Продолжаю делиться своими впечатлениями от посещения выставки «Жемчужины Франции». Начало смотрите здесь.
Во второй части большее внимание я бы хотел уделить своим личным впечатлениям от увиденного, а еще точнее, прочувствованного, ибо, как я уже упоминал, организаторам удалось передать не только визуальный ряд развития французского искусства, но и весь комплекс течения художественной мысли. Причем удалось сделать полный охват пяти веков. И пусть, как сетовали многие, авторы первого круга представлены на выставке весьма ограниченно, не будем забывать, что многих из них вообще стараются не вывозить за пределы родных музеев. Но и то, что есть - образцы высочайшей техники и профессионализма. А имя – во многом удел пиара.
Чем особенно поразила меня выставка: конечно за счет целостности и тщательной подборки композиции создалось четкое ощущение преемственности и плавного перетекания одной эпохи творческого развития в другую. Без кардинальных скачков и потрясений, и даже рубеж 19-20 века - Революционный для всего мирового искусства оставил гладкое впечатление, видимо, таково влияние мощной энергетики объединяющей всех художников – а именно Франции.
Действительно, практически все работы пропитаны чувством любви и патриотизма в высоком понимании этого слова. Это прослеживается от портретов королей эпохи Ренессанса, до героических и исторических сюжетов в полотнах революционного периода. Да и начало 20 века в пейзажах импрессионистов и пуантилистов пропитано такой любовью к родной земле, что это становится тем стержнем, на котором держится и преемственность, и развитие творчества. Кстати, современные художники с достоинством продолжают традиции патриотизма и в сюрреалистическом, и фотографическом отображении триколора пятой республики.
Добавьте сюда энергию подлинника. Сколько не рассматривал до этого я работы импрессионистов и в виртуальных музеях, и на дисках, посвященных данному течению живописи, мне не удавалось поймать дух авторов. То есть, все было прекрасно: увеличение позволяло рассмотреть даже микротрещины на представленных работах. Но чувство того, что ты стоишь за спиной художника и видишь, как несколько быстрых, почти незаметных для глаза, движений руки оставляют на полотне четыре мазка, полетность которых складывается в фигуру человека - это настолько ощутимо (присутствие автора в своей работе), что если перейти из зала Ренессанса в зал Модерна и обратно, создается четкое впечатление путешествия во времени. Мало того, что обстановка залов выдержана в соответствие с представляемой эпохой (а мелочи создают ощущение, как короля играет свита), так еще и сами сюжеты, и техника настолько передают дух представленных эпох, что кажется: ты, действительно, из чопорного, размеренного Ренессанса с его фотографической тщательностью деталей и религиозно политических сюжетов, переместился в легкость и воздух красок парижских предместий с их кабаре. Прошелся по взморью, причем, босиком, чувствуя подошвами каждую крупинку времени.
Кстати, современное искусство при всей своей тенденции к гиперреализму и гиперссылке оставляет именно на фоне общей замороченности чувство легкости, как бокал французского шампанского.
Фотографии – разговор, конечно, вообще отдельный. Многим любителям этого жанра искусства просто необходимо посетить данную выставку, чтобы увидеть, как мастера достигали такой точности в передаче характера своих моделей и таких композиционных находок, что кажется: здесь где-то был фотошоп.
Но это мои личные впечатления и ощущения от увиденного, а, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что посетите данный вернисаж, и кто знает, может и вам удастся не только выпить стаканчик вина в Мулен Руж в компании Тулуза Лотрека, погулять по гавани вместе с Полем Сезаром, присоединиться к восхищению Паганини перед Берлиозом, проникнуться важностью момента на свадьбе Девы Марии. Но и, главное, унести в себе и навсегда кусочек огромной Франции, которая на карте - всего ничего. А в мировой истории - огромный материк.