Руслан Жангазы
политолог
Впервые научно обоснованную теорию бюрократии изложил Макс Вебер. Конечно же, немецкий социолог и экономист вкладывал в понятие «бюрократия» несколько иной смысл, нежели современные негативно-стереотипные трактовки.
Концепция рациональной бюрократии М.Вебера, прежде всего, предполагала четкое разделение труда, иерархию уровней управления, наличие формальных правил и стандартов, обезличенное исполнение должностных обязанностей, набор и продвижение сотрудников в соответствии с их квалификацией, а также правовая защита государственных служащих.
Современный Казахстан находится в постоянном поиске эффективных форм и механизмов государственного управления. Административная реформа, в том числе ее важная составляющая – модернизация государственной службы – становится вызовом и возможностью для развития нашей страны.
С одной стороны – вызовом, так как очередной Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему развитию системы государственного управления» государственными служащими обоснованно воспринимается с некоторой долей страха и неуверенностью. Ведь, как правило, начинается реорганизация в ряде центральных государственных органах, в ряде случаев, доходит до существенной дезорганизации в работе министерств и ведомств, так называемой «кадровой чехарды».
С другой стороны – возможностью, так как система общественных отношений усложняется, требуется увеличить эффективность и результативность системы государственного управления. Конечно же, здесь также есть две стороны одного вопроса: (1) «не делает ошибок тот, кто ничего не делает», (2) «можно было бы и более продуманно подойти». Какой из этих двух подходов ближе к истине – покажет время.
В целом, связь между бюрократическими принципами М.Вебера и современными реалиями в государственных органах прослеживается.
Так, следует отметить, что современная система государственной службы Республики Казахстан позволила в какой-то мере урегулировать отношения путем установления принципов меритократии и транспарентности, иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии государственных служащих, ввести антикоррупционные ограничения.
Кроме того, Стратегия «Казахстан – 2030» обозначила формирование профессионального правительства в качестве одного из долгосрочных приоритетов развития страны.
В то же время, в Концепции новой модели государственной службы РК отмечено, что отсутствие оценки качества деятельности государственного служащего ведет к слабой взаимосвязи между его трудовым вкладом и системой материальной, карьерной и моральной мотивации.
Современные принципы бюрократии в государственном органе носят неоднозначный, я бы даже сказал, двоякий и зачастую противоречивый характер.
Во-первых, нужно содержать оптимальный (небольшой) государственный аппарат, при этом, периодически сокращая его, мы требуем от него повышения эффективности. С одной стороны, Казахстан по международным меркам содержит малый по численности госаппарат. С другой стороны, мы часто слышим критику в адрес госслужащих, что большинство из них только и занимается перекладыванием писем. Видимо, вопросом №1 для развития системы госслужбы станет нахождения оптимального баланса между оптимизацией состава и повышением эффективности.
Во-вторых, нужно повышать социальный престиж госслужбы и одновременно ответственность госслужащих. Предполагается, что необоснованное наделение всех госслужащих социальными благами не найдет понимания со стороны налогоплательщиков, да и такой возможности у государства нет.
Бюрократия как высокопрофессиональная элита государственных служащих и четко регламентированные служебные процедуры значительно трансформировалась и впитывает в себя все новые управленческие тренды из частного сектора.
В то же время, я не сторонник абсолютизации бюрократии, даже в хорошем смысле этого слова. Нужно очень гибко подходить к выстраиванию концептуальных принципов государственного управления, предусматривая превалирование не административного, а сервисного подхода.
Нельзя допускать крайних форм бюрократии, которые приводят к формированию «полицейского государства». «Всевидящее око» и тотальный контроль способны задушить зачатки гражданского общества. Наоборот, нам нужно установить действенный гражданский общественный контроль над системой госслужбы.
Таким образом, рассмотренная тема предполагает различные подходы и акценты. Однако рассматривая Казахстан как молодое амбициозное государство, наряду с модернизацией принципов бюрократии нам нужно решительно внедрять современные формы корпоративного управления, новые веяния в менеджменте в целях обогащения теории и практики госслужбы.