Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
09:27, 15 августа 2012

Жанаозенский карьерист: по головам и трупам

Сергей АБАКШИН

Декабрьские события в Жанаозене воспринимаются казахстанской общественностью по-разному. Официальные лица сухо констатируют, что произошедшее — трудовой конфликт, переросший в массовые беспорядки. Оппозиция утверждает, что, дескать, терпел народ, терпел, и взорвался – пошёл на крайние меры, довели его власти до отчаяния.

Наверное, правда кроется где-то посередине и кроме общеизвестных факторов, повлиявших на трагический исход ситуации, есть еще и те, которые мы либо не знаем, либо они до сих пор остаются в тени.

Начнём с того, что трудовой спор между нефтяниками и руководством ПФ «Озенмунайгаз» по поводу порядка начисления заработной платы длится примерно с 2004 года. Причём, длится с переменным успехом: то рабочие добьются повышения выплат, то администрация находит с ними какие-то компромиссы.

Такие трудовые споры случаются на многих предприятиях по всему миру, но не везде они перерастают в погромы. В Жанаозене тоже было бы всё спокойно, не обрати внимания два года назад на этот конфликт М.Аблязов, подключивший к борьбе нефтяников финансируемую им незарегистрированную партию «Алга!» во главе с Владимиром Козловым. Преступный характер деяний М.Аблязова сейчас не вызывает споров ни у кого. Кроме казахстанских служащих Фемиды, есть к нему вопросы у российского и даже британского правосудия. Он в бегах, скрывается.

Стратегия финансируемой М.Аблязовым «Алги», которую правильнее бы называть диверсионной группой, основана на провокациях. Активисты под руководством Владимира Козлова используют любой конфликт, возникший между народом и властью. Там, где их и не просят, встают на защиту обиженных граждан, но вместо обещанной помощи начинают разжигать скандал, доводя облапошенных людей до прямой конфронтации с государственной системой.

Скандалы стали визитной карточкой «Алги». Диверсанты из этой организации провоцируют людей на совершение противоправных действий, и когда те получают от государства вполне законную оплеуху, оппозиционная пресса называет это «зверствами назарбаевского режима».

К примеру, организовали несанкционированный митинг, не подчинились полиции, стали её теснить, а когда получили отпор, подняли театральную истерию, работая на видеокамеры оппозиционной прессы. В результате, в эфире спутникового канала «К+» выходит репортаж из Казахстана про «жестокий разгон мирной демонстрации». А как провоцировался этот «разгон», разумеется, остаётся за кадром.

В случае с Жанаозеном «Алга» действовали по отработанному ранее сценарию. Забастовка стала уже затихать, как в город заявились провокаторы под руководством Владимира Козлова, решившие перевести тлеющий конфликт в политическую плоскость и использовать его в своих интересах. Вот пришли на жанаозенский «майдан» эти «правозащитники», и опять вместо адекватной, грамотной юридической помощи стали попросту раззадоривать уже уставших бастовать нефтяников.

На центральную площадь Жанаозена потекли деньги, там появились палатки, листовки, оппозиционные газеты, завсегдатаями стали подосланные В.Козловым активисты «Алги». Таким образом, решившие было расходиться по рабочим местам нефтяники, вернулись на площадь, почувствовав, что они не одни. Как вы помните, изначально их забастовка носила чисто экономический характер: мужики требовали повышения зарплаты. Однако, провокаторы из «Алги» последний, ставший роковым, митинг сделали антиправительственным.

Нужно отметить, что и среди самих нефтяников нашлись те, кто с приходом оппозиционеров понял, что и они могут половить себе рыбку в этой мутной воде. Ситуацией, в том числе, решил воспользоваться и заместитель директора ПФ «Озенмунайгаз» Кайрат Утенов. Он давно метил на место первого руководителя и решил его подсидеть, используя накалившуюся обстановку, дискредитируя его в глазах вышестоящего начальства.

Среди бастующих нефтяников особо выделялись двое активистов — Акжанат Аминов и лидер движения за соблюдение трудовых прав Наталья Ажигалиева. Эти персоны Кайрату Утенову были хорошо знакомы по его работе в нефтегазодобывающем управлении, где А.Аминов и Н.Ажигалиева были его непосредственными подчинёнными. Более того, в Жанаозене все знают, что К.Утенов и А.Аминов, к тому же, являются родственниками. Нефтяники заметили, что с тех пор, как забастовка вступила в горячую фазу, К.Утенов стал проявлять отеческое внимание к этим двум бунтарям. Их отношения явно вышли за рамки деловых и стали дружескими.

Сейчас понятно, что длительная забастовка, её огромный размах и острота требований были на руку Кайрату Утенову. Чем глубже становился трудовой конфликт, тем меньше шансов удержаться в своём кресле оставалось у его шефа — директора ПФ «Озенмунайгаз» К.Ишманова. С каждым днём забастовки очевиднее становилась необходимость его замены на более ответственного и квалифицированного менеджера.

Ведя тайную игру за спиной шефа, Кайрат Утенов через своих доверенных лиц Аминова и Ажигалиеву стал втираться в доверие к бастующим, внушать им, что будь его воля, он давно бы повысил им зарплату. Нефтяники отмечают, что кандидатуру К.Утенова на руководящий пост ПФ «Озенмунайгаз» особенно усердно продвигал среди рабочих опять таки его родственник, А.Аминов. Таким образом, в числе требований бастующих нефтяников появилось назначение К.Утенова на руководящую должность в предприятии.

Вот такой «семейный подряд» организовал замдиректора ПФ «Озенмунайгаз» Кайрат Утенов, чтобы подняться по служебной лестнице. Получается, что к заветной должности он пошёл прямо по головам, а точнее по трупам своих сограждан.

Так за амбиции одного карьериста пришлось расплачиваться своими жизнями простым рабочим. Есть опасность, что К.Утенову подобный финт может сойти с рук: у него, говорят, надёжная «крыша». По крайней мере, у его родственника А.Аминова, над которым сейчас идёт суд, будет время поразмыслить над содеянным.

0
852
1