Руслан Жангазы: Казахстан не готов к запуску в 2015 году Евразийского экономического союза

Руслан Жангазы 2012 M06 12
1041
0
0
0

Первый официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан вызвал ряд острых дискуссий в нашей стране. Повышенное внимание к этому событию со стороны политиков и экспертов понятно –...

Первый официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан вызвал ряд острых дискуссий в нашей стране. Повышенное внимание к этому событию со стороны политиков и экспертов понятно – всем было интересно: каким будет «внешнеполитический Путин – 2» и продолжит ли он сложившиеся традиции «особых отношений» между Россией и Казахстаном?

Но высокие ожидания Астаны в отношении Путина не оправдались уже тогда, когда он не сдержал своего слова, пообещав посетить Казахстан 25 мая с.г. в ответ на приглашение Назарбаева. Это был «первый звонок»...

Стоит отметить, что на Востоке очень щепетильно относятся к символическим жестам, иносказаниям и намекам, и было бы очень недальновидно игнорировать подобные особенности казахской политики.

Во время своего «запоздалого» визита Путин окончательно обозначил наличие серьезных противоречий между Кремлем и АкОрдой, поэтому, как мне кажется, нужно предельно ясно расставить все точки над «i» во избежание недоразумений в дальнейшем.

Первое. Всем известно, что именно Назарбаев является автором идеи Евразийской интеграции. Но Назарбаев не говорил о непаритетных отношениях внутри интеграционной структуры. Напротив, он в своем фундаментальном труде «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы», где были обозначены ключевые принципы интеграции: (1) разноскоростное, (2) многоуровневое, (3) добровольное и (4) равноправное движение в едином направлении. Отсутствие понимания этих основополагающих условий интеграции со стороны Кремля может усилить позиции фракции «государственников» в АкОрде, которые выступают против интеграции.

Второе. Мы условно сокращаем, называя будущее объединение Евразийским Союзом, однако, если уж быть точными, то самой высшей и оптимальной в будущем для Казахстана формой интеграции является Евразийский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ союз. Разговоры о политической интеграции между Россией и Казахстаном никому, кроме некоторых отдельных представителей российской элиты, не нужны. Дальнейшее «продавливание» Россией подобных идей способно обострить внутриполитическую ситуацию в стране и, как следствие, дистанцирование от «северного соседа».

Третье. Реализуя принцип разноскоростного продвижения, Казахстан в ближайшей перспективе будет заинтересован в полноценном обеспечении деятельности Единого экономического пространства. Более того, установленные сроки перехода к Евразийскому экономическому союзу – к 2015 году – необходимо отодвинуть на более реалистичный период. Таким образом, Казахстан перейдет на следующий уровень интеграции не ранее 2020 года. Согласитесь, глупо переходить к экономическому союзу, когда еще не завершено формирование Таможенного союза и не заработало Единое экономическое пространство. Другими словами, к 2015 году Россия и Беларусь могут самостоятельно переходить к Евразийскому экономическому союзу, не дожидаясь готовности Казахстана.

Четвертое. Раз мы говорим об экономической интеграции, надо понимать, что она начинается с интеграции отдельных отраслей и секторов экономики. А какие отрасли у нас с Россией интегрировались или сложились замкнутые взаимодополняемые кластеры? Никакие. Наоборот. Ведущие отрасли казахстанского экспорта – нефтегазовый сектор, металлургическая промышленность и зернопроизводители –  испытывают усиленное торговое давление, вызванное обострением взаимной конкуренции.

Пятое. Защита национальных интересов в рамках Евразийской интеграции является основным вызовом во внешней политике независимого Казахстана. Этот процесс характерен не только для нашей страны, Россия и Беларусь также эффективно отстаивают и укрепляют свои позиции, зачастую даже значительно эффективнее Казахстана...  Естественно, что в такой ситуации резко повышается уровень конфликтности во взаимодействии внутри интеграционной «тройки». Россия должна быть готова к такому сценарию и не воспринимать болезненно справедливые требования Казахстана по обеспечению реализации принципов равноправия и взаимовыгодности.

Таким образом, в целях более тщательного обеспечения экономической и политической готовности населения, а также для полноценной защиты национальных интересов Казахстан пересмотрит темпы своей интеграции с Россией и Белоруссией в сторону пролонгирования сроков перехода на более высокие ступени.

 

Оцените пост

0