Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
03:53, 17 августа 2012

Как государство выполняет Нацплан в области права на частную жизнь: оценка эксперта

 

Blog post imageВ 2011 году правительство констатировало, что проверки состояния защищенности государственных баз данных указывают на отсутствие адекватного режима защиты персональных данных граждан. Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты данных и слабая координация мер по защите информации в общегосударственном масштабе, ведомственная разобщенность в обеспечении целостности и конфиденциальности информации.


 

Например, по официальным данным, по 143-й статье УК РК (незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений) в 2006 году было совершено 2 преступления, в 2007-м - 8 преступлений, в 2008-м - 47, в 2009-м - 73, в 2010-м - 38, за 9 месяцев 2011-го - 18.

 

Раздел «Право на частную жизнь и защиту персональных данных» Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. предусматривает следующие мероприятия:

 

Пункт 1: Изучение зарубежного опыта применения различных моделей защиты частной жизни.

Оценить результаты  не представляется возможным ввиду отсутствия открытых отчетов по теме.

Пункт 2: Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни.

Из открытых источников известен лишь один круглый стол: Экспертная встреча «Право на неприкосновенность частной жизни в Республике Казахстан» (15 декабря 2009 г., г. Астана, конференц-зал Дома Мажилиса Парламента РК). Ни о каких иных «круглых столах», семинарах, конференциях по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни с участием вышеуказанных государственных органов неизвестно.

Пункт 3: Разработка концепции законодательства о защите права на частную жизнь.

Пункт 4: Обсуждение концепции законодательства о защите права на частную жизнь с проведением круглого стола (конференции).

Ни о концепции, ни о каких-то ее обсуждениях с проведением круглого стола (конференции) в открытых источниках не сообщалось.

Пункт 5: Разработка проекта Закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни.

Никаких планов разработки проекта комплексного Закона о защите частной жизни на официальном уровне не отмечено.

Пункт 6: Обсуждение проекта закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни с проведением круглого стола.

Не выполнен.

Пункт 7: В целях обеспечения конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, проверить соответствие норм подзаконных актов, регулирующих таможенные правила вывоза и ввоза имущества физическими лицами, нормам Конституции, законам Республики Казахстан и ее международным обязательствам в сфере прав человека, привести процедуру таможенного оформления имущества физических лиц в соответствие с общепризнанными международными стандартам.

О подобных проверках ничего не известно. Согласно действующему законодательству, должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, в зависимости от форм таможенного контроля и специфики перемещения физических лиц, товаров и транспортных средств самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных технических средств таможенного контроля.

Пункт 8: Регулярно освещать в СМИ актуальные вопросы защиты прав человека для широких слоев населения республики, включая публикацию памяток о правах человека при задержании, аресте, при заключении договоров, поступлении в ВУЗ, на работу и увольнении и т.п.

О случаях широкомасштабного выпуска для населения подобных памяток ничего не известно. Постоянно возникающие вопросы о правомерности применения работодателями средств видеонаблюдения за работниками или чтения их электронной почты говорят о том, что население мало осведомлено даже о уже имеющихся нормах. В официальной печати, как правило, появляются только малосодержательные статьи, пересказывающие общеизвестные вещи.

Вывод:: Раздел «Право на частную жизнь и защиту персональных данных» Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. исполняется неудовлетворительно. Возможно, какие-то работы ведутся в полностью закрытом для широкой общественности режиме. Цели, поставленные в Национальном плане и так достаточно расплывчато, практически полностью не достигнуты. Работы над отдельными нормативными правовыми актами ведутся в узковедомственных интересах, а не в целях разработки и закрепления реальных правовых механизмов, гарантирующих конституционные права граждан.

 

Рекомендации

1. Необходимо принятие закона о всеобъемлющей защите персональных данных и неприкосновенности частной жизни. Кроме того, в законодательстве должны быть предусмотрены эффективные меры контроля в отношении сроков хранения информации, методов ее использования и круга имеющего к ней доступ лиц.

 

2. Необходимо определить орган с четкими полномочиями для проведения независимого надзора за случаями незаконного вмешательства в частную жизнь, а также наблюдения и обработки персональной информации.

 

3. Любая проводимая в настоящее время и предлагаемая политика по борьбе с преступностью должна предусматривать проведение оценок ее последствий для неприкосновенности частной жизни.

 

4. Следует разработать эффективные гарантии, позволяющие обеспечить защиту права отдельных лиц на неприкосновенность своей частной жизни в процессе трансграничного обмена информацией, и, в первую очередь, для официальных органов власти.

 

5. Следует разработать более жесткие меры нормативного регулирования, ограничивающие доступ государственных органов к информации, держателями которой являются третьи стороны, а также минимизировать бремя, возлагаемое на третьи стороны по сбору дополнительной информации.

 

6. Следует провести открытые обсуждения зарубежного опыта и концепций законодательства о защите права на частную жизнь и наладить процесс регулярного представления отчетности об их проведении с целью сбора информации.

 

7. При разработке законодательства о праве на частную жизнь и защиту персональных данных следует учитывать все больший рост количества услуг, предоставляемых через Интернет, в результате чего некоторые владельцы интернет-ресурсов приобретают огромное количество персональных данных без независимого контроля со стороны.

 

8. Следует изучить вопрос о введении ответственности за воспрепятствование осуществлению права граждан на обращение в органы власти, преследование граждан в связи с их обращением, а также незаконное использование либо распространение сведений о частной жизни, ставших известными в связи с обращением.

 

9. Следует изучить вопрос о том, что характеристики современной бытовой аудио-видео-фототехники все больше начинают совпадать с характеристиками специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

 

Игорь Лоскутов, генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо»

Источник: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 гг. (Раздел: Право на частную жизнь и защиту персональных данных)

1
622
0