Yvision.kz
kk
Кинофестиваль Евразия
11 постов2 подписчика
3
02:47, 25 августа 2012

Кинофестиваль «Евразия 2012» | Кино про нас

...То, что у нас проводится всамделишный кинофестиваль, кажется мне замечательным достижением. Правда, будучи на пресс-показе всего лишь представителем неискушенных, да к тому же несовершеннолетних, зрителей, не считаю себя вправе и, следовательно, не стану распространяться ни о роли события, ни об особенностях его проведения и так далее. Перейду сразу к своим впечатлениям от увиденного, да простят мне сидевшие в метре от меня профессиональные журналисты с чудесной чисто поставленной речью и профессиональным взглядом на предмет моё угловатое изложение.

Итак, приятный богемный полумрак опускается на кабинет в Казахфильме, уставленный роскошными белыми креслами, и ( - не хватает только классического шуршания киноаппарата)

первым нашему вниманию предстаёт призёр нынешнего Кинотавра - фильм Алексея Мизгирёва "Конвой".

Не отрицая своей непосвящённости в кинематографические дела, и уже готовясь, повинясь, склонить голову перед тем, кто мне всё растолкует, должна сказать - поняла очень мало, как ни старалась, вгрызаясь для пущей работы творческой мысли в колпачок ручки. Фабула проста и чёрным по белому пропечатана в заранее предоставленном прессе материале - армейский капитан сопровождает в часть солдата-дезертира. Они проводят сутки в Москве, "сталкиваясь с реалиями жизни в современном мегаполисе". Сдружившись с конвоируемым солдатом, суровый капитан "обретает смысл жизни и веру в человека". Возможно. Не исключено. Но вот последнего-то я как-то не уловила.

Возможно, да и скорее всего, все показанные "реалии" (вечное противостояние военных и милиции, проституция, насилие над личностью и т. д.) правдивы, но вопрос, художественно ли выражение этой правды, и отвечает ли задачам искусства, для меня пока остающийся открытым. Я обеими руками за то, чтобы оторвать аудиторию от бессмысленных (в лучшем случае) и попросту вредоносных (в худшем) фильмов и прочей телевизионной продукции того же свойства, а вместо этого снимать и крутить широкой аудитории кино, которое бы заставляло задуматься, оглянуться вокруг, поковыряться в себе.

Однако, и переборщить с заумью опасно - в "Конвое" слишком много подспудных мотивов, и исполнены они в чересчур тёмных тонах. Вся цветовая схема фильма (который мог с тем же успехом быть и вовсе чёрно-белым) подсказывает, что действие происходит в неком нравственном сумраке, и печальнее всего то, что ни один светлый луч не проникает в это островское "тёмное царство" - никому не вырваться "из сумрака", всё остаётся на своих местах и принимается за должное, чувства безысходности и сумбура преследуют зрителя на протяжении всей ленты, несмотря на усилия весёлого дезертира, неизбежно идущего к своей насильственной смерти в тюрьме за убийство полицейского, проповедующего, невзирая на это, что только веселье может привести к спасению душ. Вкупе с детоубийцей-капитаном, раскаивающимся, но не имеющим сил ничего изменить в своей жизни, возможно, нам представлены очередные две вариации на тему "типичный русский характер". Если это так, то становится тоскливо-грустно и хочется восстать против такой интерпретации и верить, что не все русские люди так безнадёжно потеряны для общества и для самих себя, что бессмертные души их ещё могут быть спасены. Что не все так однобоко плохи и погрязли в грехе, подобно наименее искусно придуманным из карикатурных злодеев.

Вообще, фильм воспринимается как экскурс в некий параллельный мир, о существовании которого мы смутно подозреваем, но которого надеемся никогда не коснуться.

 

Второй фильм, под определённо автобиографичным для многочисленной братии блоггеров названием "Истории графомана" (Олег Филипенко, Украина), воспринимается легко и апеллирует к нравственным проблемам, так или иначе знакомым большинству зрителей. Действие разбито на четыре акта - в первом развивается тема преобладания тяги к творчеству над ежедневной рутиной: наш герой Графоман, далее в сюжете появляющийся только в качестве машинописных строк, перемежающих сюжетные отрывки, коих он является автором, решительно предпочитает писательскую стезю скучной работе, презрев содержание семьи, собаки и любовницы.

Первая сочинённая Графоманом новелла по большому счёту о том, что все мы в той или иной степени используем друг друга, а также о мелочных страстях и нерациональной ревности. Комичность ситуаций нередко подчёркивается порывистым переходом героев с русского на экспрессивный украинский. Здесь же нелишне упомянуть свободную, естественную работу актёров фильма.

Второй отрывок, в котором не обошлось без некоторой примеси мистицизма, повествует о значении творчества как необходимого элемента существования для поддержания тонкого природного баланса. Кроме того, в этой истории затронута проблема самоопределения, думаю, не малоизвестная большинству людей.

В третьей, заключающей части истории, рассказывается история парня Вовы, метафизически и эмпирически пришедшего к выводу, что все лжецы должны быть истреблены. Эту благородную миссию он берёт на себя, и первой жертвой справедливого гнева падает классический вымогатель-инспектор ГАИ, тянущий взятку из Вовы и его девушки Марианны. Чудесным образом этим двоим всё же удаётся скрыться под финальные титры, оставляя зрителя в раздумьях над положениями замысловатой философии борца за правду - например, о том, что для тех, кто ищет справедливости, в мире не осталось места, и о том, что люди, ища собственного комфорта, перестали задумываться о чём бы то ни было.

3