О почте, пенсиях и таможне

Яков Фёдоров June 22, 2012
2557
23
9
0

Есть компании, которые критиковать не только принято, но и необходимо для того, чтобы под пристальным вниманием они постоянно были вынуждены улучшать свои услуги, а не стоять на месте.

Есть компании, которые принято критиковать. Есть компании, которые критиковать не только принято, но и необходимо для того, чтобы под пристальным вниманием они постоянно были вынуждены улучшать свои услуги, а не стоять на месте. В этом посте разговор пойдёт как раз о такой компании - Казпочте. На днях ею был организован пресс-тур на Алматинский почтамт и, что более интересно, в информационно-логистический центр "Юг". Естественно, что увиденное блогерами и журналистами в большой степени отличается от того, с чем мы встречаемся в повседневной жизни. Поэтому я решил не описывать все, что мы видели в хронологическом порядке, а выделить наиболее интересные моменты, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:

  • как сделать так, чтобы почта, не переставая выполнять важную функцию по обеспечению нашего старшего поколения своевременными выплатами пенсии, не забывала выполнять и "титульную" функцию по доставке почты
  • кто же всё-таки вскрывает наши посылки

К вопросу о пенсиях

В больших городах принято считать, что единственной задачей почты является доставка писем и посылок, что безусловно важно. В небольших же населённых пунктах от этой организации зависит гораздо большее - за неимением у всех банков филиалов в каждом селе, именно Казпочта обеспечивает доставку пенсий, а также выполняет другие функции банков. Если брать их доходы в разрезе услуг, то в городе Алматы 70% доходов приходится на почтовые услуги, а 30% на прочие; в регионах же ситуация обратно пропорциональная: 40%/60%.

О чём это говорит? Требуя, чтобы почта занималась только "своими прямыми обязанностями", некоторые пользователи Интернета де-факто требуют от организации кинуть порядка полутора миллионов пенсионеров, которые обслуживаются в Казпочте. Вот весьма интересная статистика по количеству людей, получающих пенсии и заработные платы в Казпочте. Скажу честно, для меня самого она стала большим открытием, потому что она показывает ряд проблем, которые как раз и определяют качество работы почты, а также дальнейшую стратегию её развития.

Просто взглянув на эти цифры, несложно понять, что большинство пенсионеров Казахстана получают свою пенсию именно на Казпочте. Смотрим дальше: 98,14% из них получают свои деньги с помощью сберегательных книжек, а значит обслуживание ведётся с помощью людей. А в сёлах, как все мы понимаем, количество сотрудников отделения незначительно, и каждый сотрудник совмещает в себе функции и почтальона, и банкира, и что-только-можно придумать. А посылок приходится тоже немало. Например, в 2011 году было отправлено 4 млн 161 тыс. посылок, за первые 5 месяцев 2012 года - 1 млн 964 тыс. Понятно, что на качестве услуг эта загруженность работников положительно сказываться ну никак не может.

К этому ещё стоит добавить, что заработные платы на почте в районах составляют 35-40 тысяч тенге, и сложно от человека требовать работу наивысшего качества за такие деньги. Хотя, как мне удалось узнать, с осени этого года Казпочта обещает повысить заработные платы, а также ввести прогрессивную систему оплаты, при которой сотрудник, выполнивший больше работы, и получать будет больше. Впрочем, оценить влияние этой системы на качество мы сможем не раньше осени.

Решением такой проблемы может стать перевод всех клиентов на карточки, чтобы разгрузить работников почты. Как нам пообещали полный перевод всех полутора миллионов пенсионеров на карточки планируется сделать за три года. Цель хорошая, будем следить за реализацией. Для себя сделал открытие, что у Казпочты уже порядка 40 тысяч клиентов пользуются карточками.

Кто вскрывает нашу почту

Наиболее часто задаваемым вопросом в Твиттере перед пресс-туром Казпочты был вопрос: почему посылки приходят к получателям вскрытыми? Этот вопрос был в числе первых, который и был задан почтовикам. Ответ мы получили, когда поехали на информационно-логистический центр "Юг", который расположен в Илийском районе.

Интересно, что около половины почтовых посылок, приходится на различные интернет магазины.

Осмотр всех посылок из-за рубежа проводится на таможенном досмотре, в котором принимают участие один таможенник и один сотрудник Казпочты. К слову, нужно отметить, что по лицам сотрудников таможни, они, в отличие от почтовиков, были не очень рады гостям. На первый же вопрос, таможенники ответили, что вскрываются только те посылки, которые вызывают подозрение после взвешивания, просмотра через рентген-аппарат и поверку служебными собаками. В целом, вскрываются около 2% всех посылок. Я запросил у сотрудников почты более точные данные по вскрытым посылкам, но, как мне ответили: "К сожалению, по количеству выявленных нарушений таможенники не дали добро на предоставление информации". Что ж, ещё раз пришлось убедиться, что наша таможня не даёт добро, и ей следовало бы быть более открытой в плане предоставления информации, которая секретной уж точно не является.

В целом же осмотр выглядит так. Вначале посылка взвешивается, в случае несоответствия заявленного веса фактическому составляется акт. Например, в данном случае было выявлено несоответствие веса в 300 грамм.

Проверяющие смотрят, что должно быть в посылке согласно декларации. В нашем случае, это фара для автомобиля.

Посылку проверяют рентгеновским аппаратом.

В случае если содержимое по декларации совпадает с фактическим, то посылку не вскрывают.

Хотя, бывают и такие ситуации, когда посылки уже приходят не в должном состоянии. По словам таможенников, в посылках вместо заявленных ценностей попадаются и кирпичи, и американские газеты. Например, при нас происходило вскрытие посылки из Штатов. По документам там должна была находиться видеокамера.

Рентген показал, что видеокамерой тут и не пахнет.

В таком случае посылка вскрывается.

В подобных ситуациях возврат денег будет производить почтовая служба страны отправителя. Согласно международным актам, за простую посылку из-за границы без объявленной стоимости выплачивается 40 СПЗ + 4,5 СПЗ за каждый килограмм веса + сборы за пересылку. Чтобы не пугать непонятной аббревиатурой, объясню: СПЗ на настоящий момент по курсу Нацбанка равен 226,43 тенге, таким образом если утрачена посылка весом 10 кг, то возмещается сумма, равная 40*226,46 + 4,5 *4,5*226,46*10 = 19249,1 тенге плюс почтовые сборы.

ПС

Спасибо, что дочитали до конца! Читайте меня в Твиттере: @YakovFedorov

Оцените пост

9

Комментарии

2
У меня после тура уверенности в почтовых работниках стало на порядок больше
0
Познавательно. А что было вместо видеокамеры, не при тебе вскрывали?
0
пустые коробки и чехол
1
хороший пост. в свою очередь постараюсь рассказать о работе нашей почты. у меня больше фотоотчет будет.
0
У пенсионеров и так пенсия не большая и еще они будут платить комиссионные банку за снятие денег через карточку.
Показать комментарии