Yvision.kz
kk
2
02:19, 01 июля 2013

Что нужно знать при открытии бизнеса в Казахстане?

Казахстан является перспективной и активно развивающейся страной с точки зрения развития различных направлений бизнеса. Правительство республики активно поддерживает предпринимателей. Создаются облегченные инструменты регистрации бизнеса, лицензирования, предлагаются варианты льготного налогообложения и прочие благоприятные условия.

Итак, вы решили открыть бизнес и объективно оцениваете свои возможности и перспективы. Субъекты частного предпринимательства сами предоставляют информацию (справку) в государственные органы о своем статусе, которая должна совпадать с данными налоговой отчетности, и они же должны нести ответственность за достоверность предоставленных сведений.

Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?

На статус субъекта предпринимательства влияют:

  • среднегодовая численность работников;
  • среднегодовая стоимость активов;
  • в некоторых случаях - виды деятельности.

Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (пункт 20 Инструкции по заполнению статистической отчетности по труду).

Для определения среднегодовой стоимости активов бухгалтера применяют следующую формулу. Суммируется стоимость активов на первое число каждого месяца текущего года (1 января, 1 февраля и т. д. до 1 декабря), а также на 1 января следующего года (то есть всего за 13 месяцев). Полученная сумма делится на 13. Результат составит среднегодовую стоимость активов за год.

Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Согласно закону «О предпринимательстве» в Республике Казахстан выделяются три формы ведения предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная. Свою принадлежность к определенному статусу должны подтверждать сами субъекты предпринимательства. В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан субъекты частного предпринимательства предоставляют финансовую и налоговую отчетность по месту регистрационного учета в налоговых органах, в котором предусмотрены критерии соотнесения их тому или иному виду субъекта частного предпринимательства (малого, среднего или крупного).

К субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек;
  • юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000-кратного МРП.

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (или отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро.

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек;
  • юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000-кратного МРП.

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

  • юридические лица со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325 000-кратного МРП.

Субъектами крупного предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели.

Регистрация бизнеса

Бизнес начинается с регистрации. Для того, чтобы открыть свое дело, необходимо заполнить электронное заявление на веб-портале электронного правительства, и в течение одного дня в ваш личный кабинет придет ответ в виде электронной справки о государственной регистрации, либо об отказе. Данную государственную услугу можно найти в разделе «Регистрация бизнеса», пройдя по данной ссылке.

Что касается субъектов среднего и крупного предпринимательства государственная регистрация может быть произведена как на портале «электронного правительства»,  а также в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц (через ЦОН).

Режимы налогообложения для малого бизнеса

С момента регистрации любое предприятие становится налогоплательщиком. По умолчанию и ИП, и ТОО будут работать согласно общеустановленному режиму. В данном случае обязательно ведение учета доходов и расходов и сопутствующей документации.

Доход будет облагаться налогом с фиксированной ставкой: 10% для ИП (индивидуальный) и 20% для ТОО (корпоративный). Под этот режим попадают все субъекты, ежеквартальный доход которых превышает 10 млн. тенге, а количество сотрудников более 25 человек; а также предприятия со структурными подразделениями  в различных населенных пунктах страны.

Кроме общего, существуют два типа упрощенного режима налогообложения. Перейти на них можно, подав в течение 5 дней с момента регистрации ИП или юридического лица либо до начала следующего налогового периода заявление в Налоговое управление.

Самый простой режим – патент. В эту категорию попадают исключительно ИП, без наемных работников и с годовым доходом не более 200 МЗП. Главное преимущество патента – одновременная выплата всех налогов в момент оформления патента из расчета 2% от заявленного годового дохода. Плюс пенсионный взнос в размере 10% от МЗП и социальные отчисления в размере 5% от МЗП.

Второй специальный режим налогообложения – на основе упрощенной декларации. Он возможен, если квартальный доход не превышает 10 млн. тенге, а количество наемных работников – не более 25 человек для ИП, или 25 млн. дохода и 50 человек штата для ТОО. По упрощенной декларации оплачивается налог в размере 3% от суммы квартального дохода. Плюс традиционные пенсионные взносы и социальные отчисления, причем, в данном случае и за ИП, и за наемных работников.

Как уже говорилось выше, в Казахстане уделяется большое внимание поддержке предпринимательства со стороны правительства. Существует масса инструментов, облегчающих жизнь начинающих предпринимателей, а также тех, кто уже занял свою нишу и достиг определенных успехов.

Онлайн-сервисы для бизнеса

Портал «электронного правительства» www.egov.kz может стать для вас отличным советником и помощником в ведении бизнеса. Здесь вы найдете для себя все, начиная со старта, то есть регистрации бизнеса, заканчивая такими госуслугами, как получение справки и зарегистрированном юридическом лице, филиале и представительстве, справку об участии в юридическом лице. Здесь есть актуальная информация о различных секторах экономики, лицензировании, экспорте и импорте. Так же вы можете обращаться к постоянно обновляемой базе нормативно правовых актов.

Портал электронного лицензирования www.elicense.kz поможет получить онлайн лицензии и разрешения по различным видам деятельности. Начиная с 2012 года выдача лицензий 100% производится онлайн. Портал электронного лицензирования также позволяет перевыпустить, получить дубликат лицензии. Помимо этого, портал предоставляет полную базу всех когда-либо полученных в Казахстане лицензий. Исключается возможность какого-либо взаимодействия с лицензиаром госорганом, соответственно,  процесс получения лицензии максимально прозрачен.

Портал государственных закупок www.goszakup.gov.kz- это единая точка доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок, позволяющая осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика онлайн.

Веб-портал государственных закупок обеспечивает:

  • регистрацию участников процесса государственных закупок;
  • планирование государственных закупок;
  • сбор информации о проведенных государственных закупках;
  • проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком;
  • предоставление информации о планируемых, проводимых и осуществленных государственных закупках посредством веб - портала государственных закупок;
  • формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам;
  • публикацию разъяснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок;
  • представление и публикация сведений, включаемых в реестры государственных закупок.

Единая нотариальная информационная система www.enis.kz. На портале www.enis.kz вы можете найти информацию обо всех нотариусах в регионе, их адреса, контакты и сведения о лицензиях. Система гарантирует безопасность при совершении сделок, исключая мошенничество и противоправные действия. Можно удостовериться в подлинности документов. Благодаря системе Е-нотариат, придя к нотариусу для совершения любой сделки,  вы можете быть уверены - никаких противоправных и мошеннических сделок совершено не будет. Например, оформляя сделку купли-продажи недвижимости, нотариус может проверить подлинность документов продавца и его прав на недвижимость, а также убедиться, что на ней нет обременений или ареста.

Государственные программы по поддержке предпринимательства:

  • «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа нацелена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
  • Программа занятости 2020. Цель программы - повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
  • Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий). Предназначена для восстановление платежеспособности конкурентоспособных предприятий, а также их дальнейшего устойчивого развития.
  • Программа по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2010-2014 годы – это, прежде всего, развитие конкурентоспособного агропромышленного комплекса стран, обеспечивающего продовольственную безопасность и увеличение экспорта продукции.

Государственные компании, оказывающие поддержку начинающим предпринимателям

Кроме задач по формированию и реализации государственной политики в области предпринимательства государством выполняются функции по обеспечению финансовой, информационно-аналитической и материально-технической поддержки предпринимательства. Все эти формы поддержки реализуются государством как через исполнительные органы с помощью различных программ принимаемых на местном и территориальном уровнях, так и с помощью специально созданных для этого с участием государственного капитала организаций.

  1. АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». Основная цель Центра заключается в формировании и систематизации конкурентного рынка технологий в Республике Казахстан, как составной части инновационного развития государства
  2. АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznex» оказывает информационно-аналитическую поддержку Правительству в области формирования государственной политики, в том числе и по развитию предпринимательства;
  3. АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» - содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг;
  4. АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов;
  5. АО «Инвестиционный фонд Казахстана» - финансовая поддержка путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий;
  6. АО «Банк Развития Казахстана» - финансовая поддержка;
  7. Технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны - материально-техническая поддержка предпринимательства на этапе его становления и развития.
2
3065
1