место в рейтинге
  • 117169
  • 734
  • 36
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Настоящее

Когда-то в детстве я сняла нижнюю деревянную панель от пианино. И увидела натянутые струны, по которым бьют молоточки от черно-белых клавиш. Мне тогда еще подумалось, что как бы было здорово напрямую извлекать звуки… Но сил хватило ущипнуть только самые тонкие. И слегка провести как на арфе по всей шеренге струн. Вот так и развлекалась, сидя на полу у обнаженного чрева инструмента. Старинное немецкое фортепиано не поняло причину такого надругательства над ним. А это видимо вдалеке от исторической Родины в маленькой девочке проснулась память играющих на жетыгене предков.
С первого взгляда жетыген похож на гусли всем известного по советским мультфильмам Садко. Тот же принцип расположения натянутых струн на деревянном корпусе. Однако при более близком знакомстве становится понятно, что жетыген не так прост. Бараньи косточки или же деревянные подставочки на тонких ножках делят всю струнную поверхность на различные зоны. Но не на «рабочие» и «нерабочие», а на «звучащие по разному». Кроме того, сами деревянные корпусы могут быть разной формы, что еще больше расширяет диапазон звуков. Человеку, незнакомому с этим инструментом и с завязанными глазами, может показаться, что он слышит сразу арфу, гитару, скрипку, на которой звук извлекается щипками, ударный инструмент, а может и другое, что мой недостаточно образованный в музыкальной области слух не может узнать.
Изначально на жетыгене было семь струн, как видно из его названия (жетi – каз. семь). Как гласит легенда, каждая струна натягивалась поочередно после смерти во время Великого голода семи сыновей. Убитый горем отец передал всю свою печаль через кюй, исполненный им на созданном таким образом инструменте.
Сейчас у жетыгена пятнадцать струн. И репертуар исполняемых на нем произведений невероятно широк.
Наверное, некоторые живут в мире, где народным инструментам отводится роль атрибута ряженных на официальных мероприятиях. Что-то вроде неотъемлемой части программы, быстро прогоняемой в самом начале, чтобы дать время собраться опаздывающим. Домбра, жетыген и шанкобыз для них не более чем экзотика. Что-то вроде теплой соленой глубокой воды с волнами. С непривычки разъедает глаза, заливает уши. Да и страшно. Волны накрывают с головой, под ногами теряется опора, понемногу утягивает на глубину… Можно оставаться на берегу своих привычных установок. И изредка любоваться со стороны водной гладью как местной диковинкой. А можно попробовать отдаться своим инстинктам, расслабиться и позволить волнам подхватить себя. И тогда появится логически необъяснимое счастье от моря, от своей легкости в нем. Оно поможет ощутить себя всемогущим великаном, способным на что-то большее, чем на привычном берегу.
Таким было мое знакомство с этно-фольклорным ансамблем «Туран». В мехах и коже, с бубнами, барабанами, кобызами и прочими инструментам они казались первобытными дикарями, машиной времени перенесенными откуда то из далеких веков. Но отдавшись воле звучащего ритма мелодий я позволила проснуться чему то древнему, непонятному, но родному. Какой то части меня самой. Это ощущение было таким потрясающим, что потом я уже специально искала выступления этого ансамбля. Казалось, что удивляться больше нечему. Можно только снова и снова восхищаться магией музыки. Но на концерте студенческого симфонического оркестра консерватории имени Курмангазы перед мировым турне я снова была поражена. При исполнении произведения «Жамиля» композитора Актоты Райымкуловой, написанного по мотивам одноименного романа Ч.Айтматова, соединилось невозможное. Черные классические костюмы и волчьи шкуры. Скрипки и жетыген. Виолончель и кобыз. И это звучало гармонично. Именно так, как оно и должно было быть. Не иначе. То сменяя друг друга, то сплетаясь в единую мелодию, дополняя сложный узор задумки автора…
Конечно же, во время презентации первого альбома Турана я была в числе огромного числа почитателей, заполнивших большой зал консерватории имени Курмангазы. И с удовольствием взяла автографы членов группы на развороте обложки диска: Картенбаевой Корлан, Бекмуханбетова Бауыржана, Нурмолдаева Серика, Арыкбаева Абзала, Медеубек Максата.
30 мая 2012 года в рамках вечеров программы «Алматы – источник вдохновения» прошел концерт под названием «Волшебный голос жетыгена». Было чрезвычайно интересно познакомиться ближе с инструментом, который до этого в моем представлении был лишь дополняющим фоном. Как оказалось, он удивительно многолик и насыщен сам по себе. Прекрасная акустика зала музея народных инструментов в Алматы позволила раскрыться голосам инструментов и исполнителей в самом выгодном ракурсе абсолютно без каких-либо усилителей и аранжировок. Не менее этого потрясла энергетика самих музыкантов. В них, даже в самом юном десятилетнем мастере игры на кобызе, чувствовалась искренняя и преданная любовь к музыке. От их запала можно было бы поджечь факел, подобный олимпийскому огню. И нести от сердца к сердцу, разжигая гостеприимный очаг искусства.
Исполняли кюи, песни, такие знакомые и новые, мелодии, которые уже когда-то все слышали совершенно в другом исполнении и в другой обстановке. И это все на народных инструментах.
А 4 июня 2012 года в концертном зале Фонда Первого Президента состоялась презентация альбома Корлан Картенбаевой «Толкын легi». Эта тонкая и тихая на фоне экспрессивных джигитов из Турана девушка кроме превосходной игры на жетыгене еще обладает сильным завораживающим голосом, а также сама является автором кюев и песен. Ее произведения исполняют как она сама, так девушки, играющие на жетыгене, и этно-фольклорный ансамбль «Туран». Это как аромат любимой сирени. Как стакан чистой прохладной воды после долгой пыльной дороги под палящим солнцем. Как вечерний чай в семейном кругу. Что-то глубоко свое и настоящее.

MadinaR
Импрессионист
12 июня 2012, 9:55
401

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38992
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 11658
  • 177
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3384
  • 52
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
вчера / 16:25
  • 2619
  • 23
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2281
  • 4
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2404
  • 67
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2098
  • 1
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
вчера / 12:29