• 49928
  • 665
  • 22
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Приключения японцев в России

В 1782 году небольшое японское судно было заброшено штормом на незнакомый остров Амчитка, принадлежавший Российской империи. Корабль их разбился о прибрежные скалы и вернуться назад они могли только с посторонней помощью. Однако, было это не так просто, как хотелось. Доказательством тому и является этот рисунок  Дайкокуя Кодаю - купца, находившегося на злополучном корабле. Догадываетесь, кто на нем?

Все верно, это "Медный всадник" - памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
Дело в том, что дипломатических отношений у Японии с Россией не было. Вот и пришлось им походить по инстанциям: сначала в региональный центр - Охотск, затем в город покрупнее - Иркутск, ну а затем уже и в сам Санкт-Петербург. Разумеется, что для японцев, живших на островах, размах Российской Империи просто привел в шок. Собственно, не только это. Япония тогда жила в отдалении от бурлящей событиями Европы, придерживаясь политики закрытости. У них даже военного флота тогда не было. Поэтому на японцев буквально обрушился поток новой информации.
Скитания по России заняли у них 11 лет. Из 17 путешественников выжили лишь четверо, а до Японии добрались живыми лишь двое. Один обрусел и остался в Иркутске.
Интересно, что возвращались они на шхуне "Надежда" - один из кораблей, на котором человек и пароход Иван Федорович Крузенштерн как раз совершал первое русское кругосветное путешествие.
Плыл там и камергер Николай Петрович Резанов, который возглавлял дипломатическую миссию кругосветки. Вот он, кстати.
Вот ему-то японцев и навязали, мол, привези этих товарищей, да и подружись с соедями. Впрочем, получилось это не особо хорошо. Японцы и своих-то с трудом назад согласились взять, а уж дипломатию с иностранцами разводить им и вовсе не досуг было. Так и уплыл Николай Петрович ни с чем, и даже, говорят, открыто нагрубил высоким представителям императорского двора.
Незадачливым же японцам соотечественники применили допрос с пристрастием, результатом чего и стала книжка с картинками "Удивительные сведения об окружающих Землю морях".
Вот и вся история. осталось только привести некоторые выдержки из этой книженции.
Вот, например, про обычаи
"Яйца красят, варя их в скорлупе с деревом сухо. От других людей яйца получают в подарок со словами: кэрэсутосу осу кэрэсу, и сами отвечают: исутэнно кэрэсу, дарят яйца и друг с другом встречаются ртами. Однако этого никогда не делают те, кто к такому вероисповеданию не принадлежит. Моряки слышали, что единоверцы обязательно приносят в этом клятву."
"Кэрэсуто дзэн означает тот день, когда воскресло к новой жизни главное божество, будда-основатель. Когда говорят на упомянутой дороге, — то, что произносят вначале, означает: поздравляю с праздником будды-основателя. Тот, кого приветствуют, как будто, отвечает: действительно, так оно и есть".
Вот про мужчин:
"Многие берут себе жён в 50-60 лет. При таком обычае, человек, у которого есть подобное намерение, зовется уменьшительным детским именем и, кажется, в семье особого беспокойства не вызывает. Те, кому благополучно исполнилось пятьдесят-шестьдесят [лет], подбирают [для себя] жену с разницей от пятнадцати-шестнадцати до семнадцати-восемнадцати, а также до двадцати лет.
Хотя в той стране продолжительность жизни людей такая же, [как у нас], среди них мы встречали сколько угодно девяносто- и столетних. Людей старше семидесяти-восьмидесяти лет считают стариками (зовут сутара), а людей в возрасте пятидесяти-шестидесяти лет стариками не называют. Когда в этом возрасте мужчина впервые женится, [его] называют так, как уже говорилось. Жена у человека такого возраста обычно выглядит совсем как молодая.
Чтобы человек, по его словам, в возрасте семидесяти-восьмидесяти лет шёл с согбенной поясницей, — такого не видели. Мужчина в пятьдесят-шестьдесят лет носит тяжести, а ещё, вооружившись большим топором, идёт в дальние горы рубить [лес]. И мы не слышали, чтобы тамошние люди, какую бы тяжёлую работу они ни выполняли, говорили, что у них болит поясница."
А вот про женщин
"Ни одна женщина не показывает груди. Обычно их прячут. Поэтому мы не замечали их даже у бедных женщин. Когда жили у японского толмача Токорокау (Туголуков), [мы] впервые увидели, как его жена кормила [грудью] первенца."
"Женщины выше среднего сословия, безразлично, старые или молодые, потерявшие мужей, то есть [в том положении], когда женщина остается без мужа, повторно в брак не вступают. Становятся монахинями (волосы не сбривают) и идут в монастырь (называется маносутэраи). Если [у женщины] есть сын, пусть даже маленький и слабый, она останется вдовой и будет воспитывать ребёнка для продолжения рода. Вообще девушки до замужества [ходят] с распущенными волосами. В пятьдесят, шестьдесят лет — всё равно. Всех девушек называют дзэифука. Все — с распущенными волосами. По этому признаку люди даже старуху называют дзэифука.


Бывают женщины, которые неприлично себя ведут и забеременевают, а также женщины, охотно помогающие таким людям, как солдаты, — они потихоньку зазывают их в тайные публичные дома. Люди на таких не женятся. Поэтому годы проходят, а они всю жизнь [ходят] с распущенными волосами и выглядят как дзэифука. К женщинам с таким обликом люди относятся с пренебрежением, и это очень стыдно…"

Как-то раз Кодаю пригласили в придворный театр. Вот его впечатления.
"Здесь во дворце нам показывали спектакль. Помещение театра, должно быть, равно десяти кэн. Его с четырёх сторон закрыли, устроили полную темноту, но зажгли множество восковых свечей, и стало светло, как белым днём.
В тот день [в театре] были только императорская семья, члены свиты и дрейфовщики — других зрителей не было. Зрительское место императора находится прямо перед сценой. При виде того, что царствующие особы изволят входить, на сцене зазвучали флейты и барабаны. Государь и входил в такт их звукам. И вот перед сценой выстроился оркестр, зазвучали флейты, барабаны, кото, скрипки и другие [инструменты]. Похоже, что кёгэны (небольшие комические пьесы) исполняются в разных странах. С каждым действием исполнение менялось, продолжений видно не было. Когда показывали [представления] о своей стране, делали это в местном стиле.
Бывают люди в варандзи (японские соломенные сандалии. Имелись в виду лапти.) . Видно, что в старину там местные жители носили варандзи. (Кодаю говорит, что они делают их из травы.) И еще: когда изображают страну с чёрными людьми — постройки, а также мужчин и женщин — всё красят в черный цвет, а наряды и прочее [выглядят] соответственно обычаям той страны. Что касается артистов, то мужчины [играют] мужчин, а женщины женщин. Среди мужчин нет так называемых ояма. В короткое время меняется облик и старого, и молодого, и [они] выходят на сцену. Хотя язык совершенно непонятен, но обстановка в целом и настроение точно такие, как в нашем театре. В танцевальных кёгэнах танцевали пятнадцать мужчин и женщин, разделившись на две группы. Из них отдельно поднялись на высокую скалу три женщины. Эта скала медленно съёжилась и упала вниз, а женщины слетели и продолжали танцевать. Множество танцоров подпрыгивали в высоту пять-шесть сяку и танцевали, вертясь на одной ноге. В это время зрители хлопали в ладоши и хвалили их. Когда государь, расчувствовавшись, ударил в ладоши, все остальные зрители тоже вслед за ним ударили в ладоши.
А вот и император Александр I и супруга их Елизавета Алексеевна.
P.S. Кстати сказать, в 1992 году на экраны вышел фильм совместного советско-японского производства, посвященного этой истории. В основу его легла книга японского писателя Ясуси Иноуэ "Сны о России". Фильм вышел под тем же названием. Собственно, с его-то просмотра я и заинтересовался темой. Рекомендую.
P.P.S. При написании поста пользовался разными источниками, однако, вот эту барышню выделяю особо, потому что она молодец, и блог у нее интересный.
subject
Nomina odiosa sunt
9 августа 2012, 19:52
1227

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28454
  • 21
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 27432
  • 188
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
вчера / 15:49
  • 14829
  • 2
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 15467
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
вчера / 16:22
  • 11541
  • 1
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11318
  • 57
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 7834
  • 54
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7085
  • 84
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 3023
  • 18