Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:48, 12 июля 2012

Бренд Казахстана 3: Больше PR, чем Бренд или спасибо «Борату»?!

Просто поразительно, что такая огромная и богатая страна многие годы как будто не существовала, мистически исчезла с карты мира. Мы практически ничего о ней не знали! Всего за 20 лет ей удалось выйти из забвения, стать самым успешным, на мой взгляд, постсоветским государством, это, конечно же, чудо.
Кристофер Роббинс, писатель

16 декабря 2011 года Казахстан отметил 20 лет своей независимости и, следовательно, подводит некоторые итоги своего продвижения на мировой арене. История знает немало прецедентов продвижения территории на мировую арену. Особенно данная задача актуальна для стран постсоветского региона.
Однако, некоторые «брендовые» страны мира также не стоят на месте и стараются актуализировать свою территорию в глазах мирового сообщества. Так, например, некоторые европейские страны провели ребрендинг визуальных образов (логотипы) своих стран (Хорватия, Словения, Италия и Франция):
Многие страны для продвижения образа своей страны запускают видеоролики и применяют другие способы по продвижению имиджа своих стран.
А что делает Казахстан в формировании своего БРЕНДА?

2006 год. «Борат».

В 2006 г. на экранах появился художественный фильм «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» (англ. Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan, где Казахстан представлен как «отсталая» (в экономическом, социальном, культурном и политическом планах) страна. Этот фильм на «Западе» стал весьма популярным на тот период.
Возможно, данный факт мог на первый взгляд явиться сокрушительным ударом по имиджу КАЗАХСТАНА. Многие вышли с критикой о том, что данный фильм абсолютно не отражает истинное положение дел в Казахстане, а именно процветание и прогресс. Были предложены куча идей, от ответных PR-акций, до снятия фильма «Борат 2», где сюжет рассказывал бы об обратном, как Борат возвращается в Казахстан и видит процветающую страну в Центре Азии. В качестве альтернативного шага был выпуск фильма «Кошпенды» («Кочевник»), с бюджетом более 30 млн. долларов США.

Но антиреклама – тоже реклама. И здесь необходимо адекватно в соответствии с законами PR-технологий отреагировать Казахстану на данный факт и «словить» момент. Так и было сделано.
Казахстан с еще большей энергией начал свое продвижение на мировой арене, показывая весь свой потенциал и мощь.

И показал!!!

Азиада, ОБСЕ и другие мировые и достаточно громкие событийные мероприятия прогремели в Казахстане. Последние 5 лет Казахстан был главным событийщиком на постсоветском пространстве. И все это, в какой-то мере, «благодаря» Борату!
Именно он выступил катализатором «бренд-сознания» Казахстанцев, чего нет у его Центрально-Азиатских соседей.

Именно с его рождения началась новая эра Казахстана, как ПРОДВИНУТОЙ державы.
Именно Борат показал «слабые места» Казахстана, с чем Казахстанцы успешно борются. Именно Борат «сделал» Казахстан «Казахстаном»!

Спасибо Борату?!

АСТАНА – Бренд Казахстана!?
В строительство и обустройство столицы уже вложены не один десяток млрд. долларов. Размах строительства в Астане совершенно беспрецедентен: одновременно здесь возводится несколько сотен объектов. А значит, создаются новые рабочие места и открываются сопутствующие производства. Формируются экономические зоны и технопарки. Выгоды инвесторов очевидны – государственная поддержка прямых инвестиций в строительство объектов на левобережье Астаны, наличие значительных налоговых льгот и преференций, возможность применения высоких технологий в сфере градостроительства.
Автором генплана застройки Астаны стал известный японский архитектор Кисе Курокава (Kisho Kurokawa) автор проектов музея Ван Гога в Амстердаме, международного аэропорта в Куала-Лумпуре и национального этнологического музея в Осаке. В России Кисе Курокава известен своими проектами стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге под названием «Космический корабль». Создаваемые архитектурные ансамбли по генеральному проекту Курокава сочетают в себе современный дизайн и азиатский колорит. Это придало городу неповторимый облик, а по красоте и высоте зданий город соперничает с Токио, Нью-Йорком и Дубаем.

Астана стала полигоном идей и для другого знаменитого архитектора – британца Нормана Фостера, признанного лидера архитектуры в стиле хай-тек. В Астане Норман Фостер построил самый уникальный дом религий в мире – «Дворец Мира». Команда архитектора также возвела новый развлекательный центр для столицы Казахстана – «Хан Шатыр». Астана стала гордостью нового Казахстана, символом утверждения национальной идеи и объединения страны. Будущее Казахстана неразрывно связанно с будущим Астаны, которая еще недавно воспринималась как «новая столица», а теперь является неотъемлемой частью нового образа Казахстана, страны, устремленной в XXI век.

«Особо хочется отметить монумент «АСТАНА-БАЙТЕРЕК» — символ новой столицы, и всего государства. Это 97-метровая стела, напоминающая ствол дерева, в кроне которого как будто висит огромный золотой шар площадью в 1,5 тыс. кв. м. Вся композиция подсвечивается снизу лучами света с сотнями оттенков. Внутри лифты. Сквозь металлические ветви мы видим столицу и окружающую ее степь. Вокруг уже создается большой парк».

Сегодня Астану позиционируют как Бренда Казахстана или одним из Брендов Казахстана.
Согласен, что город является одним из красивейших городов СНГ, но насколько сама Астана, как столица, несет в себе ценности всей страны и, повторюсь, самих носителей ценностей бренда, казахов?

Насколько в облике, архитектурном облике, Астаны увидеть Казахстан? По мне больше этот облик можно увидеть в городах Тараз и Отрар (как древние города), Алматы (город становления Казахстана), Караганды (город интеллигенций). Сама же Астана больше олицетворяет экономический успех (материальный), но никак культурный (нематериальный)!!!

В связи с чем, я больше в качестве образа-города Казахстана воспринимаю Алматы!

АСТАНА, 24 октября – ИА Новости-Казахстан.
Сотрудничество Правительства Казахстана с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром, который будет консультировать Астану по экономическим и политическим вопросам, поможет повысить инвестиционную привлекательность республики, сообщил официальный представитель МИД Казахстана Алтай Абиббулаев.
Новость была представлена не случайно. Неслучайно продвижение «Национального Бренда» является экономическим направлением. Началом данной кампании было послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана в 2006г.: «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». Данное послание носило программный характер для всей PR-стратегии Казахстана в экономическом направлении. Так были выделены ключевые приоритеты позиционирования Казахстана на мировом рынке:
1. Первый приоритет: Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии страны.
2. Второй приоритет: Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.
3. Третий приоритет: Современная социальная политика.
4. Четвертый приоритет: Развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации, переквалификация кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана.
5. Пятый приоритет: Дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы.
6. Шестой приоритет: Реализация Стратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам.
7. Седьмой приоритет: Дальнейшая реализация сбалансированного и ответственного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана и динамику регионального и мирового развития.

Результатом реализации Программы о вхождении в 50-конкурентоспособных стран мира должно стать изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Еще одним грандиозным событием в экономике страны стало создание крупнейшего управленческого холдинга «Самрук-Казына», который обладает почти во всех крупных национальных компаниях страны контрольным пакетом акций. PR-компания холдинга «Самрук-Казына» - это приоритетное направления выхода Казахстана на мировой рынок. Создание такого холдинга имеет аналоги, в частности в Сингапуре (холдинг Тамасек). И как показывает опыт, такой пиар ход со стороны Сингапура имеет успех.

Все это впечатляет!
Огромный размах, потенциал и амбиции молодой страны. Закрепивший за собой статуса, уже, неформального Лидера в Центрально-Азиатском регионе.

Но, насколько все эти действия вырисовывают определенный единый образ Казахстана перед инвесторами, туристами, соседями, мировым сообществом и насколько вышеперечисленные Приоритеты позиционирования правильно позиционируют Казахстан или соответствуют позиционированию Республики Казахстан в/на мировой арене и передают один четкий НУЖНЫЙ образ Казахстана?

И насколько «Самрук-Казына» передает ценности Казахстана? А именно КУЛЬТУРНЫЕ ценности, а нематериальные! Именно культурный аспект является ГЛАВНЫМ и порой ЕДИНСТВЕННЫМ составляющим бренда страны, как единого и «ЖИВОГО» образа.

И самое главное – в качестве кого, с каким образом (брендом), Казахстан входит в 50-ку наиболее конкурентоспособных стран мира?

Who is Kazakhstan???

----------------------------------------------------------------
В действиях Казахстана больше видится PR, но никак строительство Бренда!

Хотя данная страна, в отличии от своих соседей, обладает всем необходимым потенциалом, чтобы ПЕРВЫМ построить этот бренд!!!

И в завершение повторюсь – в качестве позиционирования Республики Казахстан я вижу, пока, только одну позицию – ЕВРАЗИЙСТВО (Центр Евразии), некогда озвученная самим Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым.

Страна - являющаяся членом ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЦАС, Организация Исламская конференция, ЕвразЭС, ШОС, СВМДА, организация — совет Тюркоязычных стран, Тюркский военный совет, Индивидуальный план партнёрства с НАТО, 27 апреля 2011 года Казахстан стал председателем Парламентской Ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА) и т.д. и т.п.
Страна – рассматривающая в качестве основных геополитических партнёров — Тюркские страны, Китай, Россия, Европейский союз, США и страны Ближнего Востока.
Страна, переплетавшая в себе различные культуры, религии, народы, истории.
Страна, расположенная на пересечении двух континентов, двух географических поясов, двух держав.

Страна, расположенная в Центре Евразии!!!

P.S. В начале 2011 г. прошла презентация моей работы и предложение по разработке Бренда Казахстана в Фонде Первого Президента Республики Казахстан в г. Алматы. Но, как мне дали понять, Казахстан особо НЕ нуждается в брендировании государства и разработке бренда страны (!)
Данное (ошибочное) мнение объяснили ростом экономики. Если экономика растет ударными темпами, то необходимость в Бренде страны, как бы, отпадает (?!).

Что же, комментарии излишни, только приведу один факт:

Компания «Brand USA» запустила рекламную кампанию и специализированный сайт, посвященные привлечению туристов и инвестиций не в какое-то отдельное место, а в СТРАНУ ЦЕЛОМ, т.е. Соединенных Штатов Америки!!!
Рекламная кампания США, как привлекательного направления, начнется в марте 2012 года. В рамках этой кампании у Соединенных Штатов в числе прочего появился свой туристический логотип - надпись (логотип) «USA», сделанная из многочисленных цветных точек, символизирующих места, которые стоит посетить. В компании «Brand USA» заявили, что таким образом предполагают сделать страну посещаемой и в XXI веке, поддержать у туристов и инвесторов интерес к ней на былом уровне.

Думается – «А зачем им это? С их-то экономикой №1 на планете Земля, если не всей галактики. Но, нет же, им еще нужен собственный бренд страны!!!».

С уважением,
Максат Чакиев
E-mail: maxbrands@mail.ru

0
898
1