Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:46, 14 июня 2012

Работы конкурсантов. Бауржан Есенов

Предложения по увеличению количества населения, освоивших государственный язык

«Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев» – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В настоящее время в Казахстане ситуация по развитию государственного языка неоднозначная. С одной стороны, государством осуществляются мероприятия по развитию государственного языка, но, с другой стороны – эффект охвата населения, освоивших в совершенстве казахский язык, крайне низок.
Несмотря на принимаемые меры государством не удается пока в полной мере реализовать государственный статус казахского языка. Основная причина заключается в том, что этот статус до сих пор лишь декларирован, но не подкреплен в достаточной мере механизмом, который обеспечил бы его повсеместное изучение и использование. Делопроизводство и служебное общение на государственном языке носит вторичный характер.
Проблемы казахского языка не исчерпываются необходимостью приобретения им реального государственного статуса. Во внимании, прежде всего, со стороны ученых, специалистов, преподавателей нуждается само состояние современного казахского языка, проблемы его развития и обогащения. Речь идет как о расширении его возможностей в отображении новых социокультурных реалий путем взаимодействия с другими мировыми языками, так и использовании в этом внутреннего потенциала языка. Нельзя мириться с тенденцией обеспечить «чистоту» языка, отказавшись от укоренившихся в нем заимствований и международных терминов.
Сегодняшняя ситуация диктует необходимость объективного, научного изучения языковых процессов в разных регионах страны и разработки системы мер по созданию оптимальной языковой среды. Необходимо при этом учитывать фактическое распространение языка и его реальные возможности по расширению общественных функций.
Новые социально-политические реалии Казахстана как суверенного государства требуют языковой политики, отвечающей потребностям полиэтнического населения страны и учитывающей особенности языковой, демографической и политической ситуации.
Согласно Конституции в Республике Казахстан государственным языком является казахский язык, поэтому требования к государственному языку и его статусу, должны стать основными параметрами модели функционирования государственного языка, к которой должен постепенно, последовательно приближаться казахский язык.
Статус государственного языка, расширяющий его социальные функции, требует серьезного научного анализа происходящих в нем инновационных изменений.

Предложения

Для того, чтобы увеличить количество населения, овладевших гос. языком, нужен комплекс планомерных системных мер, разработка специальной программы – детально проработанной и спланированной. Можно выделить основные составляющие этого механизма:
• нормативно-правовое обеспечение;
• организационно-структурное обеспечение;
• координация и организация научных исследований;
• продолжение изучения языков в образовательной системе;
• национально-языковая среда семьи;
• институт общественного мнения;
• ресурсное обеспечение.
Одними из таких мер, на наш взгляд, являются:
1. Методологическое, организационно-структурное обеспечение
• основным для решения языковых проблем в Республике Казахстан считаю учет региональной специфики. Языковое планирование обязательно должно базироваться на результатах социолингвистических исследований в регионах страны, на материалах переписи населения, статистических данных. В качестве перспективных направлений управления языковой ситуацией следует признать создание научных центров социолингвистических исследований, которые будут изучать тенденцию языковых процессов. Проблемы функционирования и развития казахского языка в конкретных регионах должны стать основными объектами государственной языковой политики;
• на мой взгляд, необходимо больше внимания уделять методике преподавания казахского языка. Так как данное направление языкознания сейчас не на очень высоком уровне. Необходимо разработать грамотные учебные, учебно-методические материалы на бумажном и электронном носителе для самостоятельного изучения гос. языка, издавать на массовом уровне лучшие произведения казахской литературы, академические собрания сочинений классиков казахской литературы, осуществлять перевод на казахский язык и издавать произведения мировой литературной классики, научные труды выдающихся философов, просветителей и др. Для этого необходимо учредить специальные гранты для разработки учебников, методических пособий на казахском языке, которые будут тщательным образом проверяться (апробироваться) специальной комиссией при Министерстве образования РК (состоящих из признанных ученых-лингвистов, литераторов, поэтов и пр.).
При этом по льготной цене или бесплатно распространять подобную литературу через книжные магазины, киоски, учебные заведения, библиотеки и пр. по всей республике (потребность определить исходя из анализа региональной специфики);
• необходимо провести работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, создать условия для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и казахской локализации компьютерных технологий;
• другая проблема – это недостаточная востребованность государственного языка в городе. И мне кажется, чтобы поднять казахский язык, необходимо заинтересовать, в первую очередь детей изучением государственного языка. Так, необходимо создать хорошие детские теле- и радиопередачи, которые могут повысить интерес подрастающего поколения всех национальностей к казахскому языку. В этой связи необходимо разработать концепцию развития теле- и радиопрограмм для детей и юношества на казахском языке. Кроме того, можно заказать разработку различных самых востребованных компьютерных игр на казахском языке. Также я считаю необходимым введение в образовательную программу национальных школ преподавание казахской литературы и истории Казахстана на государственном языке.
Необходимо создать многоуровневую систему (начинающий, продолжающий и деловой уровни) непрерывного обучения государственному казахскому языку (дошкольные учреждения – школа – вуз – организация – предприятие;
• под эгидой Министерства образования РК проводить ежегодный республиканский форум преподавателей, ученых-лингвистов казахского языка для обсуждения и решения методических проблем обучения казахскому языку. Ежегодно проводить в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования олимпиады по государственному языку. Можно также организовать работу постоянно действующего республиканской платформы по проведению дискуссионного семинара «Государственный язык Республики Казахстан»;
• кроме того, организовать обязательное информационное обслуживание населения в городском и междугородном (внутри республики) транспорте, на территориях и в помещениях железнодорожных и вокзалов, автовокзалах и аэропортах на казахском языке;
• разработать программу о ежегодном республиканском конкурсе студентов и школьников по государственному языку.
2. Ресурсное обеспечение
• За счет государственного бюджета (который будет финансироваться ежегодно) повсеместно по всей республике организовать бесплатные курсы обучения государственному языку (для всего населения).
Организовать курсы обучения казахскому языку по утвержденному перечню профессий и должностей работников народного хозяйства, а также органов государственной власти и управления Республики Казахстан, подлежащих аттестации на знание минимума для указанных профессий и должностей и практического применения в работе гос. языка.
Создать в городах и районах республики постоянно действующие курсы по обучению казахскому языку работников бытового обслуживания, транспорта, медицины, торговли, культуры, сельского хозяйства, связи, социального обеспечения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
При этом прежде всего необходимо создать бесплатные специализированные школы по подготовке высококвалифицированных специалистов, научных и педагогических кадров, владеющих государственным языком для приоритетных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и образования;
• для того, чтобы курсы были эффективными, необходимо разработать комплект аудио- и видеоматериалов для изучения государственного языка в системе общего и профессионального образования и проф. обучения;
• разработать систему материальной мотивации. Например, при трудоустройстве в гос. органы ввести систему поощрения (надбавка к основной зарплате 20%) за знание казахского языка. Надбавка будет выделяться за счет гос. бюджета;
• учредить гранты за лучшее освещение в средствах массовой информации проблем развития и функционирования государственного языка Республики Казахстан, стимулировать создание новых теле-, радиопрограмм и публикацию материалов в печатных и электронных изданиях, способствующих освоению населением гос. языка.
Например, организовать ежегодный конкурс на лучший сценарий короткометражных видеофильмов, телефильмов на казахском языке с реализацией проектов – победителей на телеканалах республики;
• финансировать за счет гос. бюджета (ежегодный госзаказ) популярные среди населения средства массовой информации для производства документальных, научно-популярных видеофильмов на государственном языке Республики Казахстан;
• привести средства внешней и внутренней визуальной информации и дорожные уличные указатели во всех городах Казахстана в соответствие – с использованием государственного языка в официальной визуальной атрибутике и наглядной информации и топонимическим каталогом Республики Казахстан. Законодательно обязать всех рекламодателей, размещающих билборды на улицах городов, афишировать рекламу на казахском языке (при желании с переводом на русский язык).
Кроме того, учредить конкурс на оригинальную сувенирную продукцию, способствующую пропаганде гос. языка. Победители конкурсов должны получать внушительные денежные призы за счет средств Министерства образования РК.

Короткий ответ на вопрос: «Согласны ли Вы, что знание государственное языка – это прежде всего путь к самоидентичности, самодостаточности нации, а также не только ни с чем не сравнимый символ нашей казахстанской государственности, но и важнейшее условие укрепления независимости страны, надежная гарантия сохранения самобытности народа, его обычаев, традиций, культуры, залог успешного, взаимообогащающего сотрудничества всех национальностей и народностей, населяющих нашу республику.

0
332
1