Фото. Джеймс Тиссо "Бал". |
Великий дизайнер моды Кристиан Диор разделял понятия - вечернее и коктейльное платья. Вечерним он называл элегантное платье для второй половины дня, а коктейльным считал нарядное платье для раннего вечера. Диор предупреждает модниц: "…постарайтесь не ошибиться и не одеться на вечеринку с коктейлем, как на званый ужин, и наоборот. Это будет грубый промах!" Так откуда же пришел к нам обычай наряжаться на выход? Как эволюционировали вечерние наряды?
Купить мультибрендовую одежду и обувь со скидками до 90%, Вы можете в шопинг-клубе Brandscity
Эволюция вечернего платья
В истории вечернего платья всегда прослеживалась тенденция: от роскоши к простоте и обратно.
Во второй половине XIX – начале XX века появилось платье, открывшее новое направление в моде – это платье с тюрнюром. Тюрнюр – это конструкция из волосяной подушечки, подкладывающийся под юбку сзади чуть ниже талии, композиционный центр платья сместился назад и был создан новый силуэт. Его изобрели французские модельеры во главе с Чарльзом Вортом. Первая юбка с тюрнюром появляется В 1870 году.
Юбка эффектно драпировалась на тюрнюре с помощью многочисленных складок, пуфов, плиссированных оборок и бантов, а заканчивается длинным шлейфом и веерообразным треном. Лиф плотно облегает фигуру, затянутую в длинный, ниже талии, корсет. К фасонам таких платьев лучше всего подходили плотные шелка типа репса, крепа, фая или муара.
Фото. Франсиско Гойя. "Королева Мария Луиза в турнюре (панье)." ок.1789 |
Платья второй половины XIX века шилось очень узким спереди, из-за этого дамам приходилось семенить маленькими шажками. Сзади такое платье как бы "обрушивалось" вниз целым каскадом лент, бантов, кружевных рюшей, бахромы.
В вечерних платьях того времени преобладали тонкие цветовые сочетания: жемчужно-серый оттенок черного и белого, цвет сливочного масла – желтовато-кремовый, «винный» - коричнево – красные тона, фиолетовый, лиловый. Разные по фактуре ткани сочетались между собой различными оттенками какого-то одного цвета. Эффект строился на оттенках, создаваемых комбинированием блестящей и матовой поверхности ткани.
Ассиметрично расположенные складки юбки отделывали страусовыми перьями.
В 80-90 - е года XIX века наиболее изысканным считалось черное бархатное платье, украшенное у ворота и на рукавах старинным кружевом, слегка пожелтевшем от времени.
На рубеже XIX и XX века, с наступлением эпохи стиля модерн, женская фигура приобретает готическую вытянутость. Вспомним блоковскую Незнакомку, закутанную в шелка. Закрытое до подбородка серо-зеленое или пепельно-серое платье с многочисленными воланами, бантами и кружевом – было символом загадочной женщины серебряного века.
Фото. Джеймс Тиссо "Бал на корабле" |
С начала 1900–х годов происходит увлечение "морской" темой. В моде строгий, «правильный» силуэт, сдержанное цветовое решение, полупрозрачные ткани – газ, шифон, шелк, тюль. Расширенный в плечах рукав, юбка в форме колокола, многочисленные оборки. Украшения – усиливали, так как платья модны из неярких тканей. Броши, кольца, браслеты, серьги из многоцветной эмали, перламутра, мозаики. Цветы, нити жемчуга, каменные букетики очаровательные атрибуты вечернего наряда.
1901-1905 гг. – в моде силуэт в виде буквы S: из-за конструкции корсета – очень узкого, стягивающего талию, спереди на груди получался напуск – "голубиная грудь".
Бальные платья имели юбку с треном, который красиво раскрывался веером вокруг туфелек. Силуэт в форме S создавал образ женщины-цветка – хрупкого и экзотического – лилия, орхидея.
Кружева, изящная вышивка, отделка бисером и огромные шляпы завершали образ светской дамы.
Фото. Д.Н. Кардовский. "Бал в петербуржском дворянском собрании", 1913. |
С 1903 года платья становятся свободнее, постепенно исчезают корсеты. В 1908 году парижский модельер П. Пуаре представил модель, созданную под влиянием искусства Древнего Рима, Греции и Японии. В салонах дамы в туникообразных платьях с завышенной талией из полупрозрачных светлых тканей.
Платья в восточном вкусе были с узкой юбкой, лифом свободного покроя и расширенными рукавами – «японкой». Пояс охватывал талию и завязывался сзади или на боку пышным бантом.
Большое влияние на вечерние платья светских дам оказали "Русские сезоны" - балеты Дягилева. После премьеры балета "Шахерезада" с ослепительными костюмами Бакста в моду вошли персидские мотивы. Дамы стали носить чалмы и маленькие тюрбаны из шелка и бархата с пышными черными, белыми, голубыми перьями. С вечерним платьем надевали маленький тюрбан из парчи.
Если в начале XX века царствовали зашнурованные корсетные платья - платье в форме песочных часов выгодно подчеркивало тонкую талию и глубокое декольте – то вскоре ему на смену пришли свободные конструкции, платья-рубашки.
Фото. Марчелло Дудович (1878-1962) "Танец" |
В целом эволюция вечернего платья XX века происходила следующим образом. В 20-е годы – светское общество увлекалось театральной модой, поэтому дамы ходили в узких платьях длиной до колена. В 30-е годы наступает период роскоши и гламура: в моде платья с атласным блеском, меха и бриллианты. В те годы были придуманы все основные "фишки" для вечерних платьев, которые кутюрье используют и до сих пор.
Силуэт вечернего платья сильно изменился в 40-е годы, когда нехватка тканей из-за долгой войны спровоцировали моду на узкие и короткие вечерние платья. Именно тогда Коко Шанель придумала знаменитое "маленькое черное платье" рубашечного покроя, которые будет актуально во все времена. 50-е годы подарили модницам женственность: нижние юбки, широкие пояса, пуританский закрытый верх и целомудренный низ.
Начиная с 60-х годов фасоны вечерних платьев становятся смелее. Именно тогда в моду вошли - мини. В моде - платья умопомрачительных расцветок, на них появляются замысловатые геометрические рисунки.
Но вместо платья на ужины, официальные приемы и дружеские вечеринки женщины стали облачаться в брючный костюм.
70-е годы породили спрос на экстравагантность, и платья стали похожи на карнавальные балахоны. А в 80-е годы наступает время почти вульгарной роскоши: крупные клипсы, колье из золота и драгоценных камней, платья из золотых и серебряных тканей, блёстки. В 90-е годы модельеры постепенно вернулись к ретро-стилю: в качестве декора снова начали использоваться оборки, рюши, воланы.
Фото. П. Крук "Маранго". |
Сейчас дизайнеры отмечают полное смешение стилей. Вечернее платье может шокировать, эпатировать публику или, наоборот, поражать своей скромностью и невинностью. Главное, по признанию кутюрье, у каждого вечернего платья должен быть свой шарм. Сдержанностью хорошего вкуса ныне отмечена длина одеяний: никакого вызывающего минимализма.
В силуэте платья преобладают мягкие и округлые линии. На первый план выходит художественная драпировка фигуры: туники, свободно ниспадающие складки, накидки, палантины, пелерины. Женщина теперь - это предмет искусства, поэтому вновь популярны узоры и орнаменты, как традиционные, так и древние.
Актуальны длинные платья с декольте в виде "лодочки" или буквы "V". Вечерние платья дизайнеры рекомендуют делать простыми по крою, полуприлегающими, если они из бархата и тяжелого шелка. В нарядах из тонких и тончайших тканей сохраняется "бельевой" стиль (почти комбинации) на тонких бретельках. При этом тонкую ткань (шифон, вискозу с крупной набивкой в виде лилий, орхидей или роз) как бы прячут под несколькими слоями тончайших тканей, создавая изысканный и приглушенный по цвету орнамент.
Фото. Модель из коллекции Rocco Barocco , сезон "осень-зима 2010/2011".
Фото. Модель из коллекции Valentino, сезон "осень-зима 2010/2011".
Фото. Модель из коллекции Versace, сезон "осень-зима 2010/2011".