Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:35, 23 августа 2012

Как государство выполняет Нацплан в области права на свободные выборы: оценка эксперта

Ни одна из конкретных рекомендаций Национального плана в разделе, посвященном праву на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы), не нашла своего развития за прошедший период с момента принятия документа.

Blog post image

По-прежнему оппозиционные политические партии не могут на равной основе с другими партиями формировать членов избирательных комиссий, в том числе и Центральной избирательной комиссии. По-прежнему, списки избирателей не доступны для проверки ни представителям кандидатов и политических партий, ни наблюдателям.

Национальный план в области права человека на участие в управлении делами государства не содержит плана конкретных мероприятий. Рекомендаций в указанном разделе всего пять:

1. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию выборного законодатель­ства в соответствии с международными стандартами, установленными ООН и ОБСЕ.

2. Учитывая, что реализация права на свободные и справедливые выборы зависит от соблюдения многих других гражданских и политических прав, внести изменения в зако­нодательство о средствах массовой информации, о политических партиях и общественных объединениях, о мирных собраниях (митингах, шествиях, демонстрациях) с целью при­ведения его в соответствии с международными стандартами и обязательствами в рамках ОБСЕ.

Данные рекомендации носят общий характер. То есть, такие рекомендации как, продолжение проводить работу по совершенствованию законодательства, ни к чему конкретному не обязывают. Так же, как, и призыв совершенствовать иное законодательство, затрагивающее все другие гражданские и политические права.

3. Обеспечить участие в деятельности избирательных комиссий представителей всех политических партий, зарегистрированных в установленном порядке, при этом такое учас­тие не должно находиться в зависимости от политического состава маслихатов, которые из­бирают членов комиссий, а должно основываться на механизме, который предусматривает объективное участие всех политических сил в деятельности избирательных комиссий.

Эта рекомендация носит уже вполне актуальный характер, однако фраза «Обеспечить участие в деятельности избирательных комиссий представителей всех политических партий» слишком расплывчата. Здесь необходимо внести ясность и придерживаться конкретной позиции, что все избирательные комиссии нужно формировать из числа представителей всех политических партий вплоть до Центральной избирательной комиссии.

4. Законодательно обеспечить прозрачность составления списков избирателей.

Данная рекомендация также достаточно размыта и не конкретна. Здесь также необходимо внести дополнения в Национальный план (если такая процедура возможна), либо учитывать компетентным государственным структурам при работе по исполнению национального плана, что для обеспечения прозрачности списков избирателей необходимо предоставить возможность участникам политического процесса (партиям и кандидатам), а также организациям по наблюдению за выборами ПРОВЕРЯТЬ самостоятельно правильность составления списков избирателей.

5. Законодательно закрепить общественный контроль за электронной системой голо­сования, на стадии подсчета голосов и при составлении протоколов о результатах подсчета голосов на избирательном участке.

Эта рекомендация вообще не имеет никакой ценности для гражданского общества, так как без решения большинства проблем, в том числе автоматического формирования избирательных комиссий из числа всех политических сил в стране, в том числе оппозиционных, а также без обеспечения полной прозрачности в ходе избирательного процесса у общества никогда не будет доверия к электронной системе. Такая система могла бы быть введена в Казахстане на другом более развитом этапе общества, когда избирательная система стала бы пользоваться доверием всех политических сил и самого населения.

При этом, в Национальном плане не содержатся никакие рекомендации в отношении таких основных проблем избирательного процесса в Казахстане, как:

  1. Нарушение принципа равенства прав кандидатов;
  2. Нарушение принципа «один избиратель – один голос» на выборах депутатов Мажилиса;
  3. Неэффективность механизмов защиты избирательных прав, в том числе отсутствие права граждан и кандидатов обращения в Конституционный Совет по поводу нарушения конституционных прав, отсутствие критериев признания выборов недействительными, отсутствие уголовной ответственности за вброс бюллетеней и т.д.;
  4. Несоответствие международным стандартам в части формирования как минимум одной палаты парламента прямым голосованием граждан;
  5. Невозможность проверки списка избирателей кандидатами, партиями и наблюдателями;
  6. Непрозрачность финансирования избирательных кампаний кандидатов и партий;
  7. Отсутствие закона о местном самоуправлении, который дает возможность гражданам реализовать свое право на формирование независимых органов местного самоуправления.

В целях обеспечения проведения свободных и демократических выборов в Казахстане необходимо чтобы Правительство в лице уполномоченных министерств организовало постоянно действующую рабочую группу по выработке предложений по изменению избирательного законодательства с обязательным участием представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных и представителей гражданского общества. Изменения в избирательное законодательство как минимум должны затрагивать следующие вопросы:

  1. Обеспечение формирования всех избирательных комиссий, в том числе ЦИК, из числа представителей всех политических сил в стране, в том числе оппозиционных;
  2. Предоставление права кандидатам, политическим партиям и наблюдателям проверять правильность составления списков избирателей;
  3. Обеспечение эффективных средств правовой защиты избирательных прав;
  4. Обеспечение прозрачности и подконтрольности вопросов финансирования избирательных кампаний.
  5. Разработка и принятие закона о местном самоуправлении который позволит гражданам создавать независимые органы местного самоуправления.
  6. Обеспечение равенства голосов избирателей и равенства прав кандидатов.

Амангельды Шорманбаев, независимый юрист

Источник: Экспертный обзор по исполнению государственными органами Республики Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг. (Раздел: Право на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы) за период 2009-2011 г.)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

0
1244
1