Рейтинг установок Президента РК по социальной модернизации Казахстана

Artemoni Art 2012 M08 22
2617
4
3
0

В Казахстане составлен рейтинг самых актуальных установок, выделенных из двадцати поручений Н. Назарбаева правительству республики.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» представляет вниманию общественности результаты исследования, направленного на получение максимально объективных оценок относительно ключевых установок Президента РК по социальной модернизации Казахстана в рамках статьи «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Из 20 поручений Главы государства правительству «Рейтинг.kz» выделил 52 установки, в отношении которых и был составлен данный рейтинг. Для составления рейтинга были использованы такие критерии, как актуальность, четкость поставленной задачи и реалистичность успешного выполнения рассматриваемых установок Президента РК. В присвоении оценок была применена 7-мибалльная система.

В десятку наиболее актуальных установок Главы государства попали:

  1. Развитие студенческого и детско-юношеского спорта (6,45)
  2. Обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику (6,39)
  3. Введение налоговых льгот и облегчение условий кредитования для граждан, желающих и способных строить собственные дома (6,36)
  4. Создание механизмов «социальных лифтов» для молодых казахстанцев (6,31)
  5. Инвентаризация и реформирование национального законодательства в социальной сфере (6,29)
  6. Усиление административной и уголовной ответственности за несвоевременную выплату зарплаты и невыполнение коллективных договоров (6,26)
  7. Внедрение механизмов финансирования из внебюджетных средств внеурочных спортивных секций для школьников (6,24)
  8. Усиление контроля и обеспечение безопасности труда на производстве (6,21)
  9. Развитие системы страхования долевых вкладов в строительство жилья (6,21)
  10. Разработка и внедрение гарантированных стандартов водоснабжения, канализации, подачи электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг (6,21)

Примечательно, что в данном случае преобладают меры, направленные на улучшение условий жизнедеятельности и развития молодого поколения казахстанцев.  Вместе с тем, очевидно, что самой важной среди рассматриваемых мер является создание механизмов «социальных лифтов» для молодежи..

Наименее актуальными респонденты признали такие модернизационные меры, как:

  1. Предложение модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи (3,5)
  2. Внедрение обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право» и «Краеведение» (4,53)
  3. Усиление административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды и принуждение к забастовке (4,74)
  4. Усиление обмена информацией и культурными достижениями между областями, регулярное проведение взаимных «недель областей» (4,87)
  5. Включение в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности (4,9)

Четкостью поставленной задачи меньше всего отличаются:

  1. Повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами (4,68)
  2. Принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине и высоким патриотическим помыслам (4,8)
  3. Внедрение обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право» и «Краеведение» (4,87)

Таким образом, рассматриваемые установки требуют большей конкретизации в соответствующих документах правительства республики и иных исполнительных органов власти, непосредственно ответственных за выполнение данных президентских поручений.

По уровню реалистичности успешного выполнения среди установок Президента РК по социальной модернизации лидируют:

  1. Усиление административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды и принуждение к забастовке (5,16)
  2. Включение в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности (5)
  3. Создание специализированного спортивного телеканала (4,97)
  4. Усиление обмена информацией и культурными достижениями между областями, регулярное проведение взаимных «недель областей» (4,92)
  5. Внесение в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей (4,89)

Вместе с тем самыми актуальными из них признаны введение налоговых льгот для многодетных семей (6,16) и создание спортивного телеканала (5,38). Что касается остальных мер, то они демонстрируют обратный по отношению к лидирующей по уровню актуальности десятке эффект: высокая степень вероятности успешной реализации при минимальной востребованности в обществе.

В то же время, согласно оценкам респондентов, наименее выполнимые меры в рамках проведения социальной модернизации в два раза превышают число лидеров по данному критерию. Среди них оказались следующие социально значимые установки:

  1. Обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику (3,39)
  2. Предложение модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи (3,48)
  3. Формирование «эффективного собственника», реально участвующего в процессе управления домами (3,49)
  4. Создание механизмов «социальных лифтов» для молодых казахстанцев (3,5)
  5. Модернизация профсоюзного движения (3,61)
  6. Повышение качества директорского корпуса в системе среднего образования (3,62)
  7. Повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами (3,64)
  8. Обеспечение контроля за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах (3,66)
  9. Принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине и высоким патриотическим помыслам (3,74)
  10. Внедрение действенных механизмов повышения уровня осведомленности населения в отношении применения лекарственных средств (3,83)

Судя по всему, соответствующие сомнения респондентов относительно данных мер обусловлены, во-первых, размытостью, нечеткой определенностью их содержания. Во-вторых, что еще более важно, критическим положением дел в системе государственной власти и управления, особенно на региональном и местном уровнях.

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

Безусловно, что подавляющее большинство установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана носят актуальный и максимально востребованный обществом характер. Вместе с тем прослеживается отсутствие ясного представления о том, каким образом будет осуществляться реализация соответствующих установок Главы государства на практике.

В этих условиях правительство и особенно акимы всех уровней вполне могут свести данный процесс к формализму, декларированию, проведению разовые акций и мероприятий по тем или иным установкам Главы государства. Тем самым имеется серьезные риски дискредитации в конечном итоге самой идеи проведения социальной модернизации и формирования по ее результатам Общества Всеобщего Труда.

Во избежание вероятных негативных последствий в процессе проведения социальной модернизации представляется целесообразным:

1. Тщательно проработать концептуальные и нормативно-правовые аспекты по каждой из ключевых установок Главы государства по социальной модернизации. В связи с этим первоочередными для реализации должны стать разработка проектов Общенациональной Концепции социального развития РК до 2030 года, Общенационального плана социальной модернизации до 2016 года, законов о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, о социальных рабочих местах, о гражданской службе и т.д.

2. Обеспечить максимальный контроль за исполнением каждой из соответствующих установок Президента РК, включая выработку прямой ответственности руководителей центральных государственных органов, акимов областей, районов, городов республиканского и областного значения, а также разработку индикаторов оценки деятельности данных исполнительных органов. При этом следует создать такую систему контроля, чтобы в ней сочетались государственные и общественные механизмы.

3. Привлечь в процесс реализации рассматриваемых установок заинтересованных представителей бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и независимых экспертов в целях обеспечения широкого участия общественности в проведении социальной модернизации.

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и в дальнейшем осуществлять мониторинг реализации соответствующих установок Главы государства и составить на этой основе в перспективе рейтинг эффективности их выполнения.

 

Полная версия отчета по рейтингу представлена на сайте исследовательского агентства.

Оцените пост

3

Комментарии

4
Столько слов! А дел НОЛЬ! Я ПРОТИВ!
2
ну и чушь. займитесь делом. хорош уже вату катать.
1
хуета хует
0
Национальная лотерея? кому это вообще надо? лично я против всех этих алтын тага, лотерей, развод просто
Показать комментарии
Дальше