Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:57, 05 сентября 2012

Как государство выполняет Нацплан в области прав осужденных: оценка эксперта

 

Blog post imageРеализация мероприятий, запланированных Национальным Планом РК в области прав осужденных, носит несистемный и непоследовательный характер. Вероятно, это связано с тем, что отсутствует доступная и открытая информация о том, кто конкретно в каждом государственном органе ответственен за его реализацию. Отчеты о ходе реализации мероприятий Плана недоступны широкой общественности, так как не публикуются в СМИ.

По данному направлению Национальным планом предусмотрено в период 2009-2012 г.г. реализовать на практике следующие мероприятия:

3.1. Комплектация учреждений уголовно-исполнительной системы компетентными и квалифицированными кадрами.

Серьезным пробелом системы подготовки кадров для работы с осужденными является отсутствие до настоящего времени квалификационной модели специалиста уголовно-исполнительной системы. В Концепции развития УИС МВД РК не обозначены приоритеты на практико-ориентированное обучение сотрудников, учитывающие рекомендации международных стандартов в сфере уголовного правосудия, национальные, культурно-исторические и ментальные традиции и имеющиеся экономические возможности в РК.

3.2. Создание организационно-правовых условий для расширения практики применения судами альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания.

Разработанный КУИС МВД РК законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам службы пробации» отправлен в Парламент РК. Все рекомендации национальных и международных экспертов не были учтены в должной мере.

3.3. Обеспечение безопасных и достойных условий содержания осужденных в местах лишения свободы. Продолжение строительства необходимого количества учреждений, отвечающих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Возврат пенитенциарной системы из МЮ РК в МВД РК фактически свел к нулю все ранее произведенные реформы в тюремной системе РК. Состояние большинства зданий и сооружений не отвечает международным правилам. Большинство исправительных учреждений располагается в зданиях, построенных в 30 – 60-е года двадцатого века. Осужденные, как правило, проживают в общежитиях казарменного типа (по 100-150 человек).  Кроме того, отсутствуют четкие законодательно установленные требования к покамерному содержанию заключенных.

3.4. Министерству юстиции совместно с Комитетом уголовно – исполнительной системой и РГП «Енбек» было поручено принять меры по увеличению рабочих мест для осужденных.

По официальным данным КУИС по итогам 2010 года доля работающих на оплачиваемых работах составила 45,3 % от трудоспособной численности. Между тем, деятельность структуры РГП «Енбек» вызывает множество вопросов у общественности. Меры, принимаемые для создания новых рабочих мест для осужденных и для снижения себестоимости продукции и увеличения ее конкурентоспособности недостаточно эффективны.

3.5. Разработка государственной программы, направленной на повышение уровня информированности и правовой грамотности по вопросам условно-досрочного освобождения.

Назрела острая необходимость пересмотреть условия условно-досрочного освобождения: исключить норму о согласии пострадавшей стороны, так как она создает коррупционные условия, препятствует освобождению. Принятый Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы» имеет серьезные и долгосрочные негативные последствия с точки зрения соблюдения прав человека и поэтому требует срочного пересмотра с широким общественным обсуждением.

3.6. Разработка четких критериев оценки исправления осужденного.

В отсутствии в работе УИС социального компонента следует искать причины рецидива. Недостаточно составить социально-психологический портрет осужденного, выявить его потребности в социальной и иной помощи. Если в законе отсутствуют механизмы и гарантии оказания и получения такой помощи, то желаемых и ожидаемых результатов исправления осужденного получить проблематично. Кроме того, в законодательстве по исполнению уголовных наказаний не должны преобладать карательные элементы.

3.7. Законодательное закрепление порядка предоставления осужденным квалифицированной юридической помощи.

Закон гарантирует осужденным право пользоваться юридической помощью адвоката и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Вместе с тем, юридическую помощь адвоката для обжалования приговора суда, вступившего в законную силу, осужденный может получить только при наличии у него средств на оплату услуг адвоката. Осужденные имеют возможность бесплатно получать юридическую помощь адвоката только в виде консультации по вопросам, связанным с порядком и условиями социального обеспечения и по вопросам, вытекающим из законодательства о браке и семье.

3.8. Принятие отдельного Закона «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания»

До настоящего времени серьезным препятствием к получению Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК) объективной информации о ситуации с правами заключенных в следственных изоляторах и в исправительных учреждениях является отсутствие законодательно закрепленного права ОНК на внезапные посещения. Каждое свое посещение ОНК предварительно согласовывают с администрацией учреждений, что не позволяет ОНК оперативно реагировать на поступающую информацию о случаях нарушений прав заключенных с выездом на место. Имеют место случаи необоснованного отказа ОНК в посещении исправительных учреждений, а также случаи, когда по надуманным основаниям членам ОНК предлагалось прервать свой визит и покинуть учреждение.

3.9, 3.10. Предоставление ОНК права на внезапное посещение изоляторов временного содержания для осуществления мониторинга соблюдения прав человека. Принятие необходимых мер по свободному посещению членов ОНК исправительных учреждений и следственных изоляторов..

Наличие в действующих нормативных правовых актах права ОНК на беспрепятственное посещение, не решает вопрос с внезапным посещением, а, следовательно, все свои визиты в учреждения ОНК по-прежнему необходимо предварительно согласовывать с руководством этих учреждений. Информация о том, что Комиссией по правам человека при Президенте и Министерством юстиции были приняты какие-либо меры по свободному посещению членов ОНК исправительных учреждений и следственных изоляторов, у ОНК на сегодня отсутствует.

3.11. Создание Центров по адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Несмотря на создание в исправительных учреждениях условий для получения осужденными рабочих специальностей, востребованных на рынке труда, не все осужденные используют возможность за время отбывания наказания получить специальность, которая поможет ему социально адаптироваться после освобождения. За годы, проведенные осужденным за решеткой, у него формируется комплекс иждивенца, он привыкает жить на всем готовом. Но самое главное условие для успешной социальной адаптации бывшего осужденного - это наличие крыши над головой. И такую проблему в настоящее время успешно решают Центры адаптации.

3.12. Принятие мер по недопущению впредь нарушений имущественных и социальных прав несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях.

Информации о реализации Министерством Юстиции (а после передачи тюремной системы, МВД) данного поручения в средствах массовой информации не имеется.

Жанабилова А.

Источник: ОБЗОР ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РК В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 ГГ (Раздел: Права осужденных за период 2009-2012 г.)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

0
347
0