Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
09:33, 07 июня 2012

Общественный транспорт – правила выживания

По данным социологического опроса, проведенного студентами МУИТа, большинство опрошенных пользуются услугами автобусов. Причиной этого являются «удобство маршрута, доступная цена и оперативность». Но такая популярность этого вида общественного транспорта привела к тому, что в самые «пиковые часы» автобусы переполняются до отказа, создавая неудобства пассажирам.

Blog post image

Маршрутная сеть города  Алматы включает 1806 автобусов, 28 трамвая, 114 троллейбусов. Количество посадочных мест в среднестатистическом автобусе колеблется от 30 до 40 мест, общая вместимость - 70 человек. Но эта цифра только официальная. В утренние и вечерние часы, когда большинство людей идут или возвращаются с работы или учебы, в автобусах буквально негде «яблоку упасть», до того они бывают забитыми. Открытие долгожданного метро ничем не улучшила ситуацию. Многим, не смотря на все плюсы метрополитена все же предпочтительнее привычный им автобус.

«Мне удобнее пользоваться автобусом. Во-первых, его не нужно долго дожидаться, цена приемлемая. На метро хоть и не бывает пробок, но он едет только по определенному маршруту, который вовсе не совпадает с моим», - объясняет студент первого курса, постоянный пользователь автобусов.

Решать кто виноват в этой ситуации весьма затруднительно и бессмысленно. Лучше подумать, что можно сделать с этой проблемой. Если ограничить количество пассажиров, в первую очередь пострадают сами пассажиры. Им придется часами стоять на остановках в ожидании «пустого» автобуса. Увеличить количество автобусов? Тогда это приведет к еще большим пробкам на дорогах. Напрашивается один вывод: алматинские магистрали не справляются с большим потоком автомобилей.

Решений может быть несколько:

1)      ограничить въезд в город для пригородных машин, или сделать его платным для разных зон города. Этот способ применяют в Лондоне, чтоб хоть как то разгрузить многочасовые километровые пробки;

2)      ужесточить требования в выдаче водительских удостоверений;

3)      расширить магистрали в ущерб зеленой зоны;

4)      построить дополнительные станции метро.

Улучшение удобств одних – ущемляет права других. В этом вопросе сложно прийти к единому компромиссу.

 

Еще одна проблема, касающаяся комфортабельности самого популярного вида транспорта, - это способ его оплаты. Во многих автобусах на настоящий момент установлены валидаторы. Этот способ оплаты очень неудобен во время описанных выше «часпиковых» ситуаций. Добраться самостоятельно через всю толпу за билетиком совершенно нереально. И еще одно весьма важное неудобство – валидатор не принимает купюры. И часто пассажиры попадают в не очень удобную ситуацию, если у них не оказывается мелочи. В такие моменты могут нагрянуть проверяющие, и попробуй им доказать, что ты не «заяц».

Кстати, этих самых «зайцев» предостаточно. Не все утруждают себя оплатой проезда, если им нужно проехать пару остановок.

Еще один минус – валидаторы часто ломаются, не выдают сдачу или билетик. В таких случаях водитель вынужден останавливаться, выходить из своего места… Это занимает время, пассажиры возмущаются, ругаются между собой и с водителем.

У контролера не бывает проблем с сдачей. Но они порой бывают очень невоспитанными.

«Они с силой запихивают и выпихивают тебя с переполненного автобуса», делиться впечатлениями респондент.

Во многих автобусах вывешена табличка: «требуйте у кондуктора билет». Но билета, как правило, вам никто не даст.

Стало быть, идеальный вариант это кондуктор и валидатор.

Например, в Санкт-Петербурге на общественном транспорте кроме водителя работает и кондуктор, в обязанности которого входит отвечать на вопросы, связанные с маршрутом. На шее этого кондуктора висит специальный прибор чем-то похожий на маленький кассовый аппарат. Кондуктор принимает наличность у пассажиров, выбивает нужную цифру на этом аппарате, выдает сдачу и распечатанный билет.

Еще несколько интересных фактов об алматинских автобусах:

  • Яркой особенностью городских автобусов в Алматы является особая традиция среди кондукторов, которые на каждой остановке выходя из автобуса (либо высовываясь из открытых дверей) громко объявляют дальнейший маршрут следования. Связано это с последствиями внутренней трудовой миграции населения. В Алматы очень много иногородних, каждый день приезжающих на работу из других населённых пунктов области и много новых жителей переехавших из других областей и плохо знающих город. Подобная практика в других городах Казахстана не встречается.
  • Другой особенностью автобусных маршрутов Алматы, являются так называемые «счётчики». Это люди занимающиеся учётом интервала движения между автобусами одного и того же маршрута, либо разных маршрутов с совпадающими участками. В их задачу входит учёт и запись времени прохождения автобуса данного маршрута с конкретным бортовым номером. «Счётчики» располагаются на узловых автобусных остановках где пересекаются несколько автобусных маршрутов, либо на общих конечных остановках для нескольких маршрутов. Очередной водитель подъехав к «счётчику», может точно узнать свой интервал движения относительно предыдущего автобуса и может рассчитать скорость движения либо время простоя на остановке, чтобы рассчитать максимальное наполнение салона пассажирами. «Счётчики» не состоят на работе в частных предприятиях и в городских коммунальных службах. Это инициатива проявленная исключительно водителями и кондукторами автобусов, связанная с невозможностью строго соблюдать заданный интервал движения из-за постоянно возникающих автомобильных пробок в Алматы. Оплату «счётчикам» производят сами водители за каждую разовую информацию.
       
5