Как написать пресс-релиз? Рекомендации журналиста

Ольга Настюкова 2012 M06 1
10155
21
45
0

Правильная подача привлечет общественное внимание даже к незначительной новости.  Скучный пресс-релиз убивает сенсации

Все сталкивались с ситуацией, когда правильная подача казалось бы, незначительной новости привлекала общественное внимание.  И наоборот, скучный, написанный канцелярским языком пресс-релиз портил хороший информационный повод.

Этот текст  содержит примеры пресс-релизов с разбором часто встречающихся ошибок. В заключении - небольшая шаблонная форма, которая поможет вам составить свой собственный пресс-релиз.

Поехали!

Люди, которые делают новости, живут в очень быстром ритме. Поставьте себя на место журналиста, у которого в один день может быть несколько съемок или интервью. Представили? А теперь подумайте, как максимально точно и эффективно донести до этого человека вашу информацию.

Так же, как и хороший новостной текст, пресс-релиз должен отвечать на вопросы.

  • Кто?
  • Что ?
  • Где?
  • Когда?
  • Почему?

Это правило еще называют принцип  пяти W, потому что в английском языке эти вопросы начинаются на одну букву (англ. who, what, when, where, why).

1. Начинайте текст с самой главной новости или с анонса события.

У вас есть примерно 3 секунды, чтобы «зацепить» внимание читателя!

ПРАВИЛЬНО:

Tele2 выходит на битву за Шымкент!
17 марта 2012 года европейский оператор – дискаунтер Tele2 начнет работу в Южно-Казахстанской области. Жителей и гостей города ждут не просто низкие цены на сотовую связь, но и грандиозный городской праздник, настоящий музыкально-танцевальный марафон и обмен сертификатов на комплекты подключения в режиме нон-стоп на девяти площадках в течение всего дня!

НЕПРАВИЛЬНО:

В мае нам прислали пресс-релиз, который едва не отправился в корзину:

Еще зимой 2011 г-2012 г, ребята, прошедшие курсы лидерства в Международном центре    лидерства Алматы, организовали благотворительный проект «Сказка нашего двора».

Ни для кого не секрет, что город Алматы является самым крупным городом Республики по количеству домов, а также жителей. И как это часто бывает в крупных мегаполисах люди зачастую даже не знакомы со своими соседями по лестничной площадке.

Мы пожелали обратить на это внимание и предложили жителям нашего прекрасного города в преддверии зимних праздников Новый Год и Рождество а также в холодные зимние дни ВМЕСТЕ построить СКАЗКУ.

Закрадывается мысль: произошла ошибка, нам почему-то прислали прошлогодний пресс-релиз. Читаем далее:

… абзац про цели конкурса …

… концепция проекта…

…акция по сбору денег…

И только потом самое главное:

В предверии праздника Дня Защиты Детей  29 мая  мы проведем праздничное открытие детской площадки.

Как говорится, строили-строили, и наконец – построили! Логичнее было бы начать пресс-релиз с этого приглашения.

(Кстати, иногда пресс-службы сознательно смещают акценты в подаче новостей. К примеру, 11 мая 2012 года   «Казахмыс» распространил пресс-релиз , который изначально назывался «Группа Казахмыс провела общее годовое собрание акционеров, подведя итоги деятельности за 2011 год».  Терпеливых журналистов, дочитавших отчет до шестого абзаца, ждала сенсация. Оказывается, председатель совета директоров, миллиардер Владимир Ким, покидает пост).

2. Укажите в пресс-релизе имена и фамилии предполагаемых спикеров, и их должности.

Участники пресс-конференции:

  • Тристрам Перри – Советник Генерального Консульства США по вопросам прессы, культуры и образования
  • Татьяна Гончарова – тренер Баскетбольного клуба «Тараз», участница программы
  • Балгын Сарсек – участница программы (Астана)
  • Ксения Медведева - участница программы (Шымкент)
  • Айгерим Акпан - участница программы (Кызылoрда)
  • Иван Гайна – руководитель отдела детско-юношеского баскетбола Национальной Федерации Баскетбола РК

3. Очертите круг предполагаемых тем для беседы.

О чем будем говорить?

  • Будущее казахстанских стартапов
  • Какая часть покупок билетов может перейти в онлайн?
  • Как работает система Ticketon?
  • Почему система Ticketon появилась только сейчас?
  • Какие препятствия были на пути и как их удалось преодолеть?

4. Меньше оценок, больше фактов, которые трудно опровергнуть! Пишите правду, и обязательно подчеркните пользу, которую вы несете обществу.

В чем разница между фактом — и не-фактом? Вот хороший, простой пример из учебных пособий.

Не факт – эта девушка самая красивая.

Факт – эта девушка выиграла конкурс красоты.

5. Избегайте слишком ярких, оценочных эпитетов.

ПРАВИЛЬНО:

Известный казахстанский певец Нурлан Абдуллин выпустил альбом военных песен к празднику Победы. 8 мая в Алматы, в магазине «Меломан» на Гоголя-Абылайхана в 3 часа дня, состоится пресс-конференция, посвященная выпуску нового альбома «На безымянной высоте».

НЕПРАВИЛЬНО:

В казахстанской пучине под названием «шоу-бизнес» появилась  новая жемчужина с необычным именем Саффана, что в переводе с арабского языка означает Жемчуг.

Особенно оценочные эпитеты любит казахстанская оппозиция (вспомним «кровавых блоггеров», «неправедные суды и тд.») и …. — эзотерики. Последние время от времени присылают нам анонсы встреч с  Великими Учителями,  и Космическими Гуру.  Публикуя такое, помните, журналисты – скептические люди.

ПРАВИЛЬНО:

Приглашаем на встречу с Владимиром  Калабиным – это  один из самых гибких людей планеты. Опыт личной практики йоги более 20 лет. Поэт, путешественник, искусствовед, этнотерапевт, музыкант, певец, автор и исполнитель музыкальных произведений. Исследователь и знаток рун, традиционной культуры народов Сибири, русского Севера, Прибалтики, Скандинавии.

НЕПРАВИЛЬНО:

Мы хотели бы пригласить вдумчивых журналистов на уникальную встречу в Астане -  пресс-конференцию с Александром Геннадьевичем Хакимовым и презентацию его новых книг. Это мудрейший человек, беседа с которым будет интересна и полезна для каждого.

6. Соблюдайте правила орфографии.

Один из самых распространенных вопросов – как писать названия компаний, брендов и т.д. На английском языке — без кавычек, на русском – в кавычках. По-английски — ресторан Burger King. А вот калька «Бургер кинг» — уже  в кавычках.

Вряд ли к вам отнесутся серьезно, если вы присылаете очень неграмотные письма.  Если вы  сильно торопитесь, и глаз «замылен», пишите в ворде, а не сразу в теме письма. Система поможет избежать опечаток.

7. Укажите максимально точный адрес  и контактные телефоны лица, которое занимается организацией мероприятия.

Можно нарисовать схему, или дать ссылку на карту в google-maps. Например, как это делает Корейский театр. Контактные телефоны нужны, если у кого-нибудь возникнут дополнительные вопросы.

8. Пишите кратко и лаконично. Не прикрепляйте к документу больших графических файлов.

Да, у многих есть желание поведать миру о себе как можно больше. Но полотно в три-четыре листа в редакции, скорее всего, не прочитают. А если прочитают, то не напечатают. Поэтому постарайтесь уместить пресс-релиз на одном, максимум двух листах.  Этого вполне достаточно для написания хорошей новости. Избегайте и слишком коротких сообщений, в одно-два предложения.

Хорошим тоном считается не прикреплять вместе с пресс-релизом «тяжелые» файлы.  Увы,  в наш век новых технологий еще есть офисы, где лимитируют трафик, и конторы с медленной скоростью соединения интернета. Если вы очень хотите поделиться снимками высокого разрешения, залейте их в файлоообменник, и пришлите ссылку. Кто хочет – скачает сам.

9. Напишите доброжелательное сопроводительное письмо.

Как правило, пресс-релизы прикрепляют к основному письму.  Отправляя документ, непременно расскажите, какая информация находится в прикрепленном файле.

Уважаемые коллеги, добрый день! Предлагаем Вашему вниманию пресс-релиз о  мастер-классе уникального российского специалиста в области Интернет-маркетинга Алексея Довжикова, который пройдет в Алматы с 27 по 29 апреля. Пожалуйста, передайте эту информацию Вашим маркетологам.

С уважением, Марина Попова,
Агентство Insight
тел.

10. Если вы организуете несколько мероприятий, присылайте  отдельный анонс на КАЖДОЕ событие, с указанием даты, времени темы и адреса.

ПРАВИЛЬНО

Срочно! 2 пресс-конференции!

15 мая 2012 года в 12 часов в Казахстанском Пресс-клубе (мкр. Самал-2, 58, блок А, ул. Фурманова уг. пр. Аль-Фараби Бизнес-центр «САТТІ», 2 этаж) состоится пресс-конференция на тему: «Эксперты рекомендуют обеспечить доступность для общественности информации о расходах на здравоохранение».

15 мая 2012 года в 14 часов в Казахстанском Пресс-клубе (мкр. Самал-2, 58, блок А, ул. Фурманова уг. пр. Аль-Фараби Бизнес-центр «САТТІ», 2 этаж) состоится пресс-конференция на тему: «Благотворительность в Казахстане: честность и прозрачность гарантированы!»

НЕПРАВИЛЬНО

Уважаемые журналисты и представители СМИ!

Сообщаем, что 30 мая  и 1 июня 2012 года, в 14:00 час. в «Доме журналистов» города Астаны состоятся пресс-конференции, посвященные Всемирному дню без табака и Международному дню защиты детей на темы: «Стоп вмешательству табачной  индустрии» и «Защищаем, потому что любим».

В связи с этим, приглашаем журналистов  и представителей СМИ принять участие в работе вышеуказанных пресс-конференций для освещения данной тематики.

 

Удачи!

Ольга Настюкова

Оцените пост

45

Комментарии

1
Вот прям хорошо. Честно. Спасибо.
0
Оля достали тебя с "пресс-релизами"?))) Скину твой эпос молодым и себе скачаю шаблончик. ))))
1
Достали. Некоторые пресс-релизы приходится переписывать, чтобы "играло" хотя бы первое предложение - лид. А еще нам звонят и просят "а к нам на пресс-конференцию никто не пришел, а мы тут сидим, пригласите срочно каких-нибудь своих журналистов". А еще жалуются. А еще...
Но про это будет следующий пост.


0
А можно шаблон как правильно писать канцепцию к проектам?
Показать комментарии