Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:58, 24 июня 2012

Особенности гражданского общества

Гражданское общество в Казахстане характеризуется своей пассивностью и нежеланием участвовать в управлении государством. На сегодняшний день демократические ценности, признаваемые в принципе, пока еще не воспринимаются массовым сознанием в качестве реального инструмента решения стоящих перед обществом проблем. Основной причиной такого состояния является то, что в Казахстане, несмотря на закрепленные в Конституции права выборных органов, исполнительные органы обладают большими полномочиями и фактически в иерархии стоят выше, чем представительные органы. Этому способствует суперпрезидентская форма правления, согласно которой глава государства назначает всех руководителей исполнительной и судебной ветвей власти.

Де-юре в Казахстане существует разделение полномочий трех ветвей власти, а де факто после главы государства по степени властных полномочий стоит администрация президента, правительство, областные акимы и потом парламент. Этим объясняется низкая общественно-политическая активность граждан и всего гражданского общества. Даже будучи членом представительного органа от районного маслихата до мажилиса, гражданин Казахстана не имеет достаточных рычагов влияния на исполнительные органы. Отсюда исходит пассивная позиция граждан, ибо согласно существующему порядку у них нет никаких шансов подействовать на принятие решений. Вместе с тем, имеется возможность участвовать в управлении государством через парламентские выборы, поскольку согласно Конституции правительство утверждается президентом после согласования с парламентом. Однако исполнительная власть, обладая большими полномочиями и используя административный ресурс, для получения нужного ей результата организует и проводит выборы по своему сценарию. Например, на выборах 2007 года в парламент все 100 % мест получила правящая партия Нур Отан, а на прошлых выборах единственная допущенная оппозиционная партия ОСДП не смогла преодолеть 7% барьер. Таким образом, в Казахстане сложилась такая ситуация, когда гражданское общество никак не может влиять на исполнительную власть.

Вторая причина заключается в том, что длительная несменяемость власти привело к тому, что любая попытка гражданского общества высказывать альтернативное мнение, отличное от мнения власти воспринимается ею, как попытка посягательства на саму власть. В результате этого понятие «оппозиционность» воспринимается как нечто незаконное и, даже порою, уголовное. По этой причине гражданское общество опасается быть обвиненным в оппозиционности.

Третья причина пассивности гражданского общества объясняется инерционным мышлением и ментальным типом, доставшимся от Советского Союза – «все решается наверху и от нас ничего не зависит». Отсюда сосредоточенность гражданского общества на социальных проблемах или проблемах неполитического характера. Яркий пример этого - борьба против запрета праворульных автомобилей.

Четвертая причина заключается в разнородности гражданского общества Казахстана, выражающегося в его этнической стороне и разобщенности казахов, как государствообразующей нации. Если в демократических странах эти факторы не имеют ярко выраженный характер, то в Казахстане это играет важную роль. Значительная часть казахского населения, с обострением трайбализма и жузовой разобщенности, больше озабочена усилением своих конкурентов. Неказахская часть населения, нашедшая свою нишу в экономике, в своей массе аполитична и стоит на позиции, которую примерно можно выразить так: «во власть нас все равно не допустят и лишь бы нам не мешали жить и работать». К этому нужно добавить социальное расслоение общества, где каждая категория живет в своем мире и озабоченная своими проблемами.

Что нужно сделать для активизации гражданского общества заменить на « На мой взгляд, активизировать гражданское общество в управлении государством может следующее:

Превращение президентской формы правления в президентско-парламентскую или парламентскую формы. Это подтолкнуло бы гражданское общество к более активному участию в политической жизни страны и управлении государством.

Снижение проходного барьера для политических партий до 5%.

Регистрация всех политических партий и допуск их к выборам.

Выборность акимов всех уровней.

Настало время понять, что мнение гражданского общества и его желание участвовать в принятии решений, затрагивающих само гражданское общество, не есть оппозиционность и не попытка по захвату власти.

Приглашаю к дискуссии и прошу высказать свои мнения и предложения на сайте kazbei.org.

0
399
1