• 71620
  • 167
  • 23
Нравится блог?
Подписывайтесь!

20 лет независимой системы образования.

После развала советского союза, и обретением Казахстаном независимости, наша страна встала на путь разработки собственной образовательной системы, отличной от той единой для всех стран союза, централизованной в Москве. Со времен решения этой, титанической по своим объемам задачи, за два постсоветских десятилетия, Казахстанская система образования пережила множество изменений. Результаты исследований Научно-образовательного фонда «Аспандау», вывели несколько количественных и качественных параметров отражающих эти изменения. Хотелось бы ниже, привести некоторые из этих принципиально важных выводов:

  • Освобождение от догм коммунизма вылилось в полную деидеологизацию государственного управления, что вызвало ценностную дезориентацию в сфере образования и фактически привело к подмене системо образующих ценностей общечеловеческого и социального уровней ситуативно обусловленными ценностями прагматического и утилитарного уровней.
  • В обществе не было понимания принципиальной сущности, роли и места образования как фундамента воспроизводства и развития социальной системы. Вследствие этого управление в условиях концептуально-доктринального вакуума закономерно привело к возникновению резких диспропорций и острых противоречий как внутри сферы образования, так и в системе взаимоотношений системы образования с обществом. Образовательная политика в структурно возрастном и структурно-отраслевом аспектах, внутренне противоречива и не сбалансирована. Всё это, в конечном счёте, приводит к непроизводительным затратам ресурсов и общей неэффективности.
  • Отсутствие доктрины, прописывающей основные компоненты управления в сфере образования, породило чрезмерное администрирование и неизбежно сопутствующие ему формализм и коррупцию. Бюрократизация управления в сфере образования привела к выхолащиванию научного смысла государственных программ и стандартов образования. В сочетании с узкой трактовкой предмета образования используемая сегодня модель управления не обеспечивает гарантированного, в технологическом смысле, достижения избираемых целей.
  • В структуре содержания образовательного процесса неуклонно снижался удельный вес философских, общенаучных теоретических и методологических, а также собственно научных знаний. Они, как правило, замещались массой конкретных, разрозненных, несистематизированных и даже ненаучных фактов. Соответственно катастрофически снизился уровень образовательного качества вводившихся в педагогический оборот учебников, учебных пособий и методических руководств.
  • Преподаватель (учитель, воспитатель) как личность и организатор образовательного процесса под влиянием описанных выше факторов окончательно утратил свою академическую и экономическую самостоятельность. Он был фактически лишён какой-либо свободы принятия решений и возможностей творческого самовыражения.
  • Кардинально ухудшилась квалификационно-возрастная структура   педагогических кадров по причине морального и материального обесценения труда в сфере образования.

Эти выводы убедительно свидетельствуют, что казахстанское массовое образование, как и глобальное массовое, переживает глубокий кризис. Не менее актуальными являются организационные проблемы, среди которых важнейшее место, без сомнения, занимают проблемы управления. В первую очередь речь идёт о концентрации операционных полномочий государственных учреждений образования в государственных органах управления, призванных контролировать, а не подменять академическое руководство. В частности, всем известна проблема централизации финансового управления и сметного финансирования деятельности государственных образовательных учреждений и невозможность для образовательных учреждений оперативного управления бюджетом в рамках бюджетных параметров.

 

Материалы  «Политики развития образования

«Информационное общество -2030»

Aspandau Aspandau
Название нашего фонда отражает глубокий духовный смысл казахского глагола «аспандау» - «взвиться ввысь». Миссия Фонда: Объединение здоровых сил общества с целью выявления, накопления и развития личностного потенциала на территории Казахстана на основе создания целостной саморазвивающейся системы, важнейшими элементами которой являются наука и образование. Официальный сайт - http://aspandau.kz/
3 июля 2012, 15:50
351

Загрузка...
Loading...

Комментарии

систему образования необходимо реформировать

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Сокурсник Илона Маска инвестировал в образовательные проекты, и теперь хочет создать в Казахстане рабочие места на глобальном рынке аутсорса.
Zhumanova
18 мая 2017 / 13:38
  • 52374
  • 23
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 8563
  • 27
Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
вчера / 12:12
  • 6276
  • 79
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 4364
  • 32
Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Попасть в притоны на алматинском проспекте Сейфуллина, которых, как бы ни старались полицейские, меньше не становится, теперь можно, только зная явки и пароли.
Mirogloff
19 мая 2017 / 13:25
  • 4114
  • 38
В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

В Алматы доставили чудотворную икону «Умягчение злых сердец»

Икона "Умягчение злых сердец" несет особые - сакральные, духовные смыслы. Ее намоленность ощущается даже за те секунды, пока прикасаешься губами к образу.
ValentinaVladimirska
20 мая 2017 / 0:09
  • 3073
  • 0
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

Выйду замуж по расчету. Брак обесценился, пора вновь возвращать ему ценность

После череды неудачных романов, статусов "все сложно", ножей в спину, идея "выйти замуж по расчету" посещает все чаще. И мне не стыдно про это говорить.
energo_ulzhan
22 мая 2017 / 17:39
  • 2450
  • 53
Японии грозит катастрофическое будущее из-за нехватки секса

Японии грозит катастрофическое будущее из-за нехватки секса

Социологи из страны восходящего солнца, представляющие Национальный институт исследований в области населения сделали печальный прогноз относительно будущего своей страны. По мнению специалистов, к...
Seattle
18 мая 2017 / 16:47
  • 2319
  • 17