Как государство выполняет Нацплан в области права на частную жизнь: оценка эксперта

MediaNet 2012 M08 17
657
0
1
0

В 2011 году правительство констатировало, что проверки состояния защищенности государственных баз данных указывают на отсутствие адекватного режима защиты персональных данных граждан. Потерям...

 

В 2011 году правительство констатировало, что проверки состояния защищенности государственных баз данных указывают на отсутствие адекватного режима защиты персональных данных граждан. Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты данных и слабая координация мер по защите информации в общегосударственном масштабе, ведомственная разобщенность в обеспечении целостности и конфиденциальности информации.


 

Например, по официальным данным, по 143-й статье УК РК (незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений) в 2006 году было совершено 2 преступления, в 2007-м - 8 преступлений, в 2008-м - 47, в 2009-м - 73, в 2010-м - 38, за 9 месяцев 2011-го - 18.

 

Раздел «Право на частную жизнь и защиту персональных данных» Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. предусматривает следующие мероприятия:

 

Пункт 1: Изучение зарубежного опыта применения различных моделей защиты частной жизни.

Оценить результаты  не представляется возможным ввиду отсутствия открытых отчетов по теме.

Пункт 2: Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни.

Из открытых источников известен лишь один круглый стол: Экспертная встреча «Право на неприкосновенность частной жизни в Республике Казахстан» (15 декабря 2009 г., г. Астана, конференц-зал Дома Мажилиса Парламента РК). Ни о каких иных «круглых столах», семинарах, конференциях по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни с участием вышеуказанных государственных органов неизвестно.

Пункт 3: Разработка концепции законодательства о защите права на частную жизнь.

Пункт 4: Обсуждение концепции законодательства о защите права на частную жизнь с проведением круглого стола (конференции).

Ни о концепции, ни о каких-то ее обсуждениях с проведением круглого стола (конференции) в открытых источниках не сообщалось.

Пункт 5: Разработка проекта Закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни.

Никаких планов разработки проекта комплексного Закона о защите частной жизни на официальном уровне не отмечено.

Пункт 6: Обсуждение проекта закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни с проведением круглого стола.

Не выполнен.

Пункт 7: В целях обеспечения конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, проверить соответствие норм подзаконных актов, регулирующих таможенные правила вывоза и ввоза имущества физическими лицами, нормам Конституции, законам Республики Казахстан и ее международным обязательствам в сфере прав человека, привести процедуру таможенного оформления имущества физических лиц в соответствие с общепризнанными международными стандартам.

О подобных проверках ничего не известно. Согласно действующему законодательству, должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, в зависимости от форм таможенного контроля и специфики перемещения физических лиц, товаров и транспортных средств самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных технических средств таможенного контроля.

Пункт 8: Регулярно освещать в СМИ актуальные вопросы защиты прав человека для широких слоев населения республики, включая публикацию памяток о правах человека при задержании, аресте, при заключении договоров, поступлении в ВУЗ, на работу и увольнении и т.п.

О случаях широкомасштабного выпуска для населения подобных памяток ничего не известно. Постоянно возникающие вопросы о правомерности применения работодателями средств видеонаблюдения за работниками или чтения их электронной почты говорят о том, что население мало осведомлено даже о уже имеющихся нормах. В официальной печати, как правило, появляются только малосодержательные статьи, пересказывающие общеизвестные вещи.

Вывод:: Раздел «Право на частную жизнь и защиту персональных данных» Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. исполняется неудовлетворительно. Возможно, какие-то работы ведутся в полностью закрытом для широкой общественности режиме. Цели, поставленные в Национальном плане и так достаточно расплывчато, практически полностью не достигнуты. Работы над отдельными нормативными правовыми актами ведутся в узковедомственных интересах, а не в целях разработки и закрепления реальных правовых механизмов, гарантирующих конституционные права граждан.

 

Рекомендации

1. Необходимо принятие закона о всеобъемлющей защите персональных данных и неприкосновенности частной жизни. Кроме того, в законодательстве должны быть предусмотрены эффективные меры контроля в отношении сроков хранения информации, методов ее использования и круга имеющего к ней доступ лиц.

 

2. Необходимо определить орган с четкими полномочиями для проведения независимого надзора за случаями незаконного вмешательства в частную жизнь, а также наблюдения и обработки персональной информации.

 

3. Любая проводимая в настоящее время и предлагаемая политика по борьбе с преступностью должна предусматривать проведение оценок ее последствий для неприкосновенности частной жизни.

 

4. Следует разработать эффективные гарантии, позволяющие обеспечить защиту права отдельных лиц на неприкосновенность своей частной жизни в процессе трансграничного обмена информацией, и, в первую очередь, для официальных органов власти.

 

5. Следует разработать более жесткие меры нормативного регулирования, ограничивающие доступ государственных органов к информации, держателями которой являются третьи стороны, а также минимизировать бремя, возлагаемое на третьи стороны по сбору дополнительной информации.

 

6. Следует провести открытые обсуждения зарубежного опыта и концепций законодательства о защите права на частную жизнь и наладить процесс регулярного представления отчетности об их проведении с целью сбора информации.

 

7. При разработке законодательства о праве на частную жизнь и защиту персональных данных следует учитывать все больший рост количества услуг, предоставляемых через Интернет, в результате чего некоторые владельцы интернет-ресурсов приобретают огромное количество персональных данных без независимого контроля со стороны.

 

8. Следует изучить вопрос о введении ответственности за воспрепятствование осуществлению права граждан на обращение в органы власти, преследование граждан в связи с их обращением, а также незаконное использование либо распространение сведений о частной жизни, ставших известными в связи с обращением.

 

9. Следует изучить вопрос о том, что характеристики современной бытовой аудио-видео-фототехники все больше начинают совпадать с характеристиками специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

 

Игорь Лоскутов, генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо»

Источник: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 гг. (Раздел: Право на частную жизнь и защиту персональных данных)

Оцените пост

1
Дальше