В фильме отечественного режиссёра Данияра Саламата "Кiшкентай" на гоголевскую тему о жизни и мечтах "маленького" человека в большом городе сочетается замечательная иллюстративность и ненавязчиво интерпретированный сюжет.
Что касается первого - художественного пространства картины - казахстанский зритель с теплом узнает родные места и родные типажи, для иностранца же она послужит неплохим экскурсом в жизнь современного казахстанца.
Сюжет, на первый взляд, незамысловат и почти уже классичен для современного кинематографа - в предчувствии типичного развития и завершения событий, мы наблюдаем за тем, как Кiшкентай отправляется в большой город заработать денег ("...чтоб вовсе без них остаться," - мрачно предсказываем мы с видом знатоков), но наши ожидания не оправдываются - в фильме нет открытого противостояния "большого города" "маленькому человеку", типичного для подобных фильмов - "соблазны большого города" не опущены и не затушёваны, но в них нет откровенного, отталкивающего уродства, они трактованы скорее лирично-комично, чем ультимативно-сатирически, что, безусловно, способствует лёгкому восприятию фильма, будучи одновременно не в ущерб его критико-реалистической направленности.
Кроме этого, привлекателен художественный язык картины - с любовной насмешкой, схожей со свойственной Эмиру Кустурице в фильме "Чёрная кошка, белый кот", режиссёр показывает своих соотечественников - упрямых, наивных, доброжелательных, артистичных. Последнее качество особенно ярко звучит во многих из персонажей - тяга казахского народа к самовыражению через искусство протянута через весь сюжет - парень из провинции Жошы сочиняет стихи, безмужняя домохозяйка блестяще играет на скрипке Паганини и вдохновенно поёт песни Жарапазана, уличный музыкант в подземном переходе посвящает песню родной земле, наш герой Кiшкентай не без помощи девушки-артистки цирка Назым также находит в себе призвание к цирковому искусству и идёт к своей мечте.
Фильм, лёгкий и добрый, местами ироничный, такой нетипичный для своей категории, заставляет задуматься над тем, чтобы после просмотра многочисленных разубеждающих в том фильмов, тем не менее вновь поверить в людей.