Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
14:27, 13 августа 2012

Как должно быть_Кредитная система образования в США и Казахстане

Blog post image

Очень интересная статья!!! По этой статье сделал таблицу сравнения кредитной системы США и Казахстана:

Казахстан

США

 

ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования) больше чем на половину определяет содержание образования бакалавра и магистра

 
 

В США такого ГОСО просто нет. Наличие предметов исходит из спроса бакалавров, который формируется по следующим критериям:

Понадобиться ли знания по этому предмету в будущем бакалавру

Рекомендации и отзывы знакомых и старшекурсников о преподавателе, ведущим данный предмет.

 
 

Наша кредитная система очень похожа на советскую столовую с комплексными обедами, У нас в столовой тебе подадут строго манную кашу на завтрак, на обед суп или борщ на первое, котлету с картофельным пюре на второе и компот. На ужин могут приготовить еще какое-нибудь блюдо, как всегда одно для всех. Хочешь ты манку или суп – не хочешь, придется есть или сделать вид, что съел, отдав соседу.

 
 

Американская кредитная система схожа с шикарным рестораном. В ресторан ты можешь прийти, когда хочешь и заказать, что хочешь.

 

Естественно можно сказать, что высококлассный шеф-повар вряд ли согласиться работать в столовой, с маленькой заработной платой и функциональными обязанностями накормить огромную ораву голодных «до знаний» студентов. В 95 % случаев высококлассный специалист лучше устроиться персональным поваром, чем надрываться на такой работе, производя рутинные действия по инструкциям спущенным сверху. К тому же стоит отметить, что наших «поваров» зачастую посылают сторожить студентов, чтобы они все съели и не дай бог, чтобы сосед не помог другому студенту съесть манную кашу за него (дежурство на компьютерном тестировании). Данные механические действия могли производить и менее квалифицированный персонал (охранники). Экономия на менее квалифицированном персонале ведет к тому, что более квалифицированный персонал, видя это отношение к себе со стороны начальства, вообще не горит желанием работать наполовину «поваром», наполовину охранником в данном заведении.

 
 

У нас существуют общие рабочие планы и из-за наличия групп студент ограничен в своем выборе, так как он во многом зависит от выбора остальных членов групп. Обычно в нашей кредитной системе студентам из трех факультативных предметов всей группой предлагают выбрать один предмет, который их более-менее устраивает. Причем часто бывает, что иногда студент хотел бы прослушать все эти три курса, а иногда ни один из предложенных трех курсов его не устроил, но в ситуации выбора без выбора студент вынужден выбирать «наименьшее зло» из трех дисциплин. В то время как в США каждый студент персонально для себя выбирает именно те предметы, которые нужны лично ему. И поэтому он на одних занятиях может сидеть с одними людьми, на других абсолютно с другими. Это ведет к развитию индивидуализма и более раннему «взрослению» студента.

 

В США нет стационарных групп во главе со старостами. Там существуют индивидуальные рабочие планы

 

У нас в системе идет большой перекос в сторону лекций и семинаров, а сама доля СРСП и СРС абсолютно мала.

 

С точки зрения кредитной системы Запада большое количество СРСП и СРС избавляет от школярства и приучает к самостоятельной работе студентов, при этом снижая учебную нагрузку на преподавателей, освобождая им время на различные исследования и занятия наукой.

 

Конкуренция. В Американской кредитной системе очень сильно развита конкуренция. Конкуренция между преподавателями за студентов, конкуренция между студентами за оценки, конкуренция между университетами за абитуриентов, конкуренция между PhD за должность Assistant Professor и т.д.

 

При нашей системе студент знает, что простое посещение части лекций, три ответа на семинарском задании и еще какое-нибудь задание по СРСП может гарантировать хорошую оценку.

 

При системе ограниченных оценок никакая оценка тебе не гарантирована, приходить стараться быть лучше остальных студентов, что ведет к более углубленному изучению предметов со стороны студентов, так как тремя ответами на семинарских заданиях уже не отделаешься для получения хорошей итоговой оценки. Кроме того данная система нивелируют и сводит на нет субъективизм преподавателей. Например: у одного преподавателя очень трудно заработать даже четверку, для этого нужно сдать кучу сложных заданий, а другой раздает четверки и пятерки направо и налево, иногда даже ставя хорошие оценки за «красивые глазки» или просто потому, что ему импонирует данный студент или студентка. При системе ограниченных оценок это будет сделать сложно, так как, ставя хорошую оценку одному человеку, ты ее забираешь у оставшихся людей.

 

Зная ситуацию в кредитной системе Казахстана изнутри и имея опыт занятий с профессорами и преподавателями из США можно увидеть разницу в философии образования. У нас стремятся к тому, чтобы студент знал доксографию, «что говорил Платон, Аристотель, Монтескье и др. по данному поводу» (данная эрудиция у нас часто проверяется компьютерным тестированием)

 

В США стремятся к тому, чтобы студент знал методологию и «умел мыслить как Платон, Аристотель и др.».

 

Казахстанская система образования имеет на входе в университеты хороших школьников (по уровню знаний в школе и наград в международных олимпиадах Казахстан находиться на высоких местах), а на выходе имеет в принципе относительно средних экспертов с широкой эрудицией, но со слабыми знаниями по методологии.

 

США имеет на входе в университеты относительно слабых школьников (тезис о слабых знаниях американских школьников отчасти миф, отчасти отражение объективной реальности), на выходе же имеет хороших экспертов и потенциальных ученых.

А ВОТ И ТЕКСТ ЭТОЙ СТАТЬИ, ЧИТАТЬ ВСЕМ!!!!

Вот как описывает проблемы кредитной системы образования Казахстана эта статья http://proza.ru/2011/08/03/1221. Автор - Жаксылык Сабитов.

В данной статье я описываю проблемы Кредитной системы Казахстана так, как они видятся мне. Если у вас есть желание посмотреть на некоторые проблемы кредитной системы Казахстана моими глазами (или в прямом смысле с моей точки зрения) – статья перед вами (1) .

Ниже представлен очень субъективный авторский взгляд на некоторые проблемы кредитной системы обучения, которые отчетливо можно увидеть при сопоставлении кредитной системы Казахстана и кредитной системы США. Казахстан уже давно перешел с линейной системы обучения на кредитную систему. Закон о науке 2010 года поставил точку в данном переходе, закрыв диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Хотелось бы сразу оговориться, что опыт знакомства с кредитной системой США у автора был во время стажировки в Луиссвильском Университете штата Кентукки и разговоров с ограниченным количеством коллег, обучавшихся и преподавших в разных университетах США. Поэтому, говоря о кредитной системе США, автор будет опираться на свой довольно узкий опыт знакомства с кредитной системой США. В США система образования уже давно устоялась но, тем не менее, даже в рамках одного государства существуют довольно разные системы обучения, общей чертой которых является нацеленность на спрос образовательных услуг со стороны студентов.Ниже будут перечислены различия в кредитных системах двух стран:

1. Первое различие всем известно: отсутствие государственного стандарта образования. В Казахстане ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования) больше чем на половину определяет содержание образования бакалавра и магистра. В США такого ГОСО просто нет. Наличие предметов исходит из спроса бакалавров, который формируется по следующим критериям:
Понадобиться ли знания по этому предмету в будущем бакалавру
Рекомендации и отзывы знакомых и старшекурсников о преподавателе, ведущим данный предмет.

У нас же бакалавры вынуждены посещать те предметы, которые им абсолютно не понадобятся в дальнейшем и будут лишь нерациональной тратой времени. Например, занятия по физической культуре если бы не стояли в ГОСО, то навряд ли бы пользовались спросом со стороны студентов в массовом порядке. Или, например, Информатика. В Казахстане большинству студентов знания по этому предмету не столь важны, так как большинство из них с компьютером на Ты (информатика нужна была в 90-х когда, многие просто не знали с какой стороны подойти к компьютеру и как его включать), но все равно студенты проходят данный предмет в Университете. Конечно же, знание Информатики не повредит студенту, но большинство этот предмет проходило в школе, и довольно сносно владеют компьютером, огромного смысла дублировать этот предмет, и в школе, и в университете нет. Конечно же, можно вспомнить старый тезис о том, что «повторение мать учения», на что скептики могут ответить, что это не рациональная трата как труда педагогов, так и времени студентов. Кроме того строгое разделение студентов по специальностям создает много затруднений. Например, если студент хочет изучать персидский, английский, испанский языки одновременно, то у него это при нашей кредитной системе не получиться. Ему придется выбирать, куда поступать, на востоковеда, регионоведа, переводчика, или филолога. В то время как в кредитной системе США студент смог бы выбрать и изучить все эти три предмета.

В общем, приводя метафору можно сказать, что наша кредитная система очень похожа на советскую столовую с комплексными обедами, в то время как американская кредитная система схожа с шикарным рестораном. У нас в столовой тебе подадут строго манную кашу на завтрак, на обед суп или борщ на первое, котлету с картофельным пюре на второе и компот. На ужин могут приготовить еще какое-нибудь блюдо, как всегда одно для всех. Хочешь ты манку или суп – не хочешь, придется есть или сделать вид, что съел, отдав соседу. В то время как в ресторан ты можешь прийти, когда хочешь и заказать, что хочешь. Конечно же, дело не только в том, есть группы или нет. Сама системы и суммы оплаты труда совдеповской поварихи и шеф-повара кардинально отличаются, так что кроме устранения ГОСО, еще одной проблемой является система оплаты преподавателей. Естественно можно сказать, что высококлассный шеф-повар вряд ли согласиться работать в столовой, с маленькой заработной платой и функциональными обязанностями накормить огромную ораву голодных «до знаний» студентов. В 95 % случаев высококлассный специалист лучше устроиться персональным поваром, чем надрываться на такой работе, производя рутинные действия по инструкциям спущенным сверху. К тому же стоит отметить, что наших «поваров» зачастую посылают сторожить студентов, чтобы они все съели и не дай бог, чтобы сосед не помог другому студенту съесть манную кашу за него (дежурство на компьютерном тестировании). Данные механические действия могли производить и менее квалифицированный персонал (охранники). Экономия на менее квалифицированном персонале ведет к тому, что более квалифицированный персонал, видя это отношение к себе со стороны начальства, вообще не горит желанием работать наполовину «поваром», наполовину охранником в данном заведении.

2. Оборотной стороной первого отличия является факультативные предметы, отбор которых происходит по разным схемам в силу второго генерального отличия. В США нет стационарных групп во главе со старостами. Там существуют индивидуальные рабочие планы, в то время как у нас существуют общие рабочие планы и из-за наличия групп студент ограничен в своем выборе, так как он во многом зависит от выбора остальных членов групп. Обычно в нашей кредитной системе студентам из трех факультативных предметов всей группой предлагают выбрать один предмет, который их более-менее устраивает. Причем часто бывает, что иногда студент хотел бы прослушать все эти три курса, а иногда ни один из предложенных трех курсов его не устроил, но в ситуации выбора без выбора студент вынужден выбирать «наименьшее зло» из трех дисциплин. В то время как в США каждый студент персонально для себя выбирает именно те предметы, которые нужны лично ему. И поэтому он на одних занятиях может сидеть с одними людьми, на других абсолютно с другими. Это ведет к развитию индивидуализма и более раннему «взрослению» студента. В то время как у нас существуют группы, кураторы групп, план воспитательной работы и еще много не нужных с точки зрения западной кредитной системы вещей. Также наличие групп ведет к снижению уровня конкуренции внутри группы. Согласно Теории рационального выбора, человек стремиться всегда максимализировать свою «прибыль», либо минимизировать свои затраты для достижения цели. С этой точки зрения можно утверждать, что студент, который находиться в одной группе, в принципе ориентируется в общем всегда на свою группу при планировании своих физических затрат на обучение. Лидер группы в плане успеваемости не будет иметь мотивации познать все большее количество информации в изучаемом предмете, так как он вполне уверен, что на фоне всей остальной части середнячков, он вполне получит желаемую оценку, выполнив ряд требований преподавателя. В итоге к третьему-четвертому курсу (особенно когда ведут дисциплину уже знакомые преподаватели с кафедры) некоторые наблюдательные студенты вполне могут спрогнозировать, сколько им посещений, ответов на семинарских заданиях и СРСП хватит для получения желаемой оценки. При отсутствии стационарных групп студенту придется довольно сильно напрягаться, чтобы доказывать, что он лучше, чем оставшееся группа (незнакомых или слабо знакомых ему студентов) знает данный предмет.

3. СРСП. В Американской кредитной системе индивидуальная работа студента с преподавателем строиться на совсем других основаниях, чем у нас. В первые годы существования СРСП вообще превратился в клонированную копию семинарских занятий. Причем часы СРСП не учитывали количество человек в группе. Таким образом, получалось, что в одной группе численностью 25 человек проводился один час СРСП, а в другой группе численностью 8 человек проводился тоже час СРСП в неделю. Таким образом, в первом случае у нас будет по 2 минуты индивидуальных занятий со студентом из той группы в неделю, во втором случае по 6 минут на студента. В Американской системе каждый студент имеет свое расписание СРСП и приходит строго по нему к преподавателю в кабинет. Например, первый студент приходит на СРСП в 10.00, второй в 10.15, третий в 10.30 и т.д. С каждым из них преподаватель обсуждает его задание и выставляет оценку. То есть на каждого студента приходиться по 15-20 минут СРСП в неделю, и группа из 25 студентов должна иметь как минимум 6-7 часов СРСП, так как по 2 минуты или даже по 6 минут на студента не даст абсолютно никакого эффекта. Также стоит отметить, что у нас в системе идет большой перекос в сторону лекций и семинаров, а сама доля СРСП и СРС абсолютно мала. С точки зрения кредитной системы Запада большое количество СРСП и СРС избавляет от школярства и приучает к самостоятельной работе студентов, при этом снижая учебную нагрузку на преподавателей, освобождая им время на различные исследования и занятия наукой.

4. Конкуренция. В Американской кредитной системе очень сильно развита конкуренция. Конкуренция между преподавателями за студентов, конкуренция между студентами за оценки, конкуренция между университетами за абитуриентов, конкуренция между PhD за должность Assistant Professor и т.д. Остановимся подробнее на многих аспектах конкуренции:

4.1. Конкуренция между преподавателями за студентов. В основном, когда преподаватели разрабатывают свои силлабусы, они ориентируются на спрос со стороны студентов, а те в свою очередь ориентируются на запросы рынка труда. Преподаватель, таким образом, зависит от спроса на рынке труда и если он предложит какой-то предмет, который абсолютно не нужен студентам, то соответственно он может и не набрать группу на свои занятия. Также стоит учитывать, что количество студентов ограничено и если их предмет не заинтересует, то они вполне могут выбрать предметы других преподавателей, тем самым лишив работы и студентов оставшегося преподавателя. Также постоянная конкуренция со стороны коллег заставляет преподавателя повышать свою квалификацию и стараться быть всегда интересным своим студентам. В США часто, а у нас редко можно увидеть преподавателя, который в 40-50 лет начинает изучать какой-то иностранный язык или новую специальность.

4.2. Ограниченность положительных оценок. В США довольно часто (но не всегда и не везде, данное положение скорее традиция, чем обязательное условие) можно встретить систему, когда количество положительных оценок очень ограничено. К примеру А могут получить только 10 % группы, А- тоже около 10 % группы, В 15-20 % группы, В- 15-20 % группы и так далее.

Таким образом, выставляется рейтинги всем студентам, что действительно показывает уровень различия студентов по приобретенным знаниям. Когда студенты заканчивают обучение в бакалавриате, то по уровню их GPA (grand point average – аналог среднего балла диплома) можно реально судить, кто из них как учился, и это очень важно для будущего работодателя, так как он сразу же может оценить потенциального работника по уровню GPA. Можно с уверенностью сказать, что студенты, попавшие в 10 % студентов с наивысшим GPA не будут иметь никаких проблем с работой, так как их быстро разберут потенциальные работодатели. У нас же система такова, что вся группа может закончить на красный диплом и потом очень трудно узнать, кто из этих 15 человек реально знает свое дело лучше, а кто просто хорошо списывал и умел выпрашивать оценки.

Данная система имеет очень хорошие преимущества. Например, при нашей системе студент знает, что простое посещение части лекций, три ответа на семинарском задании и еще какое-нибудь задание по СРСП может гарантировать хорошую оценку. При системе ограниченных оценок никакая оценка тебе не гарантирована, приходить стараться быть лучше остальных студентов, что ведет к более углубленному изучению предметов со стороны студентов, так как тремя ответами на семинарских заданиях уже не отделаешься для получения хорошей итоговой оценки. Кроме того данная система нивелируют и сводит на нет субъективизм преподавателей. Например: у одного преподавателя очень трудно заработать даже четверку, для этого нужно сдать кучу сложных заданий, а другой раздает четверки и пятерки направо и налево, иногда даже ставя хорошие оценки за «красивые глазки» или просто потому, что ему импонирует данный студент или студентка. При системе ограниченных оценок это будет сделать сложно, так как, ставя хорошую оценку одному человеку, ты ее забираешь у оставшихся людей. Кроме того здесь решается проблема работающих студентов. Очень часто часть студентов во время своей учебы работают или подрабатывают где-нибудь. Это иногда приводит к тому, что ночью работающий студент приходит в университет на лекции, поспать на последних рядах. В общем, такая параллельная учеба и работа снижает эффективность обучения. При системе конкуренции за оценки у студента есть выбор, работать в студенчестве и получать какие-то деньги сейчас, но при этом его GPA может быть безнадежно испорчен, либо вкладывать все свои силы в обучение, чтобы в будущем зарабатывать большую заработную плату за счет того, что спрос на работника с высоким GPA всегда выше.

4.3. После окончания занятий и выставления рейтингов и закрытия ведомостей, студенты, ходившие на одну дисциплину, садятся и вместе под контролем специальной службы заполняют анонимные анкеты, в которых они по ряду параметров оценивают преподавателей. Преподаватели, получившие худшие оценки рискуют потерять работу, так как качество предоставляемых ими образовательных услуг не соответствует уровню университета. При этом учитывается тот факт, что оценки должны быть аргументированы и обоснованы и такие же замечания должны присутствовать в анкетах большого количества студентов, тем самым сводя субъективный фактор недовольства студентов своими оценками на нет. Конечно, теоретически есть шанс, что вся группа объединиться и выставит одни и те же оценки и замечания не обоснованно, но в условиях индивидуального образования и отсутствия стационарных групп как таковых такая вероятность мала. Очень часто студенты в США даже не знают имен своих «одноразовых одногруппников». Преподаватели же получившие наивысшие оценки материально поощряются со стороны университета. Риск потерять работу и конкуренция со стороны других преподавателей заставляет любого преподавателя развиваться и стремиться к самосовершенствованию, так как если на твоих лекциях и семинарах будет скучно, то студенты будут «спать» на них, что приведет к малым оценкам при оценивании студентами преподавателей. При этом можно отметить, что коррупция среди преподавателей, с которой у нас активно борются посредством ввода компьютерного тестирования, просто исчезает, так как преподавателя легко могут сдать студенты, которые массово либо расскажут о фактах вымогательства, либо скажут о факте несправедливо поставленной оценки кому-то из студентов.

4.4. Конкуренция и мобильность в сфере науке.
В США очень высокая мобильность и конкуренция в науке. Мобильность вызвана одной традицией, которая законодательно не оформлено, но действует на уровне морального императива. Человек, закончивший бакалавриат в одном университете, стремиться поступить в магистратуру и докторантуру в другой университет, после окончания которого, он будет преподавать в третьем университете. Там считается, что если молодой человек учиться в бакалавриате, магистратуре, докторантуре и потом работает в том же месте, как зачастую бывает у нас, это является показателем его слабой конкурентоспособности. Мобильность же является показателем того, что молодой человек более конкурентоспособен. То же самое касательно ученных. На всем знакомую советскую фразу «он двадцать пять лет изучает данную тему» американские ученные ответят лишь с недоумением, так как считается, что человек, застрявший в одной теме на 25 лет, менее склонен к инновациям и новым веяниям науки.

При обучении в докторантуре в США и Казахстане очень разные требования. Например, для защиты диссертации в Казахстане, требуются 7 публикаций, из них 3 ВАКовские. Причем качество этих публикаций абсолютно не важно. В США вообще нет таких требований для защиты диссертаций, можно закончить докторантуру и защитить диссертацию не имея ни одной публикации. Это не значит, что там не придают веса публикациям, напротив, там это играет очень важную роль, но при этом там самое важно именно качество публикации. Если у ученного вышли публикации в журналах с высоким импакт-фактором, это быстро отразиться на его репутации в научном сообществе и на его материальной заработной плате.

5. Заочное и очное образование. Заочное образование в Казахстане превратилось в своего рода бизнес по производству дипломов. Безусловно, знания при таком образовании даются ниже, чем при очном. Американцам же очень трудно объяснить, что такое заочное образование. В США есть дистанционное образование, но оно отличается от нашего заочного образования. Основной аргумент в пользу заочного образования – это возможность людям без отрыва от работы получить качественные знания (а не только диплом). Можно с огромной долей вероятности утверждать, что качество такого образования при больших формальных нагрузках (количество кредитов) будет низким. В Американской кредитной системе проблемы получения дипломов работающими людьми решена по другому:

При выборе предметов на семестр в американской кредитной системе студент может взять любое количество кредитов (кредитные часы или юниты). Стандартная дисциплина обычно составляет около 3 кредитов. В среднем нормальный студент за семестр может взять от 12 до 20 кредитов (для окончания бакалавриата требуется получить за все время обучения 120-150 кредитов). Понятное дело, что взяв большее количество часов студент рискует оказаться не подготовленным к части предметов и соответственно получить более низкий балл, что отразиться на его GPA. В то же время некоторые студенты могут брать и гораздо меньшее количество кредитов в силу того, что они работают и содержат семьи. Например, человек, который хочет получить образование и имеет на это довольно мало средств или времени (так как работает) может брать в семестр по 3-6 кредитов и в итоге без особых усилий такой студент может получить диплом, занимаясь на занятиях один раз в неделю, за 10 лет. Нередко в новостных лентах можно услышать новость о том, что какой-нибудь пожилой человек в 50 или 70 лет закончил университет. Это отнюдь не значит, что он поступил в университет в 46 или 66 лет, это значит, что он мог потратить 8-20 лет на учебу, занимаясь по одному-двум дням в неделю (3-6 часов в неделю), в остальное время работая. Кроме того стоимость такого обучения будет зависеть от числа набранных кредитов. То есть если человек не имеет финансовой возможности быстро отучиться в университете, он, таким образом, совмещая работу и учебу, может, в конце концов, получить диплом. Безусловно, отмена заочного образования и разрешение брать малые количества кредитов создадут возможность для многих работающих людей получить более качественное образование без отрыва от производства.

6. Философия образования. Этот пункт является довольно дискуссионным, он основан только на личном опыте автора и касается в основном гуманитарных наук, читатель вправе как согласиться, так и оспорить данный тезис. Зная ситуацию в кредитной системе Казахстана изнутри и имея опыт занятий с профессорами и преподавателями из США можно увидеть разницу в философии образования. У нас стремятся к тому, чтобы студент знал доксографию, «что говорил Платон, Аристотель, Монтескье и др. по данному поводу» (данная эрудиция у нас часто проверяется компьютерным тестированием), в то время как в США стремятся к тому, чтобы студент знал методологию и «умел мыслить как Платон, Аристотель и др.».
Доксография и историография конечно же важны, но это всего лишь механическая эрудиция, которая без реальных инструментов методологии абсолютно бесполезна, так как превращает науку в набор догматических положений, где присутствует «знание без понимания». Аналогичную ситуацию наблюдал Ричард Фейнман в Бразилии, когда выдвинул свою известную идею о кризисе бразильской физики и ее истоках (2).

Таким образом, благодаря такой философии образования США имеет на входе в университеты относительно слабых школьников (тезис о слабых знаниях американских школьников отчасти миф, отчасти отражение объективной реальности), на выходе же имеет хороших экспертов и потенциальных ученых. Казахстанская система образования имеет на входе в университеты хороших школьников (по уровню знаний в школе и наград в международных олимпиадах Казахстан находиться на высоких местах), а на выходе имеет в принципе относительно средних экспертов с широкой эрудицией, но со слабыми знаниями по методологии.
Подводя итог статьи можно сказать, что на первых этапах кредитная система в Казахстане унаследовало очень многие черты линейной системы образования, изменив лишь в основном форму, но не содержание. На данный момент кредитная система Казахстана представляет собой неорганическую смесь линейной системы образования СССР с элементами кредитной системы образования США. Вполне возможно рано или поздно кредитная система Казахстана будет реформирована в направлении Американской кредитной системы с целью увеличения эффективности образования. Еще в 70-х годах 20 века Нобелевский лауреат по экономике Теодор Шульц доказал, что инвестирование денег в образование и науку дает большую отдачу, чем инвестирование в другие сферы экономики. Только с повышением качества нашей системы образования можно получить высокоразвитую экономику и общество, достигнув высокого качества жизни населения.

Примечания
1. Измененная цитата из книги: Вагин Ю. «Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии». Пермь: Издательство ПОНИЦАА, - 2002. 342 с.
2. Ричард Ф.Фейнман. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Перевод с английского Н. А. Зубченко, О. Л. Тиходеевой, М. Шифмана). Москва. Издательство: КоЛибри. 2008.


0
2735
1