень часто преступники прибегают к услугам профессиональных психологов и специалистов по  нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Используя интонацию, ритм и определенные фразы (маркеры), вас могут буквально загипнотизировать, принуждая немедленно отдать деньги или ценные вещи.  Суммы, на которые мошенники обманывают при прямом телефонном контакте, как правило значительно выше и порой доходят до нескольких тысяч долларов.

Нельзя ни сказать и о том, что в России давно и успешно ведется борьба с различными видами мобильного мошенничества. Например на сайтах крупнейших операторов обязательно присутствует раздел, посвященный подобным преступлениям. Особенно в этом смысле мне понравился сайт компании  "Мегафон",  где довольно подробно и красочно с использованием графики показаны различные схемы мошенничества и детально описано, как уберечься от обмана. Существует даже постоянно обновляемый раздел новостей, где публикуются последние,  выявленные способы мобильного мошенничества, а также меры предпринятые для борьбы с ним.  На сайте компании "Билайн" в режиме реального времени можно проверить любой короткий номер и узнать точную информацию.
На кого он зарегистрирован и услуги какого характера обязан предоставлять его владелец.
Борьбу с мошенниками также ведет специальное подразделение полиции Управление "К",  кстати это одно из немногих подразделений российской полиции, о работе которого есть положительные  отзывы на многочисленных форумах. Существует  множество реальных примеров, когда сотрудники данного подразделения выявляли мошенников и помогали людям вернуть похищенные средства.
Что особенно удивило,  многие российские операторы в случае выявления фактов мобильного мошенничества, реально возвращают деньги, украденные со счетов доверчивых абонентов. Так для примера  только во Владивостоке за первое полугодие 2012 года на счет абонентов было возвращено  около 22,5 миллиона рублей. Причем 70% обманутых в компанию не обращались, оператор самостоятельно выявил пострадавших и вернул им украденное.
Вообщем, как мы видим, быть абонентом мобильного оператора в России дело не простое, следует быть осторожным, внимательным и бдительным, а не то тебя очень быстро разведут на деньги.
В России не просто, а как же у нас в Казахстане? Есть ли мобильные мошенники и как с ними
борются?

Будьте бдительны!

Расцвет мобильного мошенничества в Казахстане приходится на 2010-2011 годы, надо сказать, что изначально не наше законодательство, не операторы сотовой связи не были  готовы что-то противопоставить преступникам и защитить абонентов. В настоящее время ситуация постепенно меняется  в лучшую сторону. Самым известным случаем мобильного мошенничества в Казахстане  можно считать   ситуацию, возникшую в 2010 году вокруг  ТОО «Айфридом» (для справки это один из крупнейших провайдеров мобильного контента). Тогда на номера сотен абонентов различных  казахстанских операторов от имени этой  компании стали поступать сообщения о получении голосового послания, для того чтобы его прослушать необходимо было отправить пустое СМС по указанному номеру.  Естественно никакого сообщения не было, и абоненты, отправившие СМС, оказались жертвами мошенников. С их мобильных счетов были списаны определенные суммы.  К чести компании, надо сказать, что как только действия мошенников были обнаружены, она приняла меры и отправка СМС на указанные номера была заблокирована, а пострадавшим, как утверждается, были возращены похищенные средства.
К счастью действия мобильных мошенников  в Казахстане не отличаются  большим разнообразием, трудно сказать с чем это связано, но видимо многие варианты обмана сначала проходят обкатку в России, у нас же  применяется лишь несколько видимо наиболее удачных преступных схем:

Blog post image

Работая над данным материалом, автор провел небольшое исследование, опросив многочисленных родственников и знакомых, становились ли они жертвами мобильных мошенников. Результат получился довольно интересным:  из 100 опрошенных почти каждый либо сам получал подобные сообщения, либо это был кто-то из его близких. А вот реальной жертвой обмана стала лишь одна женщина, попавшаяся как раз на обман по питерской схеме. Итог общения с мошенниками увы печален, её обманули на $ 1000. Кстати в этом случае работали настоящие профессионалы, и они точно знали имена, фамилии и многие другие личные данные жертвы. Что характерно, ни она, ни кто-то другой из опрошенных мною  в правоохранительные органы не обращался.
Из опроса можно сделать вывод,  что у нас  охват граждан  мобильными  преступниками довольно широк, а вот результативность их действий  к счастью  весьма слабая.  Для сравнения в той же России обманутым оказывался каждый пятый.  На мой взгляд  это связанно с тем, что пока мошенники обманывают граждан в соседних странах,  к нам поступает информация через СМИ, и подавляющее большинство наших людей  уже так или иначе  знают об этих преступных схемах. А как известно предупрежден - значит вооружен.
Вот случай из жизни.  Автор данного материала пару лет назад просмотрел  по телевизору сюжет в программе “Человек и закон”  о действиях  мобильных мошенников в России. На следующее утро он прочел лекцию всей  семье, где подробно объяснил все принципы их работы. Буквально через несколько дней на мобильный телефон тещи раздался звонок: “Здравствуйте, мы из отдела дознания. Ваш сын совершил ДТП ну и так далее”. Предупрежденная и вооруженная теща, не побежала доставать деньги, а тут же стала звонить сыну, быстро выяснив, что он в данный момент он спокойно сидит на работе.

По данным правоохранительных органов подавляющее число преступлений, связанных с мобильным мошенничеством, совершается заключенными, находящимися в местах лишения свободы. Как известно мобильные телефоны там строго  запрещены.  Тем не менее люди, отбывающие срок,  не только умудряются ими пользоваться, но и совершают преступления организовывая с помощью сообщников на воле  целые группы, занимающиеся шантажом и вымогательством с использованием мобильных телефонов.

Blog post image

Реальной мерой по предотвращение подобных преступлений,  по мнению сотрудников полиции и прокуратуры, мог бы стать жесткий контроль за регистрацией SIM-карт и закрепление конкретного номера за определенным абонентом  путем предоставления точных паспортных данных. На эту тему 21.06. 2011 года  в Клубе Института Политических решений  проводился круглый стол с привлечением представителей общественности и менеджеров  компаний операторов. В принципе все приглашенные были  за введение  подобных  мер,  по-моему в наше неспокойное время это вполне оправдано. Проблема заключается в том, что операторы не в состоянии полностью контролировать действия дилеров, а тем более субдилеров, которые как правило и выступают основными продавцами SIM-карт. Вообщем все согласны, но воз и ныне там.

Одним из действенных средств в борьбе с мобильными мошенниками должны стать новые “Правила оказания услуг телефонной, сотовой связи и доступа к сети Интернет”, принятые Правительством в декабре 2011 года. В них прямо говорится, что в случае если абонент отправляет СМС на платный номер для участия в лотереи, викторине или голосовании, оператор обязан в ответном сообщении уведомить его о стоимости  данной услуги. Причем плата взимается только после ответа и подтверждения со стороны абонента. Несмотря на то, что  принятие данных мер  вызвало негативную реакцию со стороны операторов, они утверждали, что выполнение этих условий технически невозможно и  решили вообще отказаться от практики мобильных платежей. Тем не менее это очень своевременное решение и  принятие подобных документов  не позволит проблеме мобильного мошенничества приобрести у нас столь масштабный характер, как в России.

Blog post image


Большая роль в профилактике мобильного мошенничества конечно должна принадлежать операторам сотовой связи, они не только должны пресекать действия преступников техническими средствами, но и активно проводить разъяснительную работу среди абонентов, постоянно информируя их о новых преступных схемах и угрозах. К сожалению, хотел бы отметить, что наши операторы не проявляют  в  этом особого  креатива  и рвения. На сайте Kcell я без труда нашел раздел, посвященный мобильным мошенничествам, увы, он показался мне очень формальным и скучным. Компания “Билайн”,  по словам  руководителей, осуществляет программу «Мобильная грамотность», представители компании якобы ходят по школам, Вузам и другим организациям, где проводят разъяснительную работу, как уберечься от мобильного обмана. Не знаю как Вы, автор о данной программе слышит впервые, что же касается сайта “Билайн”, то информацию о мобильных мошенниках я искал долго и очень упорно, создатели так спрятали её в недрах многочисленных страниц, что найти её практически невозможно.
Вообщем здесь нашим оператором можно поставить жирный минус, и отметить, что им есть чему поучиться у российских коллег.

С развитием мобильной связи, различных услуг и сервисов, предлагаемых нам операторами, действия мобильных мошенников становятся всё более технически грамотными и изощренными. У них давно  уже в ходу сканеры, позволяющие сделать точную копию Вашей SIM-карты, огромную опасность для владельцев смартфонов представляют различные вирусы. Они способны практически самостоятельно управлять Вашим телефоном и рассылать сообщения на платные номера, опустошая Ваш баланс. Эксперты утверждают, что в ближайшее время мобильных преступников обязательно заинтересует новая технология  мгновенных платежей NFC, активно внедряемая во многих странах мира.

Именно  поэтому уважаемые читатели, пользуясь современными телефонами и услугами операторов, будьте внимательны и осторожны, чтобы не стать очередными жертвами мобильных мошенников.

(с) Роман Антонов для SmartShow, antar@i.ua


5
1885
2