Золотая лихорадка — это неорганизованная массовая стихийная добыча золота на новых месторождениях. Во времена таких лихорадок тысячи людей бросали всё что у них было ради призрачной надежды урвать свой кусок золотого пирога и становились старателями. Наиболее удачливые из них достигали своей мечты, но большинство теряли всё что у них было, включая собственные жизни.
Вам ничего это не напоминает? Времена меняются, люди остаются.
Мы живём во времена современной «миллиардной» лихорадки. Любой стартапер уверен, что его идея принесёт ему миллионы, и очень надеется, что миллиарды. Потому что миллион долларов - это не круто, миллиард долларов - вот что круто.
Жертвы современной золотой лихорадки сильно отличаются от жертв лихорадок прошлого. В современном «Крайнестане» для получения заветного миллиарда нужна всего лишь идея. Спросите любого стартапера про его идею и наблюдайте за реакцией — это всё равно, что потребовать от миллиардера свободный доступ к его банковскому счёту.
Современный мир кардинально облегчил жизнь «старателям» нового времени. Больше не нужно ни от чего отказываться, что-то бросать, рисковать всем вплоть до собственной жизни. Нет никакой необходимости выбирать между зелёной и красной таблеткой — чтобы быть уверенным в гениальности собственной идеи не нужно вообще ничего.
Всем, у кого есть гениальная идея, я хочу открыть секрет: идея не стоит ничего. Более того, ваша идея — это не источник денег, а дыра, в которую деньги нужно сначала вложить, чтобы её (идею) реализовать.
Присмотритесь внимательно к своей идее: возможно, она не такая уж и гениальная. Вы ведь не думаете, что вы первый из семи миллиардов, кому она пришла в голову? Аркадий Морейнис, руководитель венчурного фонда «Главстарт», после проведения нескольких стартап-мероприятий в разных уголках нашей планеты говорит прямо: «Везде все то же самое, ну кроме Америки, наверное. У большинства людей одинаковые мысли.»
Стартаперу нравится жить в мире success stories. Неудивительно: это очень комфортный мир матрицы с эльфами и единорогами. Реальный мир состоит из fail stories, и именно их нужно изучать, чтобы добиться успеха.
Стартаперы стали настоящей современной субкультурой, целиком и полностью обязанной своим появлением когнитивным искажениям человеческого мозга.
Иными словами, пока «стартаперы» ждут от своей идеи миллионы долларов, настоящие Стартаперы с большой буквы продают почку и реализуют свою идею (на самом деле нет).
Чтобы как-то обессмыслить написание этого поста приведу вам краткие тезисы.
Не храните идею в своей голове. Реализуйте её как можно быстрее. Проверяйте, не реализована ли она в другой стране. Читайте истории неудач. Не продавайте почки — и у вас всё получится!
Буду рад обсудить эту тему со всеми желающими лично на павлодарском стартап-уикенде, который пройдёт 13-15 июля 2012.
Мой твитер: @rbaranov