Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
15
03:02, 07 августа 2012

Ценности: Казахстан VS США

После долгого пребывания в США или Германии, многие наши сограждане по возвращению на Родину первое время чувствуют себя, мягко говоря, не совсем комфортно. Оно и понятно. Ведь у нас, в отличии от стран в конец «загнившего» Запада, редко кто улыбнется при встрече незнакомцу, придержит дверь или спросит как дела. За такое ведь не только спасибо не скажут, так еще и подумают не то или, того хуже, в драку полезут. Но это ничего, к этому люди быстро привыкают и со временем начинают воспринимать как нечто само собой разумеющееся. В конце концов, наглецов и грубиянов, серости и угрюмости хватает везде.

Вот уже более двадцати лет мы строим государство по образу и подобию своему похожую на страны развитого капитализма, где правят бал демократия и свободный рынок. Но задумывались ли мы когда-нибудь над тем, какую роль в этом процессе играют ценности нашего общества?

Какими бы распущенными ни казались нам штаты с экранов телевидения или в кино, в этой стране имеется некий набор ценностей, свод понятных и принимаемых большинством общества ориентиров. В основе этих ценностей лежит протестантская этика. Не случайно, в номере практически каждого американского отеля есть Библия на которой, кстати, несмотря на всю светскость этого государства, давали присягу чуть ли не все американские президенты. Традиционная клятва главы американского правительства, со времен Джорджа Вашингтона, заканчивается фразой «и да поможет мне Бог», а ежегодные послания президента США завершаются словами «Бог, благослови Америку». Большинство кандидатов в Конгресс, Сенат и другие выборные органы стремятся всеми силами подчеркнуть имидж добропорядочного христианина, а значит честного и трудолюбивого человека, который верит в Бога, ценит семью, уважает закон и помогает нуждающимся.

Протестантские ценности в США стали своеобразным духовным стимулятором, позволившим создать и органично вписать в жизнь людей  и рыночную экономику и демократическую политическую систему.  Что представляют из себя эти ценности? В протестантизме не существует посредников между Богом и человеком ни в лице церкви, ни в лице священнослужителей. Вся полнота ответственности перед Всевышним лежит на конкретном индивиде. Отсюда и произрастает одна из фундаментальных американских ценностей – индивидуализм, который выражается в независимости суждений, самостоятельности,  уверенности в собственных силах и склонности рассчитывать на себя. В Америке не является зазорным работать посудомойкой, уборщиком или официантом. Настоящий христианин живет, чтобы работать. Он должен много и упорно трудится, не бояться никакой работы. Результатом упорного и честного труда является успех, который равнозначен материальному благополучию. Богатство служит своеобразным мерилом, индикатором исполненного долга перед Богом.  Поэтому в американском обществе так велика вера в способность каждого добиться успеха и так сильно уважение к тем, кто сумел честно заработать много денег.  Христианская этика требует от людей, добившихся успеха делиться частью нажитого с теми, кто в этом больше всего нуждается. Как результат, развитые традиции меценатства и благотворительности в этой стране.  В случае, если христианин не в состоянии жертвовать материально, он может взамен отдать часть своего свободного времени – отсюда широкое добровольческое (волонтерское) движение.

Сплав капитализма, демократии и протестантских ценностей позволил американскому обществу, по мнению большинства его членов, создать величайшую в истории страну – Соединенные Штаты Америки.

Хотелось бы ошибаться, но у меня порой складывается ощущение, что в нашей стране явный недостаток тех ценностей, которые необходимы для того, чтобы создать по-настоящему сильное государство. Наряду с нашими традиционными гостеприимством, толерантностью и терпением, у нас часто доминирует двойная мораль, которая духовно ослабляет казахстанское общество, лишает его сил двигаться вперед по пути прогресса.

Казахстанское общество оценивает коррупцию как негативное явление, но при этом «развести» нарушение с гаишником считается нормальным для большого количества автолюбителей.

Мы высоко ценим семейные ценности, но супружеские измены, в особенности мужские, никого не удивляют. Сходить в баню в компании друзей и девушек «по вызову» - это вполне нормальный вариант досуга, главное, чтобы супруга об этом не знала. У нас никто не смущается при виде взрослого женатого мужчины, проводящего время в увеселительном заведении с юной незамужней девушкой.

Казахстанцы очень ценят образование, но это не выражается в жажде знаний, а чаще подменяется стремлением заполучить диплом. Прогулять занятие, списать или скачать работу с интернета, «разрулить» экзамен или сессию – норма для многих студентов.

Добиться успеха желают многие, но упорно для этого трудится готовы лишь единицы. В Казахстане «сидеть на шее у родителей» не так стыдно как работать уборщиком или выполнять иную «черную» работу.

Разбогатевший сородич должен помогать своим родственникам и как можно больше, он не имеет права быть бережливым как того требуют законы бизнеса, иначе получит славу жадного человека. Если бизнесмен не окружен роскошью, значит дела его идут не очень хорошо. Бывает и так, что человек тратит последнее только ради того, чтобы иметь репутацию человека преуспевающего.

Совершенно очевидно, что с таким набором ценностных ориентиров построить индустриально-инновационную экономику, демократическую политическую систему вряд ли удастся. Они им противоречат. Нельзя создавать инновации не имея знаний, строить конкурентные бизнесы, не желая работать, бороться с коррупцией поощряя само ее существование.

Подобно тому как «все смешалось в доме Облонских» смешались и ценности казахстанцев и в результате получилась совершенно гремучая смесь кочевой цивилизации, советского наследия, дикого капитализма, ислама, казахского ренессанса и технологического будущего.

Последние годы Казахстан благодаря различным факторам сумел обеспечить достаточно высокие темпы развития. Однако, с точки зрения своих ценностей, мы все еще топчемся на месте и никак не сформируем понятные и разделяемые большинством ориентиры, устремленные в будущее.  Деформированные ценности, а то и вовсе их отсутствие, начинают тянуть нас вниз. Ситуация в Казахстане совсем скоро станет похожа на знаменитую басню Крылова. Президент и Правительство будут принимать программы и меры для того, чтобы двигаться вперед, а мы будем тормозить и рваться назад только потому, что морально не созрели для больших дел.

Наступает эпоха глобальных перемен. Проникающие во все сферы жизни технологии выводят международную конкуренцию на совершенно иной уровень. Впервые за многотысячную историю человечества, в жесткую борьбу друг с другом вступают уже не отдельные государства, правительства и корпорации, а обычные люди, которым придется доказывать свое право на «место под солнцем».  Ни президенту, ни премьер-министру, ни членам правительства, а именно нам - гражданам страны предстоит доказывать всему миру, что мы чего-то стоим. Я более чем уверен, что большинство из нас это понимает. Но понять и принять – вещи разные. Мы давно поняли, что в этом мире каждый отвечает за себя сам, но по-прежнему требуем, чтобы за нас отвечал кто-то другой: родители, преподаватели, работодатель, государство, президент. Всеобщий дефицит ответственности – еще одна не веселая характеристика современного казахстанского общества.

Одно радует. Похоже, что проблемами ориентиров общества всерьез занялся Глава государства. В своей статье, посвященной вопросам социальной модернизации, он четко обозначил важность честного труда и образования для будущего страны. Надеюсь, что импульс данный Президентом подтолкнет процесс формирования ценностей нашего общества.

Победы казахстанских олимпийцев вдохновили всех нас. Гордость за свою страну – вот что думаю почувствовал каждый из нас глядя на слезы радости спортсменов и рвущийся ввысь желто-голубой флаг. А значит мы еще не потеряли способность вместе верить и вместе побеждать. Если так, то давайте побеждать не только на олимпиадах, но и в повседневной жизни. Самая великая победа – это победа над самим собой. Победив свои слабости, недостатки, обретя ценности, все вместе – мы обеспечим такой прорыв для своей страны, который никому и не снился. И может быть однажды уже наши дети и внуки скажут «Я живу в великой стране! Я живу в Республике Казахстан!»

       
15