— Может, когда будешь в моём возрасте, то останется одна или две любимых вещи... У меня осталась одна.
Джеймс — своему сыну
***
О своеобразном феномене и общей судьбе этого фильма уже сказано-пересказано достаточно много, поэтому заострять внимание не вижу смысла — все можно подчерпнуть из других источников, а киноманы и так знают и помнят.
Война за «Оскар» в 2010 выдалась достаточно неожиданной для определенного слоя зрителей, хотя и после начала вручения наград фильму «Повелитель бури» уже было понятно — вот он, абсолютный виннер, задавивший всяких аватаров и ублюдков в силу огромного количества причин. Отлично помню возмущенные возгласы и мировой паутине, в основном негативные и в основном о тех, кто ко времени осыпания дождем статуэток лично с фильмом не ознакомился. К счастью, иллюзий я не питал — художественный фильм «Харт Локер» я посмотрел, если не ошибаюсь, за пару недель до церемонии, поэтому прекрасно понимал — за что такое внимание и почести от тамошних академиков.
Не вдаваясь в политику или анализ прошедших событий на Ближнем Востоке, и разглядывая кино абстрагируясь от этих вещей, можно резюмировать и оценить по достоинству ряд художественных особенностей, местами — просто выдающихся. В первую очередь «документальность» съемки — режиссер Бигелоу совместно с оператором Барри Экройдом добились отличного эффекта присутствия: весь сюжет и видеоряд воспринимаешь практически как участник событий, и это, что характерно, в отдельных моментах действия прямо-таки пугает, настолько мастерски все это снято и сыграно. Две сцены просто врезаются в память: в одной из них Джеймс, одетый в спец-костюм сапера вытягивает из песка за «паутину» проводов целый арсенал снарядов, хитроумно соединенных между собой. Кстати, в этот момент играет натягивающая нервы мелодия из фильма «Нефть», которая в «Повелители бури» именуется как There Will Be Bombs — по аналогии с оригинальным названием ленты Пола Томаса Андерсона.
Второй момент длиться ровно секунды, так же, как и предыдущий: в нем Джеймс, открыв багажник предположительно заминированной машины, от изумления роняет на раскаленный от солнца асфальт фомку — в багажнике лежит такое количество взрывчатки, что он снимает с себя нательную защиту — в случае взрыва его не спасет даже танковая броня.
Эти и другие моменты выводят фильм из военной драмы на новый уровень — практически на триллер, настолько напряженно все это смотрится, и не в последнюю очередь актерским дарованием Джереми Реннера. Его герой Джеймс только на первый взгляд кажется безрассудным идиотом, хотя отчасти оно так и есть — но куда большая часть его характера просто насыщается чувством смертельной опасности, и это, судя по всему, то единственное, что способно по-настоящему придать ему осмысленности в жизни. Это — его работа, и он знает, что выполняет её куда лучше, чем что-либо другое.
Любопытно, кстати, было заметить трех известных актеров, что сыграли в фильме эпизодические роли — Дэвид Морс, Гай Пирс и Рэйф Файнс. С Файнсом связана одна из самых интересных сцен фильма — методичная перестрелка в пустыне между отрядом наемников совместно с отрядом Джеймса против снайпера-иракца. «Баррет», конечно, не такой монструозно-убойный как в «Рэмбо 4», но тоже впечатляет.
Фильм сугубо американский и снят он преимущественно для американцев. Понятно это не всем, и именно поэтому б0льшую часть негатива стоит списать именно на это. Активно настроенные против американщины (а тем более военной) массы граждан приняли фильм в штыки, мол, как можно это премировать? Вторглись куда их не звали, меняют страну, вешают руководителей, а после еще и снимают фильмы о том, «как это хорошо». Соглашаясь могу добавить, что не стоит забывать — фильм он пропагандистский. Именно после таких фильмов офицеры в американских военкоматах с трудом отбиваются от наплыва желающих выполнить свой военный долг, что в наших реалиях — просто немыслимо, ведь у нас, государствах бывшего СССР, снимаются такие фильмы, целью у которых является только взращивание ненависти к государству. А вот у них — вот так.
И именно поэтому, снятый для пропаганды определенных вещей и с точки зрения средних американских граждан — правильных, это не ухудшает того фактора, что как искусство, фильм «Повелитель бури» — качественно снятая военная драма.
Рецензия №105