Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:01, 06 августа 2012

Anonymous today

Шекспир великолепен в своем умении воспроизводить сюжеты. Высказываний о стратфордском барде как о великом плагиаторе латинских, средневековых и современных ему авторов едва ли не больше, чем крылатых фраз из его трагедий.

Но не менее Шекспир великолепен в своем умении быть воспроизведенным. Собрав в своем творчестве конечное множество пороков и добродетелей (целое море бед от скупости Шейлока и зависти леди Макбет до благородной любви Ромео и Джульетты и самопожертвования Меркуцио, и даже комплекс Электры в мужском теле Гамлета), перемножив их на конечное множество эпох и народов (античная Греция - античный Рим - средневековая Италия - средневековая Британия - современная ему Британия), Шекспир дал миру бесконечное множество возможностей для трактовок в лицедейском искусстве. Пирамида сюжетов бесконечной высоты, пермутации, достойные величайшего из франкмасонов, к которым Шекспира в шутку приписал Умберто Эко.

В википедии есть список произведений, в которых используются части текстов Шекспира. Нетрудно догадаться, каков этот лист. Поэтому составляя свой, я ограничился фильмами по Шекспиру, только современными и только с интересными анахроничными антуражами.

Итак, начну с Romeo+Juliet, дабы сразу слить всю ваниль. Удивительно, как можно было эмо-драму о массовых самоубийствах подростков превратить в тропический балаган с элементами дешевого боевика в лучших традициях 1990-х, переодетыми в белое женское неграми, карнавальным костюмом космонавта и ангелом в роли Клэр Дейнс. Кстати, лучшая ее роль. Что бы ни говорили про этот фильм, а любить (или притворяться, что любите) его стоит только за саундтреки в исполнении The Cardigans и Radiohead. Все-таки Talk Show Host покруче, чем вытье Йор(и)ка в Сумерках.

Ричард III - совсем другое кино. Тем, кто смотрел его до Властелина Колец, Саруман мог показаться ангелом в сравнении с этим ужасным Гэндальфом. Маккелен, кажется, рожден подлым лживым интриганом и властолюбцем. Рожден для этой bellissima epoque мировых войн, гражданских противостояний, распрей, пиров во времена чум, больших братьев, тоталитарных обществ а ля Norsefire из V for Vendetta (обратная ссылка, простите) - в-общем, во всея старая недобрая Британия и всех её пороков и недостатков, где всё гнило...

Кстати, ни одного интересного Гамлета не встречал. Не считая Гильденштерна и Розенкранца мертвы, в котором одна сцена игры в теннис чего стоит. Один из лучших примеров современного таланта пермутации в исполнении Тома Стоппарда.

Столь пугающе и путающе похожий то ли на современный Ближний восток (это путает), то ли на современную Европу (а это пугает), фильм Рейфа Файнса Кориолан - еще один пример того, как страшный дяденька может быть крутым. Человек-Онегин, которому в этой жизни явно скучно, взял да и снял непопулярный фильм по непопулярному произведению Шекспира. Если забыть, что первоисточник - Шекспир, получается неплохой такой политический триллер. В руках Файнса Кориолан - меч.

Тит (Titus). Непонятно, зачем на русский перевели как "Тит - правитель Рима". Ни разу ведь не правитель. Неужели Тита Андроника с Титом Флавием попутали? Неважно. В фильме, где в главной роли Энтони Хопкинс, не может не быть человечьего мяса, отрубленных конечностей и голов. Я ждал, что Хопкинс в роли Тита взорвется где-нибудь под конец фильма и начнет всех резать. В тот жуткий миг, когда сей ветеран садизма начинает убивать муху ножом, мне уже было не по себе. Еще плюсы: визионерские декорации и грим, молодой панкующий Риз-Мейерс в красных кожаных штанах, сальвадордалийные кадры с тиграми, выпрыгивающими из голов, Джессика Ланж, выглядящая на все свои (1)50 и костюмы лучше чем в любом театре.

Короче говоря, стилизация под современность или любые другие эпохи - давно не находка для интерпретатора. Но Шекспира можно интерпретировать вечно. Пусть авторы подобных постановок таким образом намекают на то, что страсти вечны и актуальны в современном мире, что в современном мире зло и несправедливость милитарстически настроенных держав существуют и приводят к трагическим последствиям, и нельзя им отказать в этом порыве пацифизма или просто человеколюбия, над которыми время не властно. Мне, честно говоря, современность безразлична. Меня интересует Шекспир и его великое искусство, ведь моя жизнь коротка.

P.S. У меня остался один фильм похожего жанра - Буря. Его я пока не посмотрел. Мне, бедняку, все царство - фильмы. И вам того же желаю.

 
0
110
8