место в рейтинге
  • 1553850
  • 3618
  • 170
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Брендовые телефоны - когда они появятся в Казахстане?

В последнее время мы часто сталкивались с мнением, что в США жесткий операторский рынок продажи мобильных телефонов. Этот термин не совсем понятен для нас, так как телефон можно купить практически в любом магазине. Нам стало интересно узнать, что такое операторский рынок, и как крупные сотовые операторы влияют на продажу и производство мобильных телефонов.

Дело в том,что в США и некоторых других странах, например Японии, практически отсутствует свободная продажа мобильных телефонов, не привязанных к конкретному ОпСоСу (оператору сотовой связи, в дальнейшем давайте договоримся, что мы будем называть их именно так). Покупая свой первый мобильный телефон, житель США в первую очередь выбирает выгодный для него тариф и оператора, а потом уже смотрит на модели сотовых телефонов, которые тот может предложить. Покупая телефон, он заключает контракт с оператором на определённый срок, давая обязательства ежемесячно выплачивать оговоренную в нем сумму. Разрыв подобного контракта как правило приводит к выплате неустойки, и отражается на кредитной истории. В связи с этим, для многих американцев поменять модель сотового телефона не такая уж простая задача, ведь к примеру, если тебе понравился какой-то конкретный телефон, а его нет в наличии у твоего оператора, придется платить неустойку или ждать окончания срока действия контракта. Но в данной системе есть и свои плюсы: привязывая вас к контракту, ОпСоС практически дарит вам мобильный телефон, а производителю возмещает его стоимость. Следует уточнить, что телефон этот будет залочен на конкретного оператора и пользоваться им, перейдя на другого оператора, вы не сможете (правда если у вас прямые руки, то довольно не сложно взломать защиту и разлочить телефон, но во-первых присутствует риск получить кирпич, да и к тому же добропорядочные американцы так не делают).

Крупные операторы в последнее время не только реализуют мобильные телефоны по такой системе, но и напрямую участвуют в процессе их разработки, сотрудничая с крупнейшими производителями и поставляют их на рынок под своим брендом.

Это явления получило название - "Брендовые телефоны".
Операторы, руководствуясь собственной маркетинговой стратегией, часто меняют название моделей на необычные и более звучные. Для примера: первая модель телефонов от LG, работающая по технологии LTE - LG Optimus LTE, вышел в продажу в США под брендом оператора AT&T, как LG Nitro HD. На фото видно, что помимо этого, он обзавелся и логотипом ОпСОСа

Стоимость этого аппарата в США составит всего 249.99$, но при условии заключения контракта с AT&T на два года.

Операторы помимо этого могут влиять на конструкцию и программное обеспечение телефона, заказывая у производителя определенную модель, учитывающую потребности национального рынка и внося в нее изменения, требуемые покупателем. Примером здесь могут послужить две модели, созданные AT&T в сотрудничестве с компанией Samsung: Samsung DoubleTime и Samsung Captivate Glide.

Как мы видим, в конструкции телефонов внесено важное конструктивное изменение в виде физической QWERTY-клавиатуры. Здесь надо отметить, что на рынке США вообще очень популярны модели, имеющие клавиатуру. Связанно это с любовью американцев к общению посредством SMS и электронной почты. Немного подробнее остановимся на показавшейся нам интересной модели Samsung DoubleTime. На фото этот телефон выглядит, как маленький нетбук. Производитель добился этого путем добавления второго экрана и клавиатуры, раскрывающиеся по принципу книжки. Обе эти модели являются брендовыми и их нельзя купить на рынках других стран мира. Продажа осуществляется только у конкретного оператора на территории США.

Очень много интересных и необычных моделей телефонов продается на рынке Японии, где также сформировался жесткий операторский рынок продажи телефонов. Крупные японские операторы мобильной связи, такие как NTT DoCoMo и SoftBank в сотрудничестве с такими известными фирмами как Panasonic, Sharp, Toshiba, NEC предоставляют огромный выбор телефонов, учитывающих национальные особенности и привычки японцев. В качестве примера можно привести наличие в аппаратах поддержки работы платежных технологий NFC и FeliCa. В Японии есть действительно удивительные модели сотовых телефонов, и о них мы как-нибудь расскажем в следующем обзоре.

В Европе рынок продажи мобильных телефонов в какой-то мере тоже можно назвать операторским, но там более мягкие условия и телефоны можно купить без привязки к ОпСоСам.

Плюсы и минусы?

Теперь немного хотелось бы поговорить о плюсах и минусах операторского рынка и производства брендовых телефонов. К преимуществам подобной системы можно отнести лучшие знания оператором потребностей своих абонентов, ведь работая непосредственно с ними и предоставляя конкретные услуги, он четко видит их востребованность, и как они могут влиять на особенности модели будущего телефона. К тому же многим, особенно зарубежом, удобно, покупая, вернее беря телефон у оператора, расплачиваться за него и за связь одновременно и ежемесячно. Кроме всего перечисленного, говорят, что операторы вкладывают немалые деньги в разработку новых моделей, порой подстегивая производителей.

Теперь о минусах. В последнее время все чаще в различных тематических изданиях и блогах обсуждается проблема излишнего и порой негативного влияния операторов на производителей телефонов. Порой операторы, действуя в собственных интересах, тормозят внедрение инноваций и новых технологий на рынок мобильной связи. В качестве примера можно привести новый стандарт беспроводного интернета LTE (4G). Они просили производителей намерено затягивать выпуск новых моделей с поддержкой LTE ввиду того, что были еще не готовы к введению нового стандарта. В США влияние операторов на продажу телефонов столь велико, что они могут блокировать выход на рынок определенных моделей телефонов. Порой операторы настаивают на внесение изменений в программное обеспечение аппарата, блокируя целые сервисы, которые могут как-то повлиять на их прибыль.
Лично нам абсолютный операторский рынок продажи телефонов кажется излишне жестким, не оставляющим свободу выбора определенной модели телефона и оператора. Нам хотелось бы сохранить возможность в любой момент сменить телефон, тариф или оператора без каких-либо последствий и обязательств.

Брендовые телефоны в России

Теперь обратим внимание на рынок продажи брендовых телефонов в России. Тут стоит сразу сказать, что каждый крупный российский оператор предлагает модели телефонов под собственным брендом. Большинство из этих телефонов сделаны на базе моделей китайских производителей: Huawei, ZTE, Hisense. Многие из этих телефонов имеют небольшую цену и являются достаточно бюджетными вариантами, так как российские операторы не делают на них наценку а продают по цене производителя плюс доставка. Это связанно с тем, что выпуск подобных телефонов для операторов не способ заработка. Целью является привлечение абонентов, приучение их к использованию дополнительных сервисов, основанных на работе с 3G интернетом и поддержание лояльного отношения к бренду.

Примером подобного недорого “народного” смартфона для широкого круга пользователей может послужить выпускаемый компанией МТС телефон МТС 960. Смартфон на платформе Android 2.3, с мощностью процессора 650 МГц. Оперативная память составляет 256 Мб. Экран у телефона может показаться не слишком хорошим, с диагональю всего 2,8 дюйма и разрешением 320 х 240 пикселей. Также имеется 3 МП камера. В качестве дополнения на смартфон установлены брендированые приложения: легкий платеж, МТС TV, МТС Сервис, Good’OK. Удобный серфинг в интернете и широкие возможности для общения обеспечивают предустановленные приложения Opera Mini, Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Mail.ru Агент, Twitter, Shezam, Ozon.ru, OfficeSuite, Antivirus Pro. За всю эту красоту оператор просит всего 2990 рублей (13754 тенге).

Несмотря на свои характеристики, это пожалуй действительно самый дешевый смартфон на Android, который я когда-либо встречал. Такой аппарат вполне может удовлетворить потребности среднестатистического пользователя. Подобные предложения есть и у других компаний, к примеру аналогичный телефон Билайн E400 стоит 4800 рублей (22000 тенге).
Самый большой выбор телефонов под собственным брендом предлагает Мегафон. На сайте производителя мы насчитали целых 17 моделей. В разной ценовой категории от достаточно дорогих смартфонов за 9990 рублей (45500 тенге) до обычной трубы за 649 рублей (2985 тенге). Есть у компании и несколько интересных предложений для определенных категорий абонентов.
К примеру, нам показался очень интересным телефон МегаФон TDM15 для слабовидящих и пожилых людей. Он оснащен крупными кнопками, громким звонком и контрастным монохромным дисплеем

Также из прочих предложений стоит выделить специальный детский телефон МегаФон C1 с картинками вместо клавиатуры, позволяющими ребенку легко набрать заданный номер. Аккумулятор данной модели способен работать больше недели без подзарядки и оснащен специальной кнопкой SOS, нажатие на которую отошлет SMS на запрограммированные родителями номера. Это позволит ребенку в любой экстренной ситуации мгновенно выйти на связь с близкими.

На многочисленных форумах многие абоненты упрекают операторов в том, что они продают под своими брендами слишком дешевые и недостаточно производительные модели. Видимо учитывая эти пожелания, в ближайшее время компания Мегафон совместно с Lenovo планируют выпуск смартфона на базе мощного современного процессора Intel Atom по цене более 20000 рублей (92000 тенге).Это будет флагманская модель от Мегафон.

Вообщем, российские операторы успешно продают недорогие телефоны под своими брендами, которые позволяют приобрести телефон практически любому абоненту. Многие из операторов не просто продают телефоны по цене производителя, но и предоставляют бонусы на мобильную связь и интернет всем, кто решил их приобрести. На мой взгляд, это очень разумный подход и правильный взгляд на развитие операторского рынка продажи мобильных телефонов.

Подобные же ситуация присутствует на рынках продажи телефонов на Украине и в Беларуссии. Местные операторы, такие как “Киевстар” и “МТС” также выпускают немало моделей под собственными брендами.

Бренд или бред

Ну а теперь посмотрим как обстоят дела у нас в Казахстане. Хотя на что собственно говоря смотреть? У нас ведь отсутствует понятие операторского рынка и брендовых телефонов от ОпСоСов. Давайте попробуем порассуждать, в чем же причины и почему это явление долгое время не привлекало внимания наших операторов и нам не предлагали бесплатных телефонов по контракту, как в США или дешевого “народного” смартфона, как в России. Мы думаем, что если спросить самих операторов, то ответы будут примерно такими: во-первых, сравнительно небольшой рынок и как следствие-риски, связанные с отсутствием спроса на брендовый смартфон, конечно мы не Россия, и рынок у нас значительно меньше, но есть же пример Белоруссии. Во-вторых - это слабый контроль государства за продажей так называемых серых телефонов, конкурировать с которыми законопослушный продавец просто не в состоянии. Ну это конечно так, все мы прекрасно знаем первый этаж Цума в городе Алматы, имеющийся там огромный выбор моделей, относительно недорогие цены, плюс ещё и возможность поторговаться. Кстати по слухам, что-то в этом смысле меняется, борьба с серым импортом усиливается, и данная мобильная “Тортуга” скоро может закрыться. Да, серый рынок у нас существует и с ним сложно конкурировать, но ведь он существует и в России, Украине и Белоруссии, и объемы его ничуть не меньше. Однако ОпСоСы там работают и стараются конкурировать даже с серыми телефонами, выпуская более дешевые модели.
Нам кажется, что главной причиной отсутствия у наших операторов интереса к рынку сотовых телефонов, является все же слабая конкуренция на рынке мобильной связи, как нам известно, до недавнего времени её не было вообще, и операторы спокойно жили, получая немалый куш с поистине драгоценных минут наших с вами разговоров.
Всё просто.
Зачем заморачиватся продвигать какие-то услуги, рисковать, выпуская брендовые телефоны, если можно неплохо жить, просто предоставляя услуги связи. Но времена как известно меняются, и нам кажется, что нашим операторам давно надо подумать о заказе и выпуске недорогого “народного” смартфона под собственным брендом, да и телефоны для детей и пенсионеров нам тоже совсем не помешают.
Давайте попробуем пофантазировать и представим себе как бы он выглядел этот казахстанский “народный” смартфон. Для начала о цене, на наш взгляд подобный аппарат не должен быть дороже 20 000 тенге (да операторам, конечно, придется забыть о прибыли от продажи, это не их бизнес, вещь брендовая , и её выпуск направлен прежде всего на привлечение и повышение лояльности абонентов) , не будем говорить о технических характеристиках, естественно это не будет какая-то флагманская модель, но предложить вполне приличный и функциональный аппарат за эти деньги вполне возможно, и операторы в России показывают в этом вполне достойный пример.
Самое главное, конечно, - это поддержка устройством интерфейса на казахском языке (это на наш взгляд вообще может стать отдельной причиной для выпуска подобного устройства), плюс в устройство можно внедрить русско-казахский и казахско-английский разговорники, программы для изучения казахского языка. Погодный виджет, заточенный на предоставлении информации по всему Казахстану, виджет с обзором казахстанских новостей, спорта и культурных событий. Программы казахстанских блог платформ и новостных ресурсов, да мало ли ещё чего. Сейчас довольно бурно идет развитие наших местных онлайн сервисов, большинство из которых абсолютно бесплатны, о них правда мало кто знает, но если сразу оснастить ими смартфон, количество пользователей их услугами безусловно возрастет. Вообщем мечтать можно о многом, но операторам есть повод задуматься, что потребность в таком смартфоне давно уже наступила.
И всё-таки нам удалось найти пример развития операторского рынка мобильных телефонов в Казахстане, это акция “Новый телефон от Kcell” не так давно запущенная одноименным оператором. Давайте попробуем разобраться с ней поподробнее. Зайдя на сайт оператора, мы сразу и без труда нашли страницу, посвященную данной акции, выбор телефонов довольно большой.

Посмотрим на условия. Возле каждого телефона указана сумма ежемесячного платежа и предоплаты- всё правильно. Но каковы же условия, на которых мы получим желанный телефон, и во сколько реально он нам обойдется? Нажимаем на понравившуюся нам модель (мы взяли для примера Samsung Galaxy Note) далее идут описание характеристик сматфона. Жмем далее.
Стоп!
Вот это номер!
Оказывается для предоставления нам права на участие в этой акции оператору необходимо проверить нашу платежеспособность ,то есть провести скоринг. И вот тут неразрешимая проблема: оператор предлагает пройти проверку двумя способами: если я являюсь абонентом Kcell и мои ежемесячные расходы на связь составляют не менее 2700 тенге или если у меня имеется карточка АО “Казкоммерцбанк”, мне можно ввести её данные. Как не странно у авторов обзора не оказалось ни того ни другого, а следовательно принять участие в акции и узнать до конца её условия мы, увы, не можем.
На наш взгляд всё это как-то неуклюже.
Да, я пользуюсь другим банком, и являюсь абонентом другого оператора, но может быть именно эта акция и привлекла меня к Kcell, и я собираюсь получить заветный телефон и стать абонентом.
Так не отталкивайте же меня, дайте узнать хотя бы общие подробности.
Увы, нет.
Мы конечно понимаем все риски оператора, и предоставляя нам телефон по контракту или в кредит, он прежде всего боится неплатежей (в наше время, когда люди порой не выплачивают миллионные кредиты в банках - это вполне оправдано), но как тогда они собираются привлекать новых абонентов, если даже подробная информация об акции доступна далеко не каждому.
Единственной моделью, подробности о приобретении которой полностью открыты, является флагман Samsung Galaxy S III. Давайте посмотрим условия. Оператор предлагает три возможности приобретения аппарата:
- в рассрочку;

-по акции "Новый телефон от Kcell";

-обычная покупка без всяких обязательств.

Сначала о рассрочке. Здесь три варианта с разным периодом и суммами ежемесячных платежей. В качестве бонуса оператор предлагает безлимитный интернет-трафик (правда с ограничением по скорости после 1 ГБ).
Ну что же похвально, здесь присутствует явная попытка удержать абонента.
При пересчете получается, что в первых двух вариантах телефон мне обойдётся в 139 000 тенге а в третьем ещё дороже, почти 149 000 тенге. Цена на телефон при покупки в рассрочку явно завышена.
Возникает вопрос.
Насколько это выгодно?
И не проще ли купить аппарат в магазине, оформив обычный кредит через банк.

Теперь про акцию. Здесь целых пять вариантов, пожалуй, остановимся поподробнее на двух. Итак, в первом варианте предоплата равняется всего 3000 тенге, ежемесячный платеж по двухлетнему контракту составит 15 000 тенге, и за это мы получаем полный безлимит на звонки по РК, SMS и Интернет. Предложение конечно заманчивое, но придется платить два года по 15 000 тенге.
Например, авторы данного обзора такие условия не потянут, да и их ежемесячные расходы на связь составляют гораздо меньшую сумму. По-моему тот, кому по карману данная сумма, вряд ли станет связывать себя какими-то двухлетними обязательствами с оператором, он просто пойдет и сразу купит желаемый телефон.
В пятом варианте мы платим в месяц всего 4000 тенге и имеем 400 минут разговора, то есть по 10 тенге за минуту, плюс SMS и интернет, на наш взгляд нормально, но вот сумма предоплаты составит целых 84 000 тенге. А имея на руках такую сумму, проще ещё подкопить, или занять у друзей, добавить и купить телефон в магазине за 110 000 тенге. А сколько и как платить за связь - решать самостоятельно. Хотя, конечно, это наше субъективное мнение.
Ну и последний вариант - прямая покупка телефона у Kcell без всяких условий и бонусов. Вот здесь, уж извините, как говорится ни в какие ворота, стоимость аппарата на сайте составляет 134 990 тенге, на наш взгляд это очень дорого. Для примера мы сравнили цены в магазинах Алматы, он стоит от 110 000 до 120 000 тенге, а российские операторы предлагают своим абонентам подобный телефон за 22 490 рублей или 104 000 тенге плюс месяц мобильного интернета в подарок. Да, ребята из Kcell с ценой явно перегнули.

И всё-таки, на наш взгляд попытка оператора выйти на рынок мобильных телефонов засчитывается, это первое подобное предложение, и как нам кажется его условия будут меняться и подстраиваться под реальные нужды абонентов, к тому же мы думаем, что возможно нашлось немало людей, которым предложения понравились, и они уже воспользовались преимуществами операторского рынка.

Брендовые телефоны - быть или не быть.

В заключении хотелось бы рассмотреть вопрос.
А нужен ли вообще в Казахстане операторский рынок продажи мобильных телефонов и брендовые модели от операторов?
Анализируя всё вышеизложенное мы всё-таки думаем, что да. Конечно мы против Американской или Японской жесткой модели, но присутствие операторов на этом рынке и выпуск собственных брендовых моделей безусловно усилит конкуренцию, расширит выбор предлагаемых нам телефонов и предоставит новые условия для их приобретения.

P.S Составляя данный обзор авторы обратились с официальным запросом к двум крупнейшим операторам мобильной связи в Республике Казахстан: Билайну и Kcell. Нам стало интересно узнать у их представителей планируют ли эти компании выходить на рынок продажи мобильных телефонов под собственным брендом. Ответ пока не получен. Как только мы получим ответ, мы обязательно опубликуем его в новом материале.

(с) Святослав Антонов, Роман Антонов для SmartShow, antar@i.ua

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
18 сентября 2012, 0:30
10491

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Ashina
2
0
Отличный пост. Действительно, у предложения Kcell множество подводных камней. Конечно же многие люди подпишутся на безлимит не думая о том что им придется не только 2 года платить ежемесячно по 15 000 на связь (я например палчу больше и не подписан на данную программу) но и юзать этот телефон 2 года, что важнее.

Для меня был бы более приемлем вариант платить может быть больше, но не так долго, потому что Samsung как поезд делает теелфоны на ходу. Вот и Smasung IV анонсирован на февраль следующего года. С такими темпами, к тому времени как ты закончишь выплачивать плату за свой телефон он будет морально устаревгим на полтора года.

Но в я понимаю что я не целевая аудитория проекта, и для многих этот вариант покажется оптимальным. К тому же если там реальный безлимит интернета без урезания скорости скачивания, то его можно купить просто как модем. =)))
А зачем вам пользоваться им 2 года ? Он же не залочен, я плачу в месяц примерно 15-20 тысяч, так что думаю подписаться на эту акцию и отдать Галакси 3 сестренке.
а я уже так и сделала) довольная болтаю сколько влезет!
и сестренка довольная, и я больше 15 не трачу в месяц. интернета 10Гб хватает.
to KuchaTrupov Как раз таки залочен по Kcell и Activ Акция весьма сомнительная. Контракт с оператором составляет 2 года Телефон залочен и сам по себе не разлочится <После выплаты платы за телефон оператор Вам скажет что нужно его самостоятельно нести в сервис и за денюшку разлочивать
Да за года надеюсь разлочивать телефоны все научатся также как и научились винду переустанавливать.
svant
1
0
Нет урезание скорости там всё же присутствует после 1 ГБ , увы скорость падает. На счет большого срока согласен, уж больно сейчас быстро выходят новинки, за год аппарат устаревает.
Отличный обзор актуального для меня сегмента рынка.
svant
0
0
Спасибо, очень рад, что Вам понравилось.
Ну, телефоны стандарта CDMA имеют логотипы операторов, например Dalacom и Pathword.
я пользуюсь Теле2 и Билайн Акционный и спокойно хожу
Отличная статья, Аффтор грамотно обьяснил, заметно работал не один день )
статья готовилась неделю примерно.
МОлодец! Красавчик! С этим постом Ты помогаешь многим людям)
С учетом жадности наших операторов, мы не скоро увидим "бесплатные" телефоны или более-менее выгодные условия. Но меня это не сильно расстраивает: предпочитаю выбирать телефон и связь по-отдельности. Все таки так и выгодно и удобно.
у кыргызов уже давно продаются брендированные билайновские телефоны.
А мне модель США/Японии очень даже нравиться.
Спасибо за статью ! Очень понравилось)
Зачем они нужны? лучше бы Филипсы завезли!
SteveG
0
0
Помоему пока рано.
Хотя учитывая то что казахстанцы уже привязались к кредитам может и прокатить.
Дельная информация предоставлена!
ktnj
0
0
Лично я бы не рискнула брать такой телефон на два года, а если я его потеряю или украдут или разобью вдребезги, и что я все равно должна буду платить за телефон?
Статья грамотная. Видно что человек действительно пытался и старался разобраться во всех тонкостях. Очень жаль что акции на таких "бесчеловечных" условиях. Брать Галакси3 на 2 года? Да за это время уже выйдет 2 новые модели, он успеет потерять свой внешний вид, могут вылезти прочие "болячки", а человек все также должен будет за него платить? Нет уж спасибо. Лучше жить по средствам.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38657
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 10368
  • 168
Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Известный политолог России Андрей Карпов предложил сделать Алматы центром секс-туризма. Но для этого сперва нужно легализовать проституцию в стране.
tala03
13 авг. 2017 / 14:48
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 2271
  • 43
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 1986
  • 2
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 1843
  • 1
Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Многие способные выпускники без Алтын Белги готовились к тестированию, чтобы в честной борьбе попытать счастья на гранты без ущемления со стороны якобы "золотых" выпускников.
DanaJarlygapova
14 авг. 2017 / 14:35
Новый конкурс на грантовое финансирование – разочарование для казахстанских ученых

Новый конкурс на грантовое финансирование – разочарование для казахстанских ученых

Обсуждение новых условий началось ещё давно, но стоит ли ожидать качественного улучшения результатов научно-исследовательской деятельности, если система управления наукой не была модернизирована?
ermekuss
17 авг. 2017 / 12:23
  • 1686
  • 1