Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
00:39, 18 июня 2012

Караганде не хватает малых архитектурных композиций

На смену городскому монументализму должны прийти малые скульптурные формы. Этому настало время, считают представители Союза художников Караганды. Памятники уже некуда ставить, а город до сих пор не обрел «своего лица», особые черты, которые могли бы выгодно выделять нас среди других областных центров республики.

На этой неделе контакт-центр «Асар» выяснял, какие памятники горожане воспринимают лучше всего. Оказалось, что самым оригинальным карагандинцы считают стелу Независимости (114 человек, или 38% из числа опрошенных). На втором месте памятник «Шахтерская слава» (85 человек). Третьей по оригинальности стала скульптурная композиция «Где-где? В Караганде!» (66 опрошенных). В этом опросе нестандартными, в основном, стали современные памятники. Наверное, привычные всем городские произведения уже не кажутся чем-то особенным. Четвертое и пятое места заняли «Космонавтика» (13) и «Суюнши» (12) соответственно. Последним, шестым, в списке оригинальных стал памятник Нуркену Абдирову (10). На результаты голосования возможно повлиял и тот факт, что на вопросы специалистов в большинстве своём отвечала молодежь (всего были опрошены 300 человек, из них 168 — не старше 30 лет).

Монументальность «Задавила»

«Памятник» происходит от слова «память». Скульптуры, стелы, монументы, посвященные великим людям или событиям,  хранят важные моменты истории. Они нужны современникам и будущим поколениям. Они создают эстетическую и психологическую атмосферу в городе и лишний раз напоминают: не хлебом единым жив человек. Правда, способы остаться в народной памяти вызывают много нареканий со стороны специалистов. Преподаватель профессионально-художественного факультета КарГУ им. Букетова Анна Семенова говорит, что нынешние монументы в стиле реализма очень похожи на советское искусство в худшем исполнении:

— В Михайловке поставили памятник Касыму Аманжолову. Просто чудесно сделан сквер. А фигура… Даже с нижнего ракурса голова выглядит большой по отношению к телу. Это ж как нужно было мерить фигуру, что даже когда смотришь снизу вверх, голова выглядит большой? Это нам рассказывают люди, которые в сквере отдыхают. Не были соблюдены пропорции, а ведь это бронза, дорогостоящий материал.

Коллегу поддерживает старший преподаватель факультета, член союза художников Жанат Комутов:

— Мы за то, чтобы памятник вписывался в окружающий ландшафт. Чтобы скульптура не «давила», а «играла» вместе с пространством, делала его прекрасным. А у нас получается — поставили памятник, и обходишь потом его стороной. Создается какое-то давящее впечатление, кажется, как будто он на тебя упадет. Вот Каныш Сатпаев, например, на нашем памятнике в этом плаще получился как человек-футляр. Ощущение, что он двигается на лыжах и западает в одну сторону. Здесь тоже, на мой взгляд, не соблюдены пропорции. Грудь у него сильно поднята.

Blog post imageПо мнению Жаната Комутова, произведение можно было сделать не столь официальным. Скульпторы предлагали свой вариант памятника Сатпаеву в образе ученого с планшеткой и камнерубом, в высоких сапогах, рассматривающего отколотый камень.

— Я против пьедесталов, — говорит художник. — В нашей истории есть много деятелей, которые заслуживают того, чтобы их возносили, но не в таком, не в советском стиле. Зачем всё по стандарту. Не помню, в какой стране это было, но там у памятников, когда менялись правители, откручивали головы и прикручивали новые, в соответствии с требованием времени.

По словам экс-председателя Союза художников Караганды Владимира Проценко, новый памятник Канышу Сатпаеву был просто необходим. Потому что прежний бюст на улице Сатпаева, близ стадиона, был невзрачным и сделан непрофессионально. По мнению специалиста, такие исторические личности должны быть именно в монументальном исполнении.

— Сатпаев — не простой человек, дедушка с молоточком, который ходил и что-то там искал. Есть такое четкое требование в искусстве: единство формы и содержания. Если содержание героическое, значит и форма должна соответствовать. Поэтому монументальность здесь к месту. Вы же нигде не видели памятник Петру Первому, чтобы он просто сидел и играл в шахматы? Тем более, что есть определенное положение по поводу исторических деятелей: все разработки таких памятников проходят через госкомиссию при Министерстве культуры, — говорит В. Проценко.

В целом, считает он, мы проходим начальную стадию становления, как молодая страна. Поэтому некий пафос сегодня — нормальное явление. Пример тому стела Независимости. Элементы патетики (сусальное золото) должны присутствовать на политических символах государственного масштаба.

Есть и такие композиции, которые разные художники оценили одинаково положительно: «Суюнши» и «Космонавтика» с Юрием Гагариным.

Отношение горожан к новым городским произведениям тоже очень разное: от резкого отвержения до умиления и гордости за то, как изменились улицы. Огорчает то, что на вопрос контакт-центра «Асар»: «Какой памятник Вы бы хотели показать своим иногородним друзьям?», значительная часть опрошенных (70 человек, или 23,3%) ответили «не знаю». Весь ассортимент архитектурных композиций Караганды из числа интервьюеров готовы показать 38 человек (12,7%). Родным и любимым по-прежнему остается монумент «Шахтерская слава». По всем пунктам опроса он вошел в лидеры. Продемонстрировать приезжим гостям его хотят 45 человек (15%). Композиция «Где-где? В Караганде!» на втором месте (43 опрошенных, 14,3%), стела Независимости, или как её прозвали в народе «Новая стела», на третьем (42 человека, или 14%). Столько же голосов получил и памятник Нуркену Абдирову. Со значительным отставанием в рейтинг вошли композиция «Космонавтика», «Суюнши», памятники Бухар жырау и Ленину.

Разные концепции, но суть одна

Изваяния великих личностей должны украшать город, с этим никто не спорит. Но в профессиональном сообществе сегодня восклицают: люди устали от чрезмерной серьезности. Студент 5 курса КарГУ, будущий дизайнер Олег Дроздов говорит, что молодежь хотела бы увидеть что-то современное на улицах города:

— Оригинальности у Караганды пока нет. Я рад, что сегодня появляется много аллей, но в них можно было бы устанавливать памятники на свободную тему: современные профессии, животные или скульптура какого-то падающего человека, например. Чтобы житель в городской среде мог расслабиться, где-то посмеяться, увидеть красоту жизни или просто задуматься.

Владимир Проценко рассказывает, что все 3 года, будучи председателем союза художников, продвигал идею украшения города малыми декоративными композициями. Чтобы насытить парки и улицы Караганды компактными архитектурными формами, потребуется не один год.  Специалисты Союза художников разработали целую концепцию. Она уже была одобрена бывшим акимом области Сериком Ахметовым. Но власть поменялась, теперь нужно начинать все сначала.

— В этом году выделяются значительные средства на обустройство парков и скверов: на газоны, скамеечки, фонтаны. Но у нас за последние годы не было установлено ни одной декоративно-парковой скульптуры. Например, как кошка на 45 квартале. Каждому скверу можно было бы дать свою тему. На аллее по бульвару Мира, где стоит бюст Гоголя, была идея поставить гоголевских персонажей, например, из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Ближе к Каздрамтеатру разместить героев казахских народных сказок. То есть сделать вот то самое, теплое, для людей. Не огромные монументы, а небольшие скульптуры от метра до двух с половиной. Там ведь школа рядом, дети гуляют. Было бы непосредственное общение с культурой и искусством.

Есть мечта обозначить въезд в Караганду со стороны Астаны. Там, за Пришахтинском, есть самая высокая точка над городом, и нужны какие-то знаковые композиции, которые бы встречали, провожали карагандинцев и гостей. На площадке перед аэропортом тоже можно было бы разместить интересный архитектурный ансамбль. С такими художественными решениями город оживет.

По словам Владимира Проценко, подобные украшения финансируются из бюджета по остаточному принципу. Например, скульпторы разработали предложение для новых спортивных объектов на Юго-Востоке: абстрактная композиция с клюшками и шайбами. Но денег, оставшихся после строительства зданий, на ее возведение уже не хватало. Вместо этого поступило предложение закупить в Китае фигуры хоккеистов.

Blog post image— Они неплохо сделаны, — говорит он, — но у них другая стилистика. Новые материалы и форма не вписываются в наши объекты. К тому же должна быть поддержка местного искусства. Наши художники, особенно скульпторы, прожив всю жизнь в Караганде, остаются невостребованными.

О малых скульптурных формах, необходимых сегодня городу, говорят и на профессионально-художественном факультете КарГУ. Но у преподавателей и студентов несколько иное видение оформления улиц и парков. Специалисты предлагают сделать основной упор на традиционные казахские мотивы:

— Стилизованные композиции на национальную тематику всегда будут актуальны и интересны, — говорит преподаватель Анна Семенова. — На нашей кафедре и в Союзе художников есть много специалистов, которые в духе времени могут красиво оформить необходимые места в городе. Например, кобыз перед театром Станиславского — это удачная стилизованная композиция. Но хотелось бы, чтобы город состоял не из конкретных скульптур, а из ансамбля. Нам нужны небольшие архитектурные вкрапления в городском ландшафте, которые подчеркнут его индивидуальность.

Коллега Анны Жанат Комутов говорит, что в этом случае иностранцы будут видеть, в какую страну они приехали. А пока облик Караганды складывается из смеси вывесок на иностранных языках, элементов и форм разного происхождения. Для того чтобы у города появился свой стиль, нужна совместная работа акима области, главного архитектора и художников. Долго рассуждать на эту тему специалисты не стали, а просто показали свои эскизы и заготовки, тем более, что такого добра в институте хранится много. Трогательно и изящно, например, выглядит композиция для фонтана под названием «Сарыарка». Национальными мотивами художники предлагают украсить также лавочки, фонарные столбы, газоны. В идеале, говорит студент Олег Дроздов, городу нужен ландшафтный дизайн.

— Просто ставить памятник — этого мало. Даже если поставить что-то современное и новое, оно будет сильно выделяться на фоне старых советских домов. По-хорошему, нужно как в Астане на домах менять наружную облицовку. В ней тоже можно соблюсти национальный орнамент. Разбивать аллеи — замечательно, но это не выход, я считаю. Нужно уделять внимание обычным жилым зданиям, поскольку они окружают нас повсюду.

В общем, подводит итог преподаватель Жанат Комутов, идей и талантов, способных их осуществить, у нас много. Но пока ни на то, ни на другое никто не обращает внимания.

Особый случай

К малым формам можно отнести и композицию «Где-где? В Караганде!», хотя скульптурой, в привычном для нас понимании этого слова, ее назвать сложно. В опросе контакт-центра «Асар» эта конструкция часто фигурирует в ответах карагандинцев. Они даже воспринимают его как памятник, который ассоциируется с городом (рисунок 1).

По поводу смысла и качества исполнения композиции было уже высказано немало, но фактом остается одно: реклама стала частью города. Может, это и в самом деле символ сегодняшней жизни? Идея поставить памятник раскрученной фразе пришла журналисту Руслану Телегину. Был даже объявлен конкурс среди горожан, кто предложит лучший вариант воплощения крылатого выражения. Городские власти как-то проектом не заинтересовались, конкурс то затухал, то возрождался. В итоге идея послужила рекламой самым предприимчивым.

— Шутейная такая скульптурка, выполненная в митьковском стиле, — комментирует художник Владимир Проценко. — Идею воплотил владелец одного из ресторанов, чтобы прорекламировать свое заведение. Пиар они сделали высочайшего класса! Четко обозначили себя в интернет-пространстве. Сейчас в любом поисковике вбей эту фразу: «Где-где? В Караганде!», тебе сразу выдают информацию об этом памятнике и трактире.

Руслан Телегин говорит, что не испытывает досады по поводу того, что коммерсанты перехватили его мысль. Активист планировал сделать памятник к 80-летию города, поэтому с его воплощением не торопился. По словам журналиста, владельцы трактира предлагали ему присоединиться к процессу изготовления и открытия композиции, но он отказался. «Пусть распускается сто цветов», — приводит пословицу журналист, давая понять, что не отказался от идеи установить свой «красивый» и «необычный» памятник крылатому выражению. Тем более, что у него сохранились контакты с теми людьми, которые предлагали свои проекты.

В конкурсе хотел принять участие и художник Жанат Комутов. Но его работа так и осталась незаконченной, в связи с появлением памятника у трактира.

Возможно, когда-нибудь мы увидим еще одно материальное воплощение знаменитой фразы. А пока, как и обещали владельцы ресторана, допуск к нынешнему памятнику беспрепятственный. Хоть фигуры и находятся на частной территории, к ним можно подходить, трогать их и фотографировать.

А зачем нам памятники?

Часто высказывается мысль, что огромные средства, затраченные на возведение монументов, лучше было бы направить на помощь нуждающимся, например, или строительство детских садов. На фоне коммунального коллапса, который происходит сегодня в Караганде, разговоры об украшении города выглядят какими-то неуместными. Рвущиеся трубы, залитые водой улицы как-то не наводят на мысли о прекрасном.

С другой стороны, это и есть то окружающее пространство, которое влияет на внутренний мир человека. Заметьте, насколько приятнее работать за офисным столом, если помимо стандартного набора из органайзера, компьютера и папок, на нем есть детали уюта: смешной кактус, фотография ребенка или статуэтка. Вот и карагандинские художники говорят об обогащении духовной жизни через организацию пространства. Другой вопрос, в каком объеме и что именно нужно возводить и строить. Вот здесь уже возникают привычные разговоры о нецелевом использовании средств, влиянии заинтересованных лиц и слабом контроле за качеством исполнения.

Талантливые произведения сегодня пылятся в мастерских. Художественно-производственный комбинат им. Досмагамбетова, где выполняются все городские архитектурные заказы, простаивает, говорит Владимир Проценко. Союзу художников приходится тяжко, ведь спроса на творческую работу пока нет.

Журналист Руслан Телегин считает, что мы не можем сохранить даже то, что имеем. Ему кажутся интересными парковые скульптуры 50-60-х годов прошлого века. Их остатки в плачевном состоянии можно еще встретить в школах, училищах и на окраинах города. Наверное, в концепции художников им тоже можно было бы найти место и создать какую-нибудь ретро-аллею.

www.kn.kz

1
270
0