Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
21:38, 12 сентября 2012

Нужно ли нам теневое правительство за границей…

Данный материал является откликом на статью главного редактора газеты Взгляд Игоря Винявского «Пришло время прокладывать второй рельс». Вкратце в ней говорится, что в стране за 20 лет сложилась такая ситуация, когда любая критика власти может трактоваться ею, как посягательство на конституционный строй и она «не терпит такого понятия, как свобода слова, облекая это право в обертку экстремизма и терроризма против действующего режима». В таких условиях, по мнению автора, возможным выходом из сложившейся ситуации может стать некое теневое  правительство за пределами Казахстана.

Прежде всего, необходимо отметить, что теневое правительство или «правительство в ожидании» это нормальный политический институт в любой демократической стране. Обычно, под этим подразумевается оппозиция, которая намерена прийти к власти по результатам парламентских выборов.  В Великобритании главная оппозиционная партия в парламенте носит статус «официальной оппозиции Ее Величества». Более того,  теневой кабинет министров получает дополнительное финансирование на политическую деятельность, а его члены надбавку к своему депутатскому окладу.

На пространстве СНГ в Украине В. Янукович до своего президентства сформировал «Общественный кабинет министров» из бывших членов его правительства и других известных украинских политиков.

Нечто подобное теневому правительству под названием Координационный совет создается в России, куда, по замыслу организаторов, войдет весь спектр российских оппозиционных сил, начиная от националистов и ультралевых до либералов. Лидеры российского оппозиционного движения А. Навальный, С. Удальцов и Г. Каспаров заявили, что выборы в Координационный совет пройдут 21 октября с.г..

В Казахстане также, пока в интернете, создано теневое Гражданское правительство со своим министрами. Как сообщается на его сайте http://alash.org/, «Гражданское правительство – это народная инициатива, объединяющая политиков, патриотов страны и просто неравнодушных граждан, вне зависимости от политических, религиозных и национальных различий. Наша цель – построение подлинно независимой парламентской Казахской республики, основанной на европейских демократических принципах».

В конце октября по инициативе Ж. Туякбая намечено проведение первого курултая, по итогам которого будет создан гражданский совет. Цель курултая – объединить оппозицию по внепартийному списку. В него, кроме политиков, войдут эксперты, журналисты, представители НПО и  национальных меньшинств. Из членов гражданского совета будет сформировано настоящее теневое гражданское правительство.

Помимо этого, по инициативе президента общественного Фонда развития парламентаризма в Казахстане З. Батталовой и руководителя Народного антикоррупционного комитета М. Дуамбекова в конце сентября в Астане планируется проведение собрания по проведению референдума по реформированию политической системы. Другие представители оппозиции и общественные деятели также предлагают провести общенародный референдум по вступлению или неучастии Казахстана в Евразийский союз, по возврату приватизированных в 90-х стратегических предприятий и по выборности акимов.

Таким образом, мы видим, что такой необходимый политический институт, как теневое правительство, также начинает оформляться в Казахстане. И это нужно только приветствовать.

Инициатива И. Винявского подразумевает создание не просто теневого правительства, а правительство за пределами Казахстана. Такие правительства обычно называются «правительства в изгнании».

Здесь нужно сразу отметить, что за границей уже имеются оппозиционные структуры, как Заграничное бюро демократической оппозиции, партия Атамекен Е. Досмухамедова, Альянс за свободный Казахстан, возглавляемый Р. Алиевым и сам М. Аблязов, являющийся на сегодняшний день главным оппонентом Акорды. Поэтому сразу возникает вопрос: есть ли места указанным политическим организациям и лидерам в предполагаемом теневом правительстве за пределами Казахстана и кто из них войдет в его состав? И это без учета того, что они до сегодняшнего дня не были замечены в каких-то совместных заявлениях, не говоря уже о желании объединить свои усилия.

Правительства в изгнании, как правило, возникают в ходе государственных переворотов, гражданских войн, а также военных оккупаций. Например, правительство Кувейта в период оккупации Кувейта войсками Саддама Хуссейна или  правительство Абхазии в изгнании, находящееся в Грузии.

Существовали и существуют правительства созданные политическими силами за границей. К ним можно отнести польское правительство, просуществовавшее с 1939 года по 1991 год и правительство Чехословакии 1939 – 1945 гг.. С 1959 года существует правительство Тибета. С 1975 года в Париже располагается королевское правительство Лаоса. В Белграде находится правительства в изгнании  Сербской Краины,

Отсюда следует, что правительство в изгнание в политической истории есть явление нормальное.

Нюанс заключается в том, что правительство в изгнании, за исключением примера с Кувейтом, при смене режима не приходило к реальной власти у себя в стране. Теневое правительство не может прийти к руководству страной, поскольку не оно свергает действующую власть, а кто-то другой делает эту работу за него и, соответственно, имеет больше прав на формирование правительства.

Вместе с тем, отдельные политики, активно боровшиеся с властью из-за границы, при смене режима, входили в новое правительство и даже возглавляли страну. Самый яркий пример это триумфальное возвращение в 1979 году Аятоллы Хомейни из Парижа в Тегеран.

Из ближайшего прошлого следует отметить Ливию. Председатель Всеобщего Народного собрания Мухаммед Юсуф Аль-макриф 30 лет, несмотря на покушения, боролся с Каддафи из-за границы. Премьер министр Абдель Рахим аль – Киб с 2006 по 2011 гг. работал в институте нефти в ОАЭ и после свержения Каддафи вернулся на родину.

Поэтому существование в Казахстане теневого правительство, пусть даже в интернете, вкупе с активизацией объединительного процесса оппозиции с целью проведения общенационального курултая, пока не создают оснований для создания правительства в изгнании. Проще говоря, власть пока не мешает созданию теневого правительства, не подвергает гонениям его активистов

Однако, имеется еще один важный и существенный нюанс, который заключается в сроках существования формируемого теневого правительства.  Создание в России по сути разношерстного Координационного совета объясняется тактическими задачами. Там в октябре в ряде регионов запланированы выборы губернаторов, мэров городов и депутатов представительных органов власти. Поэтому задача Координационного совета одним фронтом составить конкуренцию правящей партии Единая Россия в конкретный промежуток времени.

У нас электоральный процесс намечен в 2016 - 2017 годах, когда должны пройти выборы президента и парламентские выборы и когда, если можно так выразиться, население будет готово (или допущено) к участию в политической жизни страны. В этой связи трудно рассчитывать на активность электората, привыкшего ходить на волеизъявление под административным нажимом. Индикатором активности и степени готовности гражданского общества могут стать два планируемых референдума. Будет поддержка референдумов, значит, есть шансы у теневого правительства. Если нет, то вопрос откладывается до будущих выборов. Следует отметить, что  два параллельно инициируемых референдума вряд ли будут способствовать росту доверия оппозиции в целом. Очевидно, что эти два референдума нужно объединять и вести работу совместно.

С другой стороны, нельзя отвергать саму идею создания правительства в изгнании вообще. Скажем так, нужно ее держать в качестве запасного варианта на всякий пожарный случай.  Но надо учитывать, что создание такой структуры возможно при объединении всех зарубежных оппозиционных сил.

Судя по заявлению советника президента Е. Ертысбаева в недавнем интервью, в постназарбаевский период будет другая модель политической системы с уклоном на парламентаризм, где победившая в выборах партия будет формировать правительство.  При таком раскладе, будущее теневое правительство, возможно, заложит основы будущего реального правительства.

В заключении хотелось бы сказать, что проблема заключается  не столько в создании теневого правительства  в стране или за ее пределами. Главный вопрос сумеет ли вся оппозиция преодолеть разногласия и объединиться, чтобы в нее поверила хотя бы часть граждан Казахстана. Судя по количеству участников митингов, организуемых оппозицией и  несогласными, пока народ безмолвствует.

Пока этого не произойдет, слова Е. Ертысбаева   «У нас нет в настоящее время сильных и организованных политических сил, с которыми власть сядет за стол переговоров. Если бы такие силы были, то, уверяю вас, власть давно вступила бы с ними в переговоры» – будут актуальными и верными.

kazbei.org - виртуальная площадка для обсуждения будущего страны.

0
242
0