Руслан Жангазы
Решил обратиться к высказыванию одного из величайших, на мой взгляд, миллиардеров, который сколотил свое состояние благодаря высокому интеллекту.
На современном этапе ценность знаний увеличивается вместе с развитием информационного общества. Информационное общество предполагает становление новой цивилизации, где главной и универсальной «денежной единицей» является знание.
Знание активно проникает во все сферы социальной жизни и превращается в ключевой фактор развития производительных сил общества.
Применительно к управленческим процессам знание можно рассматривать в двух плоскостях.
Первая плоскость отражена в афоризме Теодора Рузвельта: «Самая главная формула успеха – знание как обращаться с людьми».
Вторая плоскость излагается в относительно новой теории менеджмента «Управление знаниями».
Начнем с первого. Возможно, Теодор Рузвельт имел в иду нечто иное, но мне показалось, что его изречение в рамках менеджмента выглядело не совсем завершенным. В этой связи я хочу дополнить её: «Самая главная формула успеха в управлении – знание как обращаться с людьми в целях наиболее эффективного достижения целей и задач развития организации». Подчеркнутое – добавление автора. Конечно же, моё дополнение не претендует на истину последней инстанции, так как оно раскрывает только один из подходов менеджмента, а именно – школу человеческих отношений.
Что касается второй плоскости, то следует отметить оригинальность этой концепции. Менеджмент знаний, как подсказывает Википедия, предполагает систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.
Особенно мне понравилось, что концепция менеджмента знания четко разделяет основные категории интеллектуального капитала организации. Согласно этой концепции, данные – это еще не информация, информация – это еще не знания, знания – это еще не истина. Тем самым, выстраивается стройная система управления знаниями «данные – информация – знание – истина».
Из своего жизненного опыта могу лишь добавить, что в таких передовых странах, как Сингапур и Малайзия уже можно получить академическую степень Магистра в области управления знаниями (Master of Science in Knowledge Management).
Таким образом, рассмотренная тема представляется актуальной в свете дальнейшего становления отечественной науки об управлении и в деле подготовки управленцев нового поколения. Очевидно, что пришло время усилить роль знаний в управленческих процессах государственного аппарата Республики Казахстан.