Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
10:02, 04 сентября 2012

Жанаозен: экзамен на аттестат зрелости

История показывает, что жанаозенцы, как и другие жители полуострова Мангышлак во все времена могли встать плечом к плечу на защиту своих интересов. Вспомним восстание гордых адаевцев 1870 года, которые выступили против российской власти и непосильных налогов. Или межэтнические столкновения 1989 года, когда казахское население Нового Узеня прогнало из города всех «кавказцев», захвативших местную торговлю и взвинтивших цены на продукты.

В обоих случаях, против восставших были брошены войска. Не стало исключением и 16 декабря 2011 года. Но, если в 19 веке повстанцев усмиряли войска царской армии, в 20 веке – интернациональная советская армия с танками и вертолётами, то в 21 веке в них стреляли свои соотечественники, одного роду-племени. Как же так получилось?

Если говорить откровенно, то строительство города в этих местах с тяжёлыми климатическими условиями противопоказано. До 19 века на Мангышлаке практиковался кочевой образ жизни. В 20 веке, с разработкой здешних месторождений нефти и газа, возле предприятий начали появляться посёлки, где останавливались рабочие-вахтовики. На этом можно было и остановиться.

Однако, люди, ехавшие на нефтедобычу со всей страны, постепенно оседали в этих краях, привозили с собой семьи. Здесь же селились и освободившиеся из расположенных в регионе лагерей зеки, которым некуда было идти. Так стало формироваться население Жанаозена – города нефтяных и тюремных вышек. По данным демографов, его население растёт каждый год на 3-4 тысячи человек за счёт мигрантов. Это одна из наиболее значительных динамик роста населения в Казахстане.

Итак, население растёт, и уже больше половины жанаозенцев работает в сферах не связанных с добычей нефти и газа. С приходом независимости их достаток стал резко отличаться от зарплат нефтяников. Если рабочие нефтедобывающих предприятий получают в среднем 180-300 тысяч тенге в месяц, то бюджетники или представители сферы обслуживания – 40-85 тысяч. Между тем, с ростом зарплат нефтяников пропорционально повышаются и городские цены на все виды товаров.

Рост населения, нехватка жилья, мест в детских садах, школах и больницах, высокие цены – все эти факторы создают в Жанаозене социальную напряжённость. Стоит напомнить, что первыми в Жанаозене начали бастовать рабочие не добывающих, а сервисных служб, чья зарплата была для местных цен недостаточно высокой. Потом к ним присоединились и другие нефтяники, которые сочли, что их зарплата была в течение нескольких лет почти вдвое ниже причитающейся.

Забастовка нефтяников Мангистау стала самой крупной и продолжительной акцией протеста за 20-летнюю историю Казахстана. Недовольство размером зарплаты и условиями труда рабочие дочерних компаний государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» («Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаз») стали выражать ещё в 2008 году. Этот трудовой спор развивался на протяжении четырёх лет на глазах у всей страны. О нём не раз писала казахстанская пресса.

Почему чиновники столько времени закрывали глаза на эту проблему? Почему довели, казалось бы, простой трудовой спор до точки кипения, до противостояния народа и власти? Во время поездки в Жанаозен Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Правительственные чиновники, руководство «Самрук-Казына», и все, кто должны были непосредственно решать эти трудовые конфликты, они проявили безответственность, фактически вводили в заблуждение».

Из этого можно сделать вывод, что одной из причин трагедии в Жанаозене стала пресловутая трусость: чиновники, столкнувшись с проблемой, и не зная, как её решить, попросту умалчивали о ней и докладывали вышестоящему руководству о том, что всё улаживается, всё идёт на спад. Так боязнь ответственных руководителей потерять своё теплое креслице, обернулась для народа настоящей трагедией.

Напомним, что изначально требования нефтяников не носили политический характер, а были чисто экономические. Рабочие добивались выплаты отраслевых и региональных коэффициентов к заработной плате. Но, тут в горячую точку на карте страны, как мухи на открытую рану, потянулась околополитическая тусовка. Незарегистрированная партия «Алга!» под руководством Владимира Козлова, а так же ряд журналистов, финансируемых из-за рубежа беглым олигархом Мухтаром Аблязовым, которые решили использовать раскалившуюся ситуацию, чтобы пошатнуть политическую стабильность страны. Эти диверсанты взяли протестное движение нефтяников в свои руки и придали ему антиправительственный характер.

В протестное движение начали вливаться деньги, активисты "Алги" начали завозить на майдан тенденциозные газеты, палатки, потянулась вереница сподручных В.Козлова для "бесед" с рабочими. Цель была одна – не допустить, чтобы накал страстей потух, не допустить, чтобы разошлись люди, не допустить мирного разрешения конфликта, не допустить, чтобы со страниц подконтрольных Аблязову и Козлову СМИ исчезли кадры бастующего Жанаозеня.

14 декабря 2011 года в оппозиционной прессе появилась статья «Долой президента! Выходим на площадь!», в которой провокаторы от имени "инициативной группы нефтяников" призывали жителей Жанаозена 16 декабря в День независимости выйти на городскую площадь «Ынтымак» и потребовать отставки президента Нурсултана Назарбаева. Поговаривают, что автором этой статьи были сами Аблязов и Козлов. Что характерно, большинство бастующих отказалось выступать под этим лозунгом и пришли на площадь со своими прежними экономическими требованиями.

Тем не менее, аблязовские СМИ интерпретировали данное собрание в выгодном для себя свете. Не будем детально описывать декабрьские события, так как о них было множество публикаций. Отметим только, что основной разрушительной силой в Жанаозене стали некие крепкие молодые люди, одетые в спецодежду нефтяников. Странно то, что их лица местным рабочим знакомы не были. Откуда появились эти люди, которые первыми начали рушить, бить, убивать. Кто их нанял. Ответ напрашивается сам собой.

Как бы то ни было, действия этих громил сыграли на руку В.Козлову: обстановка в регионе в день праздника была дестабилизирована, а репутация Казахстана запятнана. Не случайно в тот момент новости из Жанаозена по рейтингу стояли выше, чем репортажи с грандиозного празднования Дня независимости в Астане. Причём, информацию о Жанаозене давали только аблязовско-козловские СМИ. В то время, как государственная пресса молчала. А зря!

И в завершение о тех, кто использовал все эти создавшиеся предпосылки для достижения своих грязных политических целей. Состоявшийся суд по факту массовых беспорядков и грядущий – по обвинению Козлова, Сапаргали и Аминова показывают, что события, приведшие к столкновению с полицией и кровопролитию, были спровоцированы людьми Аблязова под руководством Владимира Козлова, лидера незарегистрированной партии «Алга!».

Методы их борьбы уже ясны – дестабилизация казахстанского общества путём разжигания социальной и межнациональной вражды. Как показали события в Жанаозене, для достижения своих целей такие люди готовы пожертвовать даже жизнями своих сограждан. Пока эти диверсанты безнаказанно действуют в Казахстане, от них можно ждать нового Жанаозена.

http://www.contur.kz/node/2016

0
223
0