Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:50, 03 июля 2012

20 лет независимой системы образования.

После развала советского союза, и обретением Казахстаном независимости, наша страна встала на путь разработки собственной образовательной системы, отличной от той единой для всех стран союза, централизованной в Москве. Со времен решения этой, титанической по своим объемам задачи, за два постсоветских десятилетия, Казахстанская система образования пережила множество изменений. Результаты исследований Научно-образовательного фонда «Аспандау», вывели несколько количественных и качественных параметров отражающих эти изменения. Хотелось бы ниже, привести некоторые из этих принципиально важных выводов:

  • Освобождение от догм коммунизма вылилось в полную деидеологизацию государственного управления, что вызвало ценностную дезориентацию в сфере образования и фактически привело к подмене системо образующих ценностей общечеловеческого и социального уровней ситуативно обусловленными ценностями прагматического и утилитарного уровней.
  • В обществе не было понимания принципиальной сущности, роли и места образования как фундамента воспроизводства и развития социальной системы. Вследствие этого управление в условиях концептуально-доктринального вакуума закономерно привело к возникновению резких диспропорций и острых противоречий как внутри сферы образования, так и в системе взаимоотношений системы образования с обществом. Образовательная политика в структурно возрастном и структурно-отраслевом аспектах, внутренне противоречива и не сбалансирована. Всё это, в конечном счёте, приводит к непроизводительным затратам ресурсов и общей неэффективности.
  • Отсутствие доктрины, прописывающей основные компоненты управления в сфере образования, породило чрезмерное администрирование и неизбежно сопутствующие ему формализм и коррупцию. Бюрократизация управления в сфере образования привела к выхолащиванию научного смысла государственных программ и стандартов образования. В сочетании с узкой трактовкой предмета образования используемая сегодня модель управления не обеспечивает гарантированного, в технологическом смысле, достижения избираемых целей.
  • В структуре содержания образовательного процесса неуклонно снижался удельный вес философских, общенаучных теоретических и методологических, а также собственно научных знаний. Они, как правило, замещались массой конкретных, разрозненных, несистематизированных и даже ненаучных фактов. Соответственно катастрофически снизился уровень образовательного качества вводившихся в педагогический оборот учебников, учебных пособий и методических руководств.
  • Преподаватель (учитель, воспитатель) как личность и организатор образовательного процесса под влиянием описанных выше факторов окончательно утратил свою академическую и экономическую самостоятельность. Он был фактически лишён какой-либо свободы принятия решений и возможностей творческого самовыражения.
  • Кардинально ухудшилась квалификационно-возрастная структура   педагогических кадров по причине морального и материального обесценения труда в сфере образования.

Эти выводы убедительно свидетельствуют, что казахстанское массовое образование, как и глобальное массовое, переживает глубокий кризис. Не менее актуальными являются организационные проблемы, среди которых важнейшее место, без сомнения, занимают проблемы управления. В первую очередь речь идёт о концентрации операционных полномочий государственных учреждений образования в государственных органах управления, призванных контролировать, а не подменять академическое руководство. В частности, всем известна проблема централизации финансового управления и сметного финансирования деятельности государственных образовательных учреждений и невозможность для образовательных учреждений оперативного управления бюджетом в рамках бюджетных параметров.

 

Материалы  «Политики развития образования

«Информационное общество -2030»

0
211
1