Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:14, 27 августа 2012

Зубейда Давлетъярова. В ОЖИДАНИИ КОНФЛИКТА…

В статьях и репортажах немецкого журналиста Маркуса Бенсмана одно из самых любимых и часто встречающихся слов – конфликт. Уже много лет он живет в странах Центральной Азии, поэтому его часто называют экспертом по этому региону. Правильнее было бы назвать его экспертом по конфликтам.

Незадолго до падения режима Аскара Акаева в 2005 году Маркус Бенсманн берет интервью у Розы Отунбаевой. «Ош захватили не горожане и студенты, а горные крестьяне и скотоводы. Быть может, это скорее крестьянское восстание, а не демократическая революция?» - спрашивает он. Роза Отумбаева, конечно, уверяет, что происходит самая что ни на ест демократическая революция, к которой присоединяется все больше студентов и горожан.
«Возможна ли гражданская война?» - с затаенной надеждой спрашивает журналист. Будущий лидер следующей революции уклончиво отвечает, что все зависит от Акаева. Забавно, что в этом же интервью Роза Отумбаева говорит: «В Оше и Джелал-Абаде практически не было мародерства, хотя государственное телевидение в Бишкеке постоянно об этом сообщает. Нет повода говорить об этническом или региональном конфликте. Юг или север, киргизы или узбеки, это здесь не играет роли». Пройдет пять лет, и тот же Маркус Бенсманн будет писать репортажи из хорошо знакомого ему Оша о грабежах и убийствах в узбекских кварталах.
«Между Таджикистаном и Узбекистаном возможен военный конфликт», - делится своей радостью Маркус Бенсманн с читателями немецкой газеты Tageszeitung 9 апреля 2012 года. «Узбекистан хочет предотвратить сооружение гигантской Рогунской ГЭС в Таджикистане. Поскольку Узбекистан находится ниже по течению Амударьи, Ташкент озабочен вопросом неограниченного притока воды. Поэтому 1 апреля Узбекистан прекратил поставки газа в Таджикистан», - поясняет он. Почему разногласия по вопросам воды, которые продолжаются уже третье десятилетие, должны закончиться войной, не совсем понятно. Для стран, через которые протекают трансграничные реки, конфликт интересов – обычное состояние, однако они практически не воюют. Но Маркусу Бенсману хочется именно военного конфликта.
Возможно, причина маниакальной страсти к вооруженным, кровавым конфликтам кроется в том, что известность к германскому журналисту пришла после того, как он опубликовал серию материалов о так называемых андижанских событиях.
Он был одним из немногих журналистов, которые находились в Андижане во время трагических событий 2005 года. Тогда в ходе операции по подавлению вооруженных беспорядков погибло, по разным оценкам, до нескольких сотен человек. Он также вел прямые репортажи для ARD с места событий во время восстания в Киргизии, которое привело к смене режима в этой стране. Для телекомпании WDR Маркус Бенсман также подготовил репортаж об узбекском журналисте Алишере Саипове, который был убит в Киргизии 24 октября 2007 года. В нем журналист высказал предположение о том, что в убийстве могут быть замешаны узбекские спецслужбы. Бенсман также критически отозвался о политике Германии в отношении Узбекистана.
Тогда же состоялась и карьера его жены, Галии Бухарбаевой, возглавлявшей в то время узбекский филиал Института по освещению войны и мира. Она дала показания перед конгрессом США, обвинила узбекское правительство в расстреле мирных граждан, и тем самым заслужила репутацию правозащитника.
По иронии судьбы в Казахстан Маркус Бенсманн впервые приехал не для освещения конфликта. Он приехал в Астану 19 января 2008 года для подготовки фильма об экономическом буме в казахстанской столице для программы Weltspiegel, которая выходит на общенациональном немецком телеканале ARD.
20 января 2008 года между 3 и 4 часами утра он вышел из ночного клуба «Шоколад», расположенного в гостиничном комплексе Radisson Sas в Астане. Клуб этот имеет неоднозначную репутацию элитного места, где нередки скандалы с криминальным и полукриминальным оттенком. По словам журналиста, он сел в частное такси и попросил довезти его до гостиницы. Водитель и пассажиры машины вывезли его в безлюдное место, избили и ограбили.
Почему человек, ужинающий в «Шоколаде», вместо того, чтобы вызвать такси к гостинице, решил ловить частника, объяснить трудно. Как бы то ни было, ранним утром Маркус Бенсманн был найден за городом лежащим в снегу без сознания. У него сломана челюсть, закрытая черепно-мозговая травма, сломаны ребра и рука, обморожены руки и ноги.
30 января задержаны подозреваемые в совершении преступления. Это трое жителей отдаленного Казыгуртского района Южно-Казахстанской области. При обыске в квартире одного из них были изъяты некоторые вещи Бенсманна.
По мнению полиции, это было уголовное преступление, однако сам Бенсманн, его супруга Галия Бухарбаева и организация Хьюман Райтс Воч высказали предположение, что за избиением и ограблением стоят узбекские спецслужбы.
В июле 2011 года его внимание вновь привлекает Казахстан. На Мангышлаке бастуют нефтяники, и журналист пишет свою первую статью под названием «Тысячи нефтяников бастуют». Статья эта основана не на личном опыте, а на информации, полученной из различных источников, и отражает она скорее надежды любителя конфликтов, чем реальность. Вскоре Маркус Бенсман сам признает это. Он приезжает в Мангистаускую область, встречается там и с лидерами бастующих, и с местными властями, и с представителями работодателя.
После поездки в регион Маркус Бенсман дал интервью радиостанции «Немецкая волна». Он отметил, что бастующих намного меньше, чем об этом пишут, он смог насчитать «максимум тысячу человек, но никак не тысячи». «У протестующих, по сложившемуся у меня впечатлению, нет никакой стратегии выхода из ситуации. Они просто каждое утро собираются на двух площадях, сидят в тени, а вечером проводят общее собрание. Время от времени приезжают оппозиционные политики из Алма-Аты и выражают свою солидарность с бастующими. Но ничего и близко похожего на протесты, какими мы их видели в Египте на площади Тахрир, нет», - сказал он. Он не отчаивался, утверждая, что даже тысяча отчаявшихся работников в такой стране, как Казахстан, может быть опасной. Но было заметно, что журналист разочарован.
Тем не менее, 16 декабря в Жанаозене произошли события, которые могли вполне удовлетворить ожидания самого взыскательного любителя конфликтов. И Марк Бенсманн зачастил в Жанаозен и Актау. Стоит ли говорить о том, что его симпатии были на стороне не столько даже рабочих, сколько тех наших интеллигентов, которые выступили кукловодами в жанаозенской трагедии.
Маркус Бенсманн не призывал жанаозенских нефтяников, подобно аблязовским «журналистам», к продолжению забастовки, к беспорядкам. Он не нарушал закон и правила аккредитации. Он просто собирает информацию и ждет конфликта. В сущности, гиена, рыщущая в ожидании падали, может рассматриваться и как санитар природы, и как предвестник смерти. Но приятней она от этого не становится. Да, а что касается конфликтов, то всем, кто испытывает к ним маниакальную тягу, лучше искать их где-то в другом месте.

http://www.dialog.kz/?lan=ru&id=81&pub=3054

0
170
0