Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» представляет вниманию общественности результаты исследования, направленного на получение максимально объективных оценок относительно ключевых установок Президента РК по социальной модернизации Казахстана в рамках статьи «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
Из 20 поручений Главы государства правительству «Рейтинг.kz» выделил 52 установки, в отношении которых и был составлен данный рейтинг. Для составления рейтинга были использованы такие критерии, как актуальность, четкость поставленной задачи и реалистичность успешного выполнения рассматриваемых установок Президента РК. В присвоении оценок была применена 7-мибалльная система.
В десятку наиболее актуальных установок Главы государства попали:
- Развитие студенческого и детско-юношеского спорта (6,45)
- Обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику (6,39)
- Введение налоговых льгот и облегчение условий кредитования для граждан, желающих и способных строить собственные дома (6,36)
- Создание механизмов «социальных лифтов» для молодых казахстанцев (6,31)
- Инвентаризация и реформирование национального законодательства в социальной сфере (6,29)
- Усиление административной и уголовной ответственности за несвоевременную выплату зарплаты и невыполнение коллективных договоров (6,26)
- Внедрение механизмов финансирования из внебюджетных средств внеурочных спортивных секций для школьников (6,24)
- Усиление контроля и обеспечение безопасности труда на производстве (6,21)
- Развитие системы страхования долевых вкладов в строительство жилья (6,21)
- Разработка и внедрение гарантированных стандартов водоснабжения, канализации, подачи электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг (6,21)
Примечательно, что в данном случае преобладают меры, направленные на улучшение условий жизнедеятельности и развития молодого поколения казахстанцев. Вместе с тем, очевидно, что самой важной среди рассматриваемых мер является создание механизмов «социальных лифтов» для молодежи..
Наименее актуальными респонденты признали такие модернизационные меры, как:
- Предложение модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи (3,5)
- Внедрение обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право» и «Краеведение» (4,53)
- Усиление административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды и принуждение к забастовке (4,74)
- Усиление обмена информацией и культурными достижениями между областями, регулярное проведение взаимных «недель областей» (4,87)
- Включение в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности (4,9)
Четкостью поставленной задачи меньше всего отличаются:
- Повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами (4,68)
- Принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине и высоким патриотическим помыслам (4,8)
- Внедрение обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право» и «Краеведение» (4,87)
Таким образом, рассматриваемые установки требуют большей конкретизации в соответствующих документах правительства республики и иных исполнительных органов власти, непосредственно ответственных за выполнение данных президентских поручений.
По уровню реалистичности успешного выполнения среди установок Президента РК по социальной модернизации лидируют:
- Усиление административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды и принуждение к забастовке (5,16)
- Включение в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности (5)
- Создание специализированного спортивного телеканала (4,97)
- Усиление обмена информацией и культурными достижениями между областями, регулярное проведение взаимных «недель областей» (4,92)
- Внесение в Налоговый кодекс РК положения о льготах по подоходному налогу для многодетных семей (4,89)
Вместе с тем самыми актуальными из них признаны введение налоговых льгот для многодетных семей (6,16) и создание спортивного телеканала (5,38). Что касается остальных мер, то они демонстрируют обратный по отношению к лидирующей по уровню актуальности десятке эффект: высокая степень вероятности успешной реализации при минимальной востребованности в обществе.
В то же время, согласно оценкам респондентов, наименее выполнимые меры в рамках проведения социальной модернизации в два раза превышают число лидеров по данному критерию. Среди них оказались следующие социально значимые установки:
- Обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику (3,39)
- Предложение модели новой эффективной системы развития Национальной лотереи (3,48)
- Формирование «эффективного собственника», реально участвующего в процессе управления домами (3,49)
- Создание механизмов «социальных лифтов» для молодых казахстанцев (3,5)
- Модернизация профсоюзного движения (3,61)
- Повышение качества директорского корпуса в системе среднего образования (3,62)
- Повышение эффективности системы государственного управления социальными процессами (3,64)
- Обеспечение контроля за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах (3,66)
- Принятие отраслевого пятилетнего Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине и высоким патриотическим помыслам (3,74)
- Внедрение действенных механизмов повышения уровня осведомленности населения в отношении применения лекарственных средств (3,83)
Судя по всему, соответствующие сомнения респондентов относительно данных мер обусловлены, во-первых, размытостью, нечеткой определенностью их содержания. Во-вторых, что еще более важно, критическим положением дел в системе государственной власти и управления, особенно на региональном и местном уровнях.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
Безусловно, что подавляющее большинство установок Президента РК Н.А. Назарбаева по социальной модернизации Казахстана носят актуальный и максимально востребованный обществом характер. Вместе с тем прослеживается отсутствие ясного представления о том, каким образом будет осуществляться реализация соответствующих установок Главы государства на практике.
В этих условиях правительство и особенно акимы всех уровней вполне могут свести данный процесс к формализму, декларированию, проведению разовые акций и мероприятий по тем или иным установкам Главы государства. Тем самым имеется серьезные риски дискредитации в конечном итоге самой идеи проведения социальной модернизации и формирования по ее результатам Общества Всеобщего Труда.
Во избежание вероятных негативных последствий в процессе проведения социальной модернизации представляется целесообразным:
1. Тщательно проработать концептуальные и нормативно-правовые аспекты по каждой из ключевых установок Главы государства по социальной модернизации. В связи с этим первоочередными для реализации должны стать разработка проектов Общенациональной Концепции социального развития РК до 2030 года, Общенационального плана социальной модернизации до 2016 года, законов о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, о социальных рабочих местах, о гражданской службе и т.д.
2. Обеспечить максимальный контроль за исполнением каждой из соответствующих установок Президента РК, включая выработку прямой ответственности руководителей центральных государственных органов, акимов областей, районов, городов республиканского и областного значения, а также разработку индикаторов оценки деятельности данных исполнительных органов. При этом следует создать такую систему контроля, чтобы в ней сочетались государственные и общественные механизмы.
3. Привлечь в процесс реализации рассматриваемых установок заинтересованных представителей бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и независимых экспертов в целях обеспечения широкого участия общественности в проведении социальной модернизации.
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и в дальнейшем осуществлять мониторинг реализации соответствующих установок Главы государства и составить на этой основе в перспективе рейтинг эффективности их выполнения.
Полная версия отчета по рейтингу представлена на сайте исследовательского агентства.