0

Сергей Миронов, Билайн (Казахстан) не рвется инвестировать в LTE

6 июля в издании "Бизнес и власть" (Казахстан) вышло интервью с генеральным директором Beeeline в РК Сергеем Мироновым. Рекомендую читать в первоисточнике, а здесь попробую отдельные тезисы...

6 июля в издании "Бизнес и власть" (Казахстан) вышло интервью с генеральным директором Beeeline в РК Сергеем Мироновым. Рекомендую читать в первоисточнике, а здесь попробую отдельные тезисы воспроизвести и высказать свое мнение.


СМ: "..Уровень доходов от дополнительных услуг в общей структуре доходов оператора. Эта цифра самая высокая в Алматы, но в таких городах, как Караганда, Усть-Каменогорск, Атырау и Актау, процент, который абонент тратит на услуги передачи данных, ниже всего на 20-30%". ...

СМ: "Технологию 4G еще называют LTE — Long Term Evolution. То есть уже в самом термине речь идет о долгосрочном развитии. Технологически мир готов к тому, чтобы передавать информацию на еще более высоких скоростях, но насколько в этих технологиях нуждается абонент?"

СМ: "По моим наблюдениям, качество услуг передачи данных как у нас, так и у наших партнеров по рынку является самым высоким среди всех операторов, чьи услуги мне доводилось тестировать. В Москве получить скорость 3G-соединения на уровне 100-200 кб/с уже хорошо. На Украине возможность предоставлять услуги связи третьего поколения была предоставлена только одному оператору, который не очень активно развивал этот стандарт. Все мои попытки воспользоваться 3G-сервисом в европейских странах приводят к тому, что я в лучшем случае получаю скорость передачи также на уровне 100-200 кб/с. В Казахстане обычными являются скорости передачи данных на уровне 1,5-2 Мб/с (1Мбайт = 1024 килобайта). Поэтому можно сказать, что качество услуг передачи данных, предоставляемых в Казахстане, по моим наблюдениям, является одним из высочайших среди всех стран, в которых мне когда-либо посчастливилось побывать. В связи с этим не думаю, что необходим мгновенный переход к технологии 4G. Существующие технологии позволяют смотреть в режиме онлайн видео, загружать тяжелые сайты за считаные секунды и пр."
АБ: Жаль, что Сергею Миронову не посчастливилось побывать в некоторых районах Москвы, где скорость 3G превышает 7 Мбит/с даже в условиях indoor, как в моей квартире. Ну а средняя скорость вряд ли ниже 1 Мбит/с даже в сети "Билайн" (не лучшей в Москве сети 3G). Не бывал он, видимо, и в Швеции, где абонентам в сети LTE доступны скорости до 60 Мбит/с, а реальные средние скорости превышают 15-20 Мбит/с. Вот и кажется ему, что 1.5-2 Мбит/с  - это что-то на тему "высочайших" результатов. Расскажите ему, пожалуйста, кто-нибудь, что это не так, а то неудобно за человека - все же директор операторской компании.

СМ: "По моему мнению, в ближайшие два-три года сложно ожидать взрывного развития LTE. Причина этого проста — нет потребности и того, что стало бы драйвером, что заставило бы операторов развиваться в этом направлении. Абонентские устройства, поддерживающие новые технологии, являются дорогими в силу того, что рынок еще не массовый. Если сейчас самые доступные смартфоны, поддерживающие технологию 3G, можно купить за $60-70, то в случае если мы будем иметь дело с 4G, первые аппараты, поддерживающие эту технологию, будут стоить несколько сотен долларов. И, как вы понимаете, говорить об их массовом распространении пока сложно. Поэтому LTE поначалу обещает стать премиум-услугой, которая будет едва ли доступна для широких масс".

АБ: Надеюсь, что это мнение г-н Миронов высказывает применительно к Казахстану? Ведь в мире LTE развивается именно взрывными темпами, быстрее, чем развивался GSM или 3G. Число абонентов уже идет к 30 млн, в некоторых странах уровень проникновение LTE измеряется десятками процентов. И это уже сегодня. И далеко не везде LTE позиционируется, как "премиум-услуга", недоступная для широких масс. Напротив, в той же Германии, на нее уже подключают абонентов в сельской местности, куда невыгодно тянуть фиксированный ШПД.

СМ: "Говорить о том, что сейчас технологии четвертого поколения получили серьезное развитие во всем мире, пока рано. На всемирном конгрессе, который ежегодно проходит в Барселоне, только в этом году мы могли наблюдать в большом количестве абонентские устройства, поддерживающие стандарт LTE. Учитывая технологический цикл производителя, мы можем сказать, что между анонсом и массовым выпуском обычно проходит период от полугода до года. Поэтому можно ожидать выхода устройств, которые работают в сети четвертого поколения, и начала их распространения не раньше, чем к концу этого года."


АБ: А ничего, что число абонентских устройств с поддержкой LTE, которые уже предлагаются такими операторами, как Verizon (США), превышает десяток? Этого мало для распространения стандарта? А ничего, что число сетей LTE в коммерческой эксплуатации уже немногим меньше сотни? Да, Vimpelcom (Beeline) в число операторов, которые развивают LTE пока не входит. Но это говорит только о том, что технологии четвертого поколения еще не получили развития в Vimpelcom, а в мире они очень даже успешно развиваются.


СМ: "Кроме того, операторы сотовой связи пока неактивно развивают эти сети. В качестве единственного примера компании, которая действительно вкладывает большие средства и усилия в их развитие, я могу назвать только мобильного оператора в США — Verizon".

АБ: Понятно, почему Сергей Миронов так считает. Он уже признался, что кроме Москвы и Украины, почитай, нигде и не был, где развивается LTE. Но я готов помочь ему с ликвидацией пробелов в информированности - инвестиции операторов в LTE измеряются миллиардами долларов, и, кроме  Verizon, ему следовало бы упомянуть хотя бы NTT DoCoMo (Япония) и любого из операторов Южной Кореи. Да и AT&T (США), сети LTE в Канаде не стоит сбрасывать со счетов.


СМ: "В мобильной связи, чтобы начать внедрять новые технологии, прежде всего необходимо получить частотный ресурс, те частоты, на которых можно будет реализовывать эти новые мобильные технологии. Частотный ресурс для сетей четвертого поколения в настоящий момент в Казахстане занят телевидением и другими службами. Поэтому в настоящий момент регулятор проводит большую работу, связанную с расчисткой этого диапазона. Чтобы это сделать, требуются время на согласования и значительные финансовые затраты. Ожидать, что в ближайшее время этот диапазон станет доступным, пока не приходится. Но надо отдать должное Министерству транспорта и связи, оно реализует огромную работу в этом направлении, за что мы выражаем искреннюю благодарность".

АБ: Извините за сленг, но кажется, это называется "лизнуть". На самом деле пока что регулятор Казахстана  нашел частоты под LTE в хорошем диапазоне 1800 МГц только для своего любимого детища - "Казахтелекома". А для "Билайн" не нашел. Но г-н Миронов все же благодарен. Благодарен, несмотря на то, что компания "КаР-Тел" еще несколько лет назад развернула в Алматы и Астане тестовые сети LTE 700, но регулятор в итоге взял, да и не дал разрешения на перевод этих сетей в коммерческие. Хотя считалось, что "дело на мази".
Мне вот, напротив, кажется, что регулятор явно недорабатывает в решении вопроса с частотами под LTE. Но здесь, похоже, нежелание регулятора выдавать частоты совпало с нежеланием Beeline инвестировать в 4G в Казахстане на текущий момент времени. Во всяком случае, именно такое впечатление у меня сложилось из чтения высказываний г-на Миронова.

Как же "КаР-Тел" собиратся выживать на рынке Казахстана, если 4G ей пока не нужна, а 3G развивается без особого героизма? Сергей Миронов откровенно об этом рассказывает:

СМ: "В условиях, когда компании используют одни и те же технологии и оборудование, обладают примерно одинаковыми финансовыми ресурсами, побеждает та компания, которая сумеет эмоционально привлечь потребителя. (...) Что любому человеку, независимо, абонент он мобильной сети или нет, требуется в этой жизни? Внимание. Поэтому чем больше внимания оператор сможет уделить своему абоненту, тем выше его шансы стать лидером".

АБ: Эту "арию" я узнаю, поскольку слышу ее не первый год от разных представителей компании Beeline. Это "классический" подход Vimpelcom, вероятно, на всех рынках. Развивать не столько продукт, сколько заниматься формированием имиджа, эмоционально "цеплять" клиентов, превращая их в фанатов бренда, которые зачастую готовы оставаться с компанией, даже после того, как узнают, что качество услуги или ее цена хуже, чем на рынке. Когда оператор предпочитает потратить еще один свободный доллар на рекламу и маркетинг, нежели на развитие сети. (Разумеется, я не абсолютизирую - если бы продукт в итоге был вообще негодным, от него отвернулись бы даже фанаты. Поэтому здесь речь все же о балансе, но с существенным акцентом на маркетинг на тему "эта халва - сладкая".

2493
2
0
0
0

Comments

Login to comment