После двух дневного жаркого моего участия в Экспертном Совете Методического Центра «Тiлдарын» по выбору победителя конкурса "Обучение + отдых = 2 в 1", в жаркую погоду, очутился вчера вечером в галереи искусств "Has Sanat". Это было открытие выставки художника Владимира Гвоздева – «Шеге».
«Шеге» - это его творческий псевдоним. На открытии он рассказал историю: почему он его выбрал. Он однажды подслушал разговор своего отца с его сыном. Дед тогда сказал: «Ну какой ты Гвоздев? Ты Шегезбаев!». Тут Владимира осенило и с тех пор он – «Шеге» (по-казахски - гвоздь).
Вот что они пишет на своем сайте:
«Родился в 1960 году в России. Окончил Казахскую Национальную Академию Искусств имени Жургенова. Работы находятся в галереях и частных коллекциях Казахстана, Германии, России, Австралии, США, Австрии, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Дании, Франции, Венгрии, Польши, Турции, Грузии.
Работаю в стиле, который изобрел сам и назвал «этносимволизм»: живопись (пастозное письмо, графика (пастозное письмо), скульптура (декоративные формы).
Мое творчество неразрывно связано с казахской культурой, традициями и обычаями. Именно поэтому псевдонимом себе я выбрал казахское слово «шеге», что в переводе на русский означает «гвоздь».
Мой отец, известный художник Андрей Гвоздев, привил мне любовь к живописи, дал мне знания и научил меня видеть этот мир по-своему. Но найти свой изобразительный язык, свой стиль мне помогло казахское народное творчество. Десять лет назад, занимаясь ковровым бизнесом, я познакомился с традиционным ручным ковроткачеством и был поражен богатством и глубоким смыслом древней символики. Мне казалось, что я могу «читать» эти ковры. И тогда я решил попробовать сам «говорить» на языке старинных символов. Понимают ли мой язык? Я думаю - да, потому что вижу и чувствую интерес людей к моим картинам. Картины, как любое творение человека, обладают своей энергетикой, и каждый человек находит в них что-то личное. Иногда у меня приобретали картины для ребенка, который вскоре должен был родиться.
Изучая историю древних казахов, орнамент коврового ткачества, элементы петроглифов, я открыл для себя, что у номадов была выработана образная система символов: змея – это мудрость, орел – свобода, независимость, дерево – знак жизни. Эти символы (знаки) заключали в себе некую информацию, которую могли передавать друг другу древние тюрки. Так древняя казахская знаковая система, своеобразное письмо стало основой моих картин. Безусловно, я не имитирую один к одному узор или орнамент, а перекладываю и стилизую. Я полагаю, что мои работы несут в себе информацию подобно той, что древние мастерицы вкладывали в ковер.
Мои картины – это написанные маслом традиционные казахские ковры, корпешки, подушки. Говорят, что такая техника напоминает «ткачество маслом по холсту». В основном я работаю не кистью, а мастихином. При этом краска кладется так густо, что создается ощущение бархатистости картины, как бы «толщины» ковра. Ощутить это можно как визуально, так и на ощупь.»
От себя могу добавить, что как он пришел к такой технике рисования. На открытии сказали, что в трудные времена Владимир торговал коврами и когда начал их изучать, он понял, что это не просто орнаменты, а это частичка души мастеров и его предков, которая ложиться на рисунок ковра.
Мне трудно передать ту атмосферу, которая была там: это другой мир и там другие люди.