В Казахстане к политическим партиям предъявляют чрезмерные требования

MediaNet 2012 M08 6
915
5
0
0

Действующее законодательство Казахстана о политических партиях содержит чрезмерные, необоснованные и не соответствующие международным стандартам требования к созданию, регистрации и деятельности...

Действующее законодательство Казахстана о политических партиях содержит чрезмерные, необоснованные и не соответствующие международным стандартам требования к созданию, регистрации и деятельности политических партий.


В отношении вопроса численности политической партии для ее регистрации, изменения, внесенные в преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ, носили чисто косметический характер: вместо 50 тысяч членов политической партии, в том числе не менее 700 в каждом из регионов страны, теперь требуется 40 тысяч и 600 членов соответственно. Причем как в первом, так и во втором случае никаких объективных критериев для обоснования этих цифр не предлагается.

Некоторые изменения 2009 года еще более усугубили ситуацию. Например, была введена дополнительная регламентация процедуры создания политической партии. Теперь по действующему закону политическая партия создается по инициативе группы граждан численностью не менее 1000 человек, созывающих учредительный съезд и представляющих две трети областей, город республиканского значения и столицу.

Организационный комитет обязан пройти уведомительную регистрацию, которая по предъявляемым к ней требованиям практически мало отличается от самой регистрации политической партии.

Казахстанское законодательство содержит широкие основания для приостановления деятельности и ликвидации политических партий – такие, как «нарушение Конституции и законодательства Республики Казахстан», «систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставу политической партии», «публичный призыв и выступления руководителей политической партии, направленные на осуществление экстремизма».

Это предоставляет возможность для произвольной интерпретации тех или иных действий политических партий, особенно оппозиционных и их руководства, и для злоупотребления государственными органами полномочиями для приостановления деятельности политических партий.

На практике большое количество злоупотреблений происходит на этапе регистрации политической партии и в частности во время проверки подписей. Это связано с тем, что в законодательстве не определены четкие и прозрачные процедуры для проверки подлинности подписей.

Также для регистрирующих органов должны быть определены конечные сроки, в которые они обязаны одобрить, или отклонить заявления о регистрации. Однако в казахстанском законодательстве эти сроки не оговорены, в результате проверка подписей может происходить бесконечно, что и имеет место на практике.

Амангельды Шорманбаев,
независимый юрист

Источник: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 гг.(РАЗДЕЛ: ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

Оцените пост

0

Комментарии

4
Хахаха, да ладно) вы же знаете в каком государстве живете.
0
пожалуйста выделите жирным шрифтом то, что не устраивает "независимых"
0
Считаем, в этом нет необходимости. Каждый абзац заметки отражает ту или иную черту законодательства касательно деятельности политических партий, которая должна быть подвергнута пересмотру: от дополнительной регламентации процедуры создания партии до порядка функционирования регистрирующих органов.
0
конкретику плз
Показать комментарии
Дальше