место в рейтинге
  • 206995
  • 1728
  • 90
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Оценка влияния на макроэкономическую эффективность РК нововведений в бюджетный кодекс

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики по некоторым вопросам совершенствования процесса планирования и исполнения бюджета» (03.08.2012) состоит из основных трех направлений:

1) увеличение сроков утверждения стратегического плана развития (п. 6 ст. 62; п. 2 ст. 32; ч. 3. п.2 ст. 33)

2) право финансирования международных институтов развития (ст. 39)

3) увеличение мобильности республиканского бюджета за счет условно финансируемых расходов (ст. 41-1; а.9, подп. 1. п. 1-1 ст. 61.; п. 3 ст. 71; п. 5-1 ст. 79)

Влияние каждого из данных направлений на макроэкономическую эффективность необходимо рассчитывать отдельно. В некоторых случаях расчет невозможен, учитывая нехватку исходных данных, отсутствие статистической практики в исследуемом направлении.

Оценка целесообразности изменений в Бюджетном кодексе.

1) На мой взгляд, увеличение сроков утверждения стратегического плана развития не окажет существенного влияния на полноценность, качественную доработку и утверждение стратегических планов. Работа по составлению стратегического плана - это не работа одной недели, месяца, квартала. Сам по себе процесс исследования тенденций, прогнозирования должен идти постоянно: обновляться, дополнятся. То есть в любой момент разработчик стратегического плана должен дать полноценную и качественную информацию о том в каком направлении движется регион (ведомство или корпорация). Если система стратегического планирования не эффективна, то ни в месячный, ни в двух месячный срок она не станет полноценной и качественной.

В случае если, разработчики стратегического плана не успевают "провести" стратегический план по бюрократической лестнице, то можно увеличить срок не до месяца, а до двух недель. По умолчанию, обсуждение должно вестись до официальной передачи стратегического плана на обсуждение, государственные органы должны быть в курсе социально-экономического состояния региона.

Итак, мое субъективное мнение таково: ужесточение борьбы лоббирующих те или иные интересы третьей стороны не повысит эффективность стратегического планирования. В лучшем случае изменения Бюджетного кодекса не окажут влияния на макроэкономическую эффективность. В худшем случае будет незначительное негативное влияние на инвестиционную активность (рост неопределенности на рынке с одной недели до месяца).

2) Введение права донорства из республиканского бюджета действительно повысит имидж Республики Казахстан на мировой арене и обозначит страну как регионального лидера. Логически предположить что, это изменение косвенно окажет положительное влияние на макроэкономическую эффективность. Положительный имидж - приносит доход. Но на сегодня в Казахстане нет института расчета и рыночной оценки стоимости имиджа страны. В кредит должны идти расходы на донорство, международные форумы, гуманитарную помощь. В дебет прибыль от заключенных международных контрактов, суммы возможных потерь при навязывании невыгодных контрактов (как правило, в сфере нефтегазового сектора), прибыль от выхода на рынки других стран (например, монополия поставок газа в Киргизию).

Вывод: данное изменение в бюджетном кодексе в среднесрочной и долгосрочной перспективе положительно отразится на макроэкономической эффективности Республики Казахстан.

3) Новое бюджетное правило, которое вводит понятие условно финансируемых расходов в отличии от двух предыдущих направлений оказывает на микроэкономическую эффективность более значимое влияние, которое можно рассчитать (см. далее).

Влияние на макроэкономическую эффективность наступает в момент ухудшения параметров социально-экономического развития на текущий финансовый год. То есть по итогам 1 квартала текущего года налоговые поступления ниже ожидаемых, прогноз социально-экономического развития негативный. Здесь возникает первая неопределенность - при каком уровне негатива прогнозов развития и недопостулений налогов условно финансируемые расходы не финансируются.

Во-вторых, в Концепции указано, что "Критериями финансирования в первоочередном порядке является своевременность освоения бюджетных средств, социальная направленность расходов, а также приоритетными являются бюджетные программы, принятые обязательства по которым завершаются в текущем финансовом году". Критерии порядка финансирования размыты. Вполне возможно, что под все критерии (первоочередности) будут подпадать не один вид расходов, а несколько. Возникает ситуация, способствующая развитию коррупции.

В-третьих, как показывает опыт первой волны кризиса, экономика страны сильно зависит от государственных расходов. Когда в 2009 году были задержки финансирования, многие предприятия, выполняющие государственные заказы значительно сократили объемы выпускаемой продукции, работ, услуг (со всеми вытекающими последствиями: сокращения, социальная напряженность и пр.). Сокращение спроса на рынке усугубилось задержкой финансирования государственных заказов. Отсюда можно со 100% уверенностью можно утверждать, что в условиях второй волны кризиса сокращение государственных расходов (до 3% от суммы бюджета) окажет негативное влияние на макроэкономическую эффективность и стабильность экономики в условиях кризиса.

В отличии от европейских стран (таких как Греция, Испания) доля государственного долга Республики Казахстан позволяет привлекать дополнительные средства для финансирования социально-экономических расходов. Существуют и другие источники финансирования социально-экономических расходов при невыполнении прогнозов по налоговым поступлениям.

В-четвертых, в Пояснительной записке отмечено, что изменения принимаются "В целях повышения «иммунитета» бюджета к влиянию кризисных явлений, происходящих в последнее время в мировой экономике. Да действительно, статистические показатели бюджета в условиях второй волны кризиса будут "выглядеть" лучше за счет снижения расходной части бюджета. Здесь будут оперировать 3% от бюджета в целях "планомерного" снижения дефицита бюджета, "выполнения" плановых показателей по снижению дефицита. То есть новое бюджетное правило направлено на повышения уровня манипулирования республиканским бюджетом. Можно ли здесь говорить о реальных мерах по повышению эффективности бюджетного процесса? На мой взгляд, нет. Честнее было бы всем статьям республиканского бюджета придать статус "условно финансируемых".

Оценка влияния на объемы и темпы роста Валового внутреннего продукта.

В условиях кризиса в краткосрочном и долгосрочном периоде сокращает темпы роста ВВП

Здесь можно предложить формулу расчета негативного влияния на рост ВВП

N=((c1+c2+c3+...+cn)+(e1+e2+e3+...+en)*me)*k

где:

N - потери ВВП при отказе от финансирования условно финансируемых расходов;

cn - условно финансируемые расходы социальной направленности (образование, медицина и пр.);

en - условно финансируемые расходы экономической направленности (развитие МСБ, поддержка тех или иных отраслей, льготные кредиты и пр.);

mе - поправка на спад производства в условиях кризиса - рассчитать его можно используя данные по сокращению объемов производства (реализации) в реальном секторе экономики;

k - поправка на увеличение обязательств (выплаты процентов по государственному долгу и пр.).

Конечно, формула требует доработки, перепроверки, проведения эксперимента, но суть в целом не должна изменится.

Вывод: таким образом, данное изменение в законодательство было предпринято с целью сокращения количества изменений и дополнений в республиканский бюджет. Последствиями (в условиях кризиса) этого изменения в Бюджетный кодекс станет снижение уровня макроэкономической эффективности.

Источник:  http://www.predictor.kz/?p=254

Ернар Предиктор predictorkz
Блогер, фрилансер, коллекционер
6 сентября 2012, 19:32
418

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 25044
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 13033
  • 349
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 8577
  • 48
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6498
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4154
  • 28
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 6072
  • 21
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2677
  • 18
«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

Бесцеремонные попытки силовиков помешать работе журналистов демонстрируют, в каком правовом государстве мы живём. Разбить телефон, угрожать, бить – всё это для «сотрудников» в порядке вещей.
openqazaqstan
13 нояб. 2017 / 19:02
  • 2490
  • 33