Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
02:16, 11 июля 2012

115 жалоб на пытки зарегистрировано Коалицией НПО против пыток за 5 месяцев текущего года

С 1998 года Казахстан является участником Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, но ситуация с вопросами противодействия и искоренения пыток остается крайне сложной.

Blog post imageВ ноябре 2008 г. Комитет ООН против пыток по результатам предоставления Казахстаном Второго периодического доклада о соблюдении Конвенции против пыток, отметил: «пытки в Казахстане носят устоявшийся характер», и дал 27 рекомендаций Правительству Казахстана.

В мае 2009 г. после визита в Казахстан Специальный докладчик ООН по вопросу пыток, Манфред Новак, заключил, что в Казахстане «применение пыток и жестокое обращение однозначно выходят за рамки отдельных случаев».

Международная Амнистия в докладе по Казахстану в марте 2010 года отметила, что пытки «применяются «повсеместно». В ежегодном докладе этой организации «Права человека в современном мире» за 2011 год отмечено, что из Казахстана как и прежде поступало большое количество сообщений о пытках, и «…подобные нарушения прав человека по-прежнему оставались безнаказанными…».

Если за 2011 год Коалиция НПО Казахстана против пыток зафиксировала 411 обращений от граждан, подвергшихся жестокому обращению, то за 5 месяцев 2012 года уже зарегистрировано 115 таких сообщений (для сравнения: в 2010 году – 263 жалобы, в 2009 году - 286 жалоб, в 2008 году – 212, в 2007 году – 178, в 2006 году – 137).

Большая часть заявлений – это жалобы на пытки со стороны сотрудников полиции, а Blog post imageцелью пыток в таких случаях представляется получение признательных показаний и «явок с повинной». Вторая часть жалоб продолжает поступать из исправительных учреждений, где целью пыток, жесткого обращения является принуждение к совершению каких-либо действий (принуждение к неоплачиваемому труду, сотрудничеству с администрацией ИУ с целью доноса на других заключенных и т.д.), а так же с целью унизить, запугать; нередко заключенные сообщают о преследовании за подачу жалоб.

Согласно информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратурой РК за 2009 год по статье «Пытки» было возбуждено три уголовных дела, из них по двум вынесен обвинительный приговор. В 2010 году по статье «Пытки» возбуждено уже 13 уголовных дел.

В 2002 г. Казахстан криминализировал пытки, включив соответствующую статью в Уголовный кодекс (УК РК). Далее Казахстан выполнил одну из рекомендаций гражданского общества, которое настаивало на переносе данной статьи из раздела «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» в раздел «Преступления против конституционных и иных прав человека и гражданина».

В рамках реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток в определение пытки было внесен квалифицирующий признак за пассивное применение пыток: «либо с их подстрекательства или с молчаливого согласия другим лицом либо с их ведома». Однако изменения не коснулись увеличения срока наказания, предусмотренного за данное преступление.

Практика и официальная статистика показывают, что следственные органы и суды чаще используют статью 308 УК РК, предусматривающую ответственность за превышение должностных полномочий, несмотря на то, что Верховный Суд постановил: «пытки необходимо отличать от иных действий, связанных с превышением власти или должностных полномочий, ответственность за которые предусмотрена статьей 308 УК».

Информация взята из экспертных обзоров (отсюда и отсюда), подготовленных для проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека на 2009-2012 гг. в части права на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В 2010 году три ведущие правозащитные организации - Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Центр исследования правовой политики LPRC и Международный центр журналистики MediaNet инициировали проект под названием «Мониторинг исполнения РК Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.».

Главная цель проекта заключается  в проведении объективной независимой оценки степени выполнения Национального плана в части политических прав и гражданских свобод, а также влияния его реализации на общую ситуацию с правами человека в Республике Казахстан. Проект был поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане и начал свою активную работу с первого марта 2011 года.

2
547
2