Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:18, 21 августа 2012

Меценатство по-аблязовски

Алим ИНОЯТОВ

Во все времена классические искусство и культура были сферами дотационными. Драматические театры, оперные или театры балета, картинные галереи или выставки скульптуры – все это, к великому сожалению, до сих пор вызывает интерес у далеко не большей части населения нашей планеты.

На театре или выставке невозможно заработать такие деньги, как, например, на концерте Мадонны или Димы Билана. Вот поэтому издревле зародился и развивается институт меценатства. Ретроспектива благотворительности, милосердия,меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами. Восемнадцатый-начало девятнадцатого века в России, например, был отмечен целой волной благотворительных дел, осуществленных крупными представителями просвещенной дворянской филантропии. Такие имена как Савва Морозов, Третьяков, Рябушинский, Щукин золотыми буквами вписаны в историю меценатства.

Эти люди заложили основы этого поистине душевного порыва. «Настоящему меценату» — говорили они, «истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама,позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты». Не нужна…Так как цели у этих людей иные.

В нашем государстве меценатство тоже развито достаточно хорошо. У нас есть большое количество благотворительных фондов, учреждена ежегодная Национальная общественная премия «Алтын Журек», организатором которой является общественный благотворительный фонд «Бауыржан».Но есть один «меценат», который сильно отличается от тех людей, для которых помощь нуждающимся, в том числе и служителям искусства, стала нормой жизни, душевной потребностью. Этого «мецената» зовут Мухтар Аблязов и его цели по финансированию творческой интеллигенции диаметрально противоположны указанным.

Мюзикл-театр «Аксарай»МухтарАблязов через свой банк «БТА» финансировал давно. Необходимо честно признаться в том, что за то время, когда он помогал, труппа, руководимая Булатом Атабаевым, преобразилась. Появилась возможность покупать новые костюмы, готовить новые спектакли, повысить заработную плату актерам, в конце концов. Вполне естественным в этом смысле выглядит и благодарность, с которой Б.Атабаев относился к М.Аблязову. Это была благодарность к человеку, вдохнувшему новую силу в «Аксарай», позволившему Булату Манашевичу не только сохранить в сложных условиях свой коллектив, но и активно развивать любимое дело. Освобождая человека искусства он непонятных для него финансовых вопросов, ты не просто помогаешь ему, ты даёшь возможность свободно, не отвлекаясь ни на что, посвятить себя творчеству, созиданию.

Однако Булат Манашевич сильно ошибался, считая МухтараАблязова искренним меценатом. На самом деле к благотворительности этот финансовый аферист не имел, не имеет, и, абсолютно уверен,никогда никакого отношения иметь не будет. Во всех его действиях всегда преобладали лишь хладнокровие и четкий расчет.

Своими деньгами он медленно, но планомерно делал коллектив «Аксарая» и лично Б.Атабаева обязанным себе. Интеллигентный человек в ситуации, когда ему оказывают помощь, чувствует для себя необходимым обязательно помочь в ответ, отдать свой моральный долг. Поэтому когда в один прекрасный момент М.Аблязов попросил Б.Атабаевакак видного представителя творческой интеллигенции оказать финансируемой им незарегистрированной партии «Алга» моральную поддержку, последний не смог отказать.

Дополнительным фактором, побудившим Булата Манашевича стать политическим сторонником М.Аблязова стало…резкое сокращение финансирования «БТА банком» его театра. По официальной версии, то есть, как это объяснял сам М.Аблязов, это объяснялось появлением у банкира проблем, связанных с проверками его банковской структуры органами финансовой полиции. Да, дела у олигарха в то время шли не очень, и он уже готовился пуститься в бега. Классический меценат в такой ситуации, наверное, просто попросил бы прощения у тех, кто долгое время пользовался его патронажем. Но не М.Аблязов, который, сообщив Б.Атабаеву о своих проблемах, намекнул, что финансирование его коллектива может быть возобновлено в случае, если он «встанет в его ряды».

Насколько оправдано было в этой ситуации поведение М.Аблязова? Оправданно с точки зрения финансовых вложений – возможно, но с точки зрения морали и нравственности – никогда.

Насколько решение Б.Атабаева было правильным? С точки зрения представителя интеллигенции, творческого человека – наверное, нет. Не должен человек искусства марать себя политикой. Но был ли у него выбор? Нельзя забывать, что за его спиной был театр, была труппа, люди, которые поверили ему, зависели от него. Выбора не было, и совесть руководителя «Аксарая» подсказывала ему, что он не может подвести своих актеров. Что было дальше – всем известно. М.Аблязов бежал из страны, прихватив с собой награбленные деньги. А Б.Атабаев остался. Остался для того, чтобы сделать для своего театра всё возможное. Любой ценой.

Именно поэтому он согласился поехать в Жанаозен и встретиться с бастующими нефтяниками. Именно поэтому он принял переданные ему деньги, двадцать одну тысячу долларов США. Не из-за корысти, а потому что другого выхода не было.

Последующие – уже история. После жанаозенских событий Б.Атабаева обвинили в призывах к насильственному свержению конституционного строя. Потом посадили в тюрьму. Сейчас много говорят о том, что Б.Атабаев пошел на сделку со следствием, чтопризнался в содеянном и покаялся. Что если бы в дело не вмешался режиссер Ермек Турсунов, он продолжал бы платить по счетам. Платить по счетам совершенно другого человека, привыкшего чужими руками таскать каштаны из огня.

Никто не вправе осуждать Б.Атабаева.Он попал в такую ситуацию и вынужден был оправдываться и защищать свои честь и достоинство волею судьбы, из-за чужой корысти. Из-за корысти беспринципного олигарха, который под маской «мецената» обманом втягивает людей искусства в абсолютно неведомую и грязную игру – политику.

http://www.better.kz/ru/20120821/russkij-mecenatstvo-po-ablyazovski/

0
142
0